419) «И сказал Творец: «Да не будет Мой дух судить человека вечно, ведь к тому же он – плоть»»402. Когда Творец создал мир, Он создал этот мир, Малхут, чтобы пользоваться ей, как высшим миром, Биной. Иными словами, Он сделал так, чтобы все света, светящие в Бине, светили также и в Малхут, в этом мире. И когда люди в мире являются праведниками, т.е. идут прямым путем, Творец пробуждает дух жизни, т.е. мохин, наверху, в Бине, пока эта жизнь не достигает места, где находится Яаков, Зеир Анпин, потому что от Бины они нисходят в Зеир Анпин.
420) И оттуда проистекает жизнь до тех пор, пока не распространяется этот дух жизни в этот мир, Нукву, в место, в котором пребывает царь Давид. И оттуда нисходят благословения ко всем нижним, находящимся в мирах БЕА. И этот высший дух распространяется, нисходя вниз, и нижние могут существовать в мире.
421) И поэтому сказано: «Навеки (леолам לעולם) милость Его»397 с буквой «вав ו», и это мир (олам עולם) царя Давида, этот мир, Нуква. И эта «вав» является духом жизни, нисходящим в мир. И поэтому сказано: «Не будет дух Мой судить человека вечно (леолам לעלם)»402 без «вав ו». Ибо когда этот дух нисходит в этот мир, выходят оттуда благословения и жизнь для существования всего. А теперь, в поколении потопа, люди стали грешить и притягивать наполнение сверху вниз, испортив среднюю линию, и стали держаться левой линии. И всё ушло из мира, для того чтобы дух жизни не являлся в этот мир для наслаждения нижних, и они смогли бы существовать в нем. И поэтому говорится здесь «навеки (леолам לעלם)» без «вав ו», так как они испортили среднюю линию, «вав ו», дух жизни, и стали держаться левой линии.
422) «Ведь к тому же (бешагам) он – плоть»402. Поэтому не будет передаваться дух жизни этому миру, чтобы не взращивать змея, т.е. нижнюю из ступеней, называемую «плоть», чтобы не усилился он благодаря этому духу жизни и дух святости не смешался с духом нечистоты змея. И сказанное «ведь к тому же (бешагам) – он плоть» означает: ведь к тому же первородный змей, называемый плотью, благословится с помощью этого духа жизни. И поэтому называется змей плотью, как сказано: «Конец всякой плоти пришел предо Мною»403. И это ангел смерти, являющийся первородным змеем. Ведь этот змей называется плотью.
«Пусть будут дни жизни его сто двадцать лет»402 – т.е. ожидание башни единства. Нуква называется башней только в то время, когда она поднимается в ХАГАТ и соединяется с ними как четвертая по отношению к праотцам. И поэтому она называется башней единства. И тогда есть у нее три вида связи, в которых ХАГАТ и Нуква соединяются друг с другом, и это четыре ступени, в каждой из которых десять сфирот, всего сорок (мэм). Есть связь сорока со стороны правой линии, и также связь сорока со стороны левой линии, а также связь сорока со стороны средней. И трижды сорок – это сто двадцать лет, т.е. сфирот.
И мы изучаем, что рабби Йоханан бен Закай из всех ста двадцати лет своей жизни сорок лет занимался торговлей, сорок лет учился и сорок лет – обучал. Потому что это – три вида связи в Малхут. Сорок лет занятий торговлей – со стороны правой линии, сорок лет учебы – со стороны левой линии, сорок лет обучения – со стороны средней линии.
И поэтому: «Да не будет дух Мой судить человека вечно (леолам)»402 сказано без «вав», так как они испортили среднюю линию и стали держаться левой линии, чтобы притягивать от нее наполнение сверху вниз. Поэтому им не будет светить дух жизни, «ведь к тому же (бешагам) он плоть»402 – потому что змей, называемый плотью, сможет расти от него. Однако «пусть будут дни жизни его сто двадцать лет»402 – т.е. необходимо исправить Малхут, чтобы она получала от всех трех линий, трижды сорок, всего – сто двадцать лет. То есть число сто двадцать лет – это время ожидания и исправления башни единства во всех трех видах связи, – т.е. дух жизни вернется и будет светить нижним.