147) «И сказал Всесильный: «Да будет свет!»»136 Отсюда следует, что Творец извлек эти саженцы с их места и посадил в другом месте. Это следует из сказанного: «Да будет». Объяснение. ЗОН называются саженцами Древа жизни. И всё то время, пока они были на своем месте, т.е. до подъема Малхут в Бину, ЗОН не были достойны получить какой-либо свет137. И поэтому извлек их Творец с их места, поднял и посадил в месте Бины, и там они стали способными получить высший свет.
И это следует из слов «да будет свет (ейи́ ор יהי אור)», где буквы «йуд-хэй יה» слов «да будет (йуд-хэй-йуд יהי)» – это Аба ве-Има, а последняя «йуд י» слов «да будет (йуд-хэй-йуд יהי)» указывает на вхождение «йуд י» в свет (ор אור) Абы ве-Имы, и образуется свойство «воздух (авир אויר)». И благодаря этому соединяются ЗОН с Аба ве-Има и становятся способными получить от них свет138. Свет, который уже был, ибо сказано: «И появился свет»136. Ведь не сказано: «И был свет», а сказано: «И появился свет», отсюда следует, что свет уже был.
Когда увидел Творец, что поколения грешников недостойны получать свет, Он упрятал его для праведников, как сказано: «Свет посеян для праведника»139, то есть, этот свет был укрыт и посеян с тем, чтобы получили его только праведники, а не грешники. Поэтому говорится: «И сказал Всесильный: «Да будет свет!»»136, где слова «да будет» указывают на скрытие света138. Потому что буквы «йуд-хэй יה» слов «да будет (йуд-хэй-йуд יהי)» – это свет Абы ве-Имы, а последняя «йуд י» слов «да будет (йуд-хэй-йуд יהי)» указывает на вхождение «йуд י» в «свет (ор אור)», и он становится свойством «воздух (авир אויר)». И это определяется как скрытие и посев света для праведников как сказано: «Кто побудил от востока праведность, назвал ее спутником своим?»140
Объяснение. Вследствие входа «йуд י» в свет (ор אור) Абы ве-Имы опускаются буквы ЭЛЕ (אלה) имени Элоким (אלהים) из Абы ве-Имы в ЗОН, и в Абе ве-Име остаются только буквы МИ (מי) имени Элоким (אלהים), и благодаря этому ЗОН становятся способными получить свет Абы ве-Имы. Получается, что две буквы МИ (מי) Абы ве-Имы являются корнем всех мохин ЗОН138. Как сказано: «Кто (МИ) побудил от востока?»140 «От востока» – указывает на Зеир Анпин, «праведность» – это Малхут. То есть две буквы МИ пробудили мохин для Зеир Анпина, на который указывают слова «от востока», и для Малхут – праведности. Пробудили – означает начало пробуждения мохин, потому что мохин с помощью МИ приходят только в начале.
148) «И увидел Всесильный свет, что он хорош»141 – т.е. Творец видел деяния грешников и скрыл его. То есть не видел сами деяния грешников, но видел величие самого света, что хорошо скрыть его, и тогда он не будет раскрыт миру. «И увидел Творец свет» – т.е. увидел, что он светит от края мира и до края, и хорошо скрыть его, чтобы не наслаждались от него грешники мира. Ведь если грешники мира насладятся от этого большого света, они больше не придут к раскаянию. Подобно тому, как сказано: «Как бы он не простер руку свою и не взял от Древа жизни и не вкусил и не стал бы жить вечно»142. Имеется в виду, что у него больше не возникнет потребность и побуждение прийти к раскаянию, и тогда останется неисправленным ущерб, который причинил он Древу познания. Поэтому изгнал его Творец из Эденского сада.
149) «И увидел Всесильный свет, что он хорош»141 – увидел, что не будут пребывать в нем гнев и суды. Сказано здесь: «Что он хорош», и про Билама сказано: «И увидел Билам, что хорошо в глазах Творца благословлять Исраэль»143. Так же, как и там означает – чтобы не пребывало проклятие над Исраэлем, так же и здесь значение сказанного – чтобы не пребывали больше никакой гнев и суды. И это подтверждает конец отрывка: «И отделил Всесильный свет от тьмы»141, означающий, что Он устранил разногласие между правой и левой линиями с тем, чтобы всё пребывало в совершенстве144. И также начало этого отрывка указывает на устранение ярости и гнева.
И хотя совместил Творец свет и тьму, т.е. правую и левую линии, как одно целое, с помощью средней линии, все же исчезли гнев и разногласие. И поэтому сказано: «И увидел Всесильный свет, что он хорош», и нет в нем никакой ярости и гнева.
150) Высшее свечение, Бина, нужно для того, чтобы светил этот свет, и от этого света нисходит радость ко всем. И это правая линия, которая облачилась в печати, оставленные левой. Объяснение. В то время, когда левая светила без взаимодействия с правой, она светила в ярости и гневе, и образовалась от нее преисподняя145. И это означает, что образовались печати при свечении левой линии. И вследствие этого правая линия получила силы присоединить к себе левую линию с помощью средней линии. И тогда правая линия увенчалась свечением Хохмы, раскрывающимся в левой линии.
Сказано: «Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя»146. «Велико благо Твое» – указывает на первый свет, который скрыл Творец «для боящихся Тебя» – для праведников, боящихся греха, чтобы только они наслаждались от света, а не грешники.