Семь пределов высшей и нижней земли

35) «Земля же была пустынна и хаотична»23. «Земля» – это высшая земля, Нуква Зеир Анпина, у которой вообще нет своего света. Слово «была» указывает, что земля уже была вначале во всем подобающем совершенстве, однако теперь превратилась в «пустоту, хаос и тьму». «Была» – означает, что была в совершенстве, а затем сократила себя и сократила имеющийся в ней свет. И тогда стала она «пустынна и хаотична, и тьма и дух…» И это четыре основы мира, получившие свое завершение на земле.

36) «И (ве-эт) землю» указывает на включение нижней земли, которая стала подобной высшей (земле) в этих пределах, как сказано: «Земля же была пустынна и хаотична, и тьма и дух…»23 Это пределы земли, называемые Эрец (поверхность земли), Адама (почва), Гай (долина), Нешия (могильная земля), Ция (сушь), Арка (пропасть), Тевель (земной мир). И самая большая из всех земель – это Тевель (земной мир), и о ней сказано: «И Он будет судить землю (тевель) по справедливости»24. И такого не сказано об остальных землях. Отсюда видно, что она важнее всех.
Зоар выясняет, как эти семь земель делятся на четыре основы «пустота, хаос, тьма и дух» таким образом, что речение «и земля была пустынна»23 устанавливается на нижней земле мира Асия, а не на высшей земле.

37) Рабби Аба говорит, что земля, называемая Ция (сушь), это место преисподней, как сказано: «сушь (ция) и могильная тьма»25, и также как «могильная тьма» – это название преисподней, так же и сушь (ция) прилегает к ней. Сказано: «И тьма над бездною»23 является местом преисподней, и это сушь (ция) – место ангела смерти, который омрачает лица творений. И это место высшей тьмы, как сказано: «Земля же была пустынна и хаотична, и тьма и дух…»23

38) «Пустынна» – это Нешия (могильная земля), и называется она так, потому что там не проявляется никакой образ, пока она не покроется полностью тьмой. Потому что Нешия означает «тьма», и в пустынности не проявляется никакой цвет и образ26. «И хаотична» – это земля Арка (пропасть), место, которое не забывается. Есть у него форма и образ, поэтому оно не забывается, как пустынность. Рабби Хия говорит, что хаосом является земля Гай (долина), а не Арка (пропасть). «И дух Всесильного (Элоким)»23 – это земля Тевель (земной мир), получающая питание от «духа Всесильного (Элоким)», т.е. от духа Бины, называемого Элоким. И все они как одна ступень.
И выяснились, со слов рабби Аба, только четыре верхних земли: Нешия (могильная земля), Ция (сушь), Арка (пропасть), Тевель (земной мир). Нешия (могильная земля) соответствует пустынности, Ция (сушь) – тьме, Арка (пропасть) – хаосу, Тевель (земной мир) – духу Всесильного (Элоким). И это – четыре основы мира, получившие свое завершение на земле: огонь, воздух, вода и земля. Нешия (могильная земля) – это пустынность и основа «земля». Ция (сушь) – это тьма и основа «огонь». Арка (пропасть) – это хаос и основа «вода». Тевель (земной мир) – это дух Всесильного (Элоким) и основа «воздух». И почему он совсем не выясняет три нижние земли: Эрец (поверхность земли), Адама (почва), Гай (долина)?
Потому что эти семь земель считаются как один парцуф, рош и гуф. Высшая земля, Тевель, соответствующая Бине – это рош. А нижние шесть земель – это тох и соф парцуфа. Арка, Ция, Нешия являются свойством тох, т.е. ХАГАТ до хазе, где Арка – это основа «вода» и Хесед. Ция, являющаяся основой «огонь», это Гвура. Нешия, являющаяся основой «земля», это Тиферет и Малхут вместе, до хазе. А от хазе и ниже – это свойство только Малхут. Таким образом, во всех четырех землях уже есть все свойства парцуфа, т.е. Бина, ХАГАТ и Малхут. И поэтому нет необходимости выяснять три нижние земли. И несмотря на то, что они представляют собой три свойства НЕХИ, всё же являются распространением одной только Малхут, т.е. распространением пустынности от хазе и ниже. И поэтому нет в них никакого нового свойства, и неправильно будет спросить – ведь Тевель является основой «воздух», т.е. Тиферет, а не пустынность? Но дело в том, что Тевель – это воздух Бины и считается Биной. А Тиферет этого парцуфа находится в свойстве Нешия.

39) Подобно тому, как выяснились семь пределов в нижней земле мира Асия, есть такие же в высшей земле – т.е. в Малхут мира Ацилут, являющейся свойством земли в Малхут мира Ацилут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *