1) Когда возникло у Творца желание оживить мертвых и исправить этих мэлахим, разбившихся и упавших в мир Брия, повелел и поднял Ма»Н снизу вверх, благодаря чему совершился высший зивуг хохмы и бины внутреннего А»К, и вывел там Новый М»А, и исправились мэлахим.
Ор пними
1) оживить мертвых: Т.е. семь прежних мэлахим, упавших в БЕ»А разобщения, и это падение считается смертью, так как находящиеся там отделены от света жизни, что означает, как написано, что свет хохма оживит владеющих им, потому что действительно, свет хохма, как известно, называется светом жизни. И потому называются три мира БЕ»А мирами разобщения, что свет хохма не может распространиться туда, и вся их действительность – «умрут и не в мудрости», и нет для них иного исправления, кроме поднятия в Ацилут, то есть в место, где хохма находится для распространения в них. Поэтому, когда поднимаются в мир Ацилут, считается, что возродились к жизни, что удостоились ор хая. Об этом он говорит: «Когда возникло у Творца желание оживить мертвых». То есть, поднять их из БЕ»А в Ацилут, и это внутренний смысл выражения «возрождение мертвых». И это называется в Каббале «исправление семи мэлахим».
повелел и поднял Ма»Н снизу вверх: То есть, с места ЗО»Н до кэтэра. И уже хорошо уяснили ранее вопрос поднятия Ма»Н и оттуда прокомментируем. Но здесь необходимо дополнительно понять принципиальный вопрос, что эти Ма»Н – это семь светов, оставшихся от семи мэлахим, или другими словами, решимот, которые оставили света дэ-За»Т после их смерти, как пишет Ари далее по тексту. Так как после окончательного очищения экрана дэ-Некудим от всего авиюта дэ-гуф, имеющегося в нем, он, как известно, вернулся и поднялся к своему корню, в рош дэ-Некудим, со всеми решимот, включенными в него. И потому, что экран уже пришел туда, в зивуг даат Некудим, в первом уровне, как сказано об этом в предыдущих частях в «Ор пними», оказалось, что его последняя ступень – это уровень 1, поэтому экран огрубился от силы включения его в рош, только в степени авиюта кэтэра, так как последняя его ступень исчезла. Отсюда вывод, что мог выйти на него только уровень малхут. Поэтому считается, что нижняя хэй, включенная в экран, поднялась из эйнаим к кэтэру, и произошел зивуг в сфире кэтэр. И отсюда следует, что поднятие Ма»Н, о которых говорится, произошло в месте кэтэр.
Вопрос: Что такое оживление мертвых по Каббале?
Оживление мертвых не имеет отношения к кругооборотам жизни и смерти нашего тела. Вернее, у нашего животного тела вообще нет кругооборотов — оно умирает и распадается (животная и растительная его части превращаются в неживую материю, элементы), а душа сопровождает новое животное тело (хотя и это требует пояснения).
Каббала рассматривает только желание и его наполнение, в мере подобия наполнению-свету. Поэтому, «воскрешение мертвых» означает воскрешение мертвых желаний, которые до этого были мертвыми желаниями, т.е. непригодными для получения света, а теперь исправились — обрели возможность наполниться светом жизни.
Птиха. п.104. Первый парцуф таамим мира Некудим возник с уровнем кэтэр, его рош находится в Аба ве Има, а гуф распространяется вниз. Такой парцуф называется не А”Б, а мелех а-даат, который содержит в себе все, что должно находиться в ЗА”Т мира Некудим, т.е. включает в себя все их сосуды.
В отличие от верхних парцуфим А”Б-СА”Г, нижние парцуфим называются «мелахим». На решимот далет/гимэл Аба ве Има делают зивуг дэ-акаа и спускают вниз большой свет. Состояние совместного действия Аба ве Има называется даат, потому что зивуг происходит на свет хохма. Парцуф, который распространяется от них вниз, называется мелех а-даат. Эти парцуфим называются «мелахим», потому что они происходят от малхут. Затем этот парцуф разбивается, и от него остаются разбитые сосуды, которые, соединяясь с АХА”П, тоже падают вниз.
В мире Некудим происходят действия, аналогичные действиям, происходящим в мире А”К. Сначала происходит зивуг на решимо далет/гимел, когда соответственно парцуфу А”Б выходит парцуф мелех а-даат, а затем потеря авиют гимэл и зивуг на гимел/бэт, как в СА”Г, далее бэт/алеф, алеф/шореш.
….
оба эти парцуфа называются мелахим, потому что над ними властвует малхут, которая поднялась в бину. Как А”Б, так и СА”Г мира Некудим включают в себя по четыре частных парцуфа: один от таамим и три от некудот, т.е. всего 8 мелахим. Промежуточные парцуфим, выходящие на авиют шореш, не в счет, потому что они не имеют распространения в гуф.
Первый парцуф называется мелех а-даат, который при ослаблении экрана включает в себя еще три: мелех хэсэд, мелех гвура и мелех шлиш элион дэ-тифэрэт. Второй парцуф называется шней шлиш тахтон дэ-тифэрэт, мелех нэцах ве ход, мелех есод и мелех малхут. Парцуфим мира некудим называются по именам сфирот дэ-гуф, потому что они возникают на материале гуф парцуфа некудим. Все эти 8 мелахим – это возможные меры получения света под парса ради Творца. Но экраны с силой противостояния эгоизму исчезли, свет из них исчез, и они считаются падшими, т.е. упавшими ниже всех духовных желаний.
…..
Почему в мире Некудим парцуфим называются мелахим? Потому что они находятся в гадлут, большом состоянии, которое выходит из катнута, малого состояния с ор нэфеш, который называется ор малхут. Несмотря на то что есть восемь уровней, существуют только семь мелахим, потому что есть всего семь нижних частей, ступеней. И также в рош есть только семь шорошим (корней) для их распространения.
При падении мелахим тот из них, кто был выше всех, лишившись экрана, падает ниже всех. Все 8 мелахим были разными по уровню. Если это был сосуд кэтэр, то он упал в малхут. Если же это был сосуд бина, т.е. отдающий сосуд, то он падает не так низко.
Сфирот дэ-рош имеют такие названия:
• ГА”Р дэ-кэтэр – мецах;
• Хохма – эйнаим;
• ГА”Р дэ-бина – никвей эйнаим;
• ЗА”Т дэ-бина – озэн ;
• З”А – хотем;
• Малхут – пэ.
……..
Учение Десяти Сфирот
Часть 7. 10 сфирот 7-ми начальных разбившихся мэлахим
пункты 1-2
* 1) Знай, что у этих мэлахим корень – это первый БО»Н, который вышел из свечения эйнаим дэ-А»К, называемого миром Некудим. И каждая малхут, которая имеется в каждом из миров, образуется из этого БО»Н. Т.к. имеется малхут в Арих, в АВ»И и в ЗО»Н. И все они выяснены с помощью М»А, который вышел из мецах дэ-А»К, т.е. из свойства захар. И мы уже выяснили, что нет сфиры, которая не содержала бы 10 сфирот, и потому в каждой сфире каждого из миров должна быть малхут, образованная из этих мэлахим.
Ор пними
1) «У мэлахим корень – первый БО»Н»: т.е. в мире исправления это имя АВА»Я с наполнением хэйин, что в гематрии дает БО»Н. И несмотря на то, что в их источнике это АВА»Я дэ-САГ, т.е. некудот дэ-СА»Г, как пишет АРИ («Эц хаим», шаар 10, в конце главы 3): «и в будущем, когда будут полностью исправлены все эти мэлахим, возвратится прежнее имя СА»Г и аннулируется имя БО»Н, и это – возвращение мира к тоху и боху, и тогда будут только 2 света: А»Б и СА»Г». При всем том, в мире исправления спустились некудот дэ-СА»Г и образовали имя БО»Н, что означает нукву имени М»А, менее важную относительно него, и все, что имеется в ней, она получает от свойства захар, т.е. от АВА»Я дэ-М»А. Поэтому мы всегда называем ЗА»Т дэ-Некудим по имени БО»Н, несмотря на то, что это некудот дэ-СА»Г.
И на самом деле, считается, что парцуф, который вышел посредством зивуга в масахе бхины алеф, который называется ор эйнаим, это – АВА»Я дэ-М»А. Это означает – 10 сфирот на уровне З»А, однако называется АВА»Я дэ-М»А по 2-м причинам: 1 – потому, что там имеется свет захар, который вышел на бхину бет дэ-итлабшут, которая называется ИШСУ»Т, как сказано выше, (ч.6, О»П, п.14, со слов «и способствовала»). А уровень ИШСУТ называется АВА»Я дэ-С»АГ.
2-ая причина – из-за келим дэ-Некудим, которые являются свойством некудот дэ-СА»Г дэ-А»К, т.е. 9 нижних сфирот дэ-СА»Г, спустившиеся вниз под табур дэ-А»К. Свет исчез из них, и эти келим перешли в 10 сфирот мира Некудим, (как это описано в ч.6, О»П, п.38, со слов «и следует знать»). И поэтому они называются по имени некудот дэ-СА»Г.
«Малхут, которая имеется в каждом из миров, образуется из этого БО»Н»: т.к. посредством подъема нижней хэй, т.е. малхут, на место эйнаим, т.е. хохма, перемешалась и объединилась малхут с каждой из 10-ти сфирот. Оттуда и далее находится эта малхут, объединенная с высшей хэй, в составе каждой сфиры и каждого парцуфа, (как это описано в ч.6, О»П, п.38, со слов «10 точек»).
2) И когда высший Создатель начал создавать мир, то создал, сотворил, произвел и сделал 4 мира АБЕ»А, и начал выяснять упомянутых мэлахим, которые умерли, и то, что выяснено из него, поднялось в святость миров, а то, что не выяснено, осталось в виде клипы и примесей. Однако основа всех этих примесей и мелахим, их корень – зто первый Бо»Н, и это – один парцуф Адама от его рош до раглаим, и есть в нём клипот соответственно от его рош до раглаим.
Ор пними
2)«этих примесей и мелахим, их корень – это Бо»Н»: следует хорошо понять эти примеси – что это такое? И каким образом они имеют корень и приходят из имени Бо»Н.
Дело в том, что как мы уже знаем, что келим в каждом парцуфе приходят к нему от его высшего. Т.к. после того, как исчезли света 10-ти сфирот де-гуф высшего и остались келим 10-ти сфирот пустыми, без света, эти келим переходят к нижнему, и они наполняются светами нижнего, как описано…
В соответствии с этим пойми, что келим 9 нижних сфирот парцуфа САГ де-АК, опустевшие от светов при цимцуме НЭХ»И – это келим некудот де-САГ, который называется по имени БО»Н. И мы выяснили, в Ор Пними, что 9 нижних сфирот де-САГ де-А»К, распространившиеся на место НЭХ»И парцуфа кетер де-А»К, смешались там с бхиной далет, находящейся в келим де-НЭХ»И парцуфа кетер де-АК, что бхина далет примешалась к каждой сфире до хохма, см. там . Таким образом, имеется смесь бхины далет с келим де-СА»Г в каждом их свойстве.Мы также иыяснили выше причину того, что света и келим де-СА»Г, смогли светить на месте бхины Д де-АК, потому что на свет СА»Г не было цимцума, т.к. это свет бины, а цимцум был только на свет хохма, см.там, в соответствии сэтим находим, что затем, когда эти келим перешли в ЗА»Т де-Некудим, и АВ»И де-Некудим произвели зивуг де-гадлут ПБ»П, и продолжили уровень хохма на их место снизу-вверх, в виде рош, а затем, передали этот свет хохма в ЗА»Т де-Некудим, где была примешана бхина Д в каждую их сфиру, и таким образом этот свет не мог облачиться в эти келим, т.к. бхина Д уже произвела цимцум, чтобы не получать свет хохма, и потому, когда свет продолжился внутрь кли и cтолкнулсяс бхиной Д, смешанной с кли, он сразу изчез и вышел из всех келим, и кли также разбилось и умерло, по причине бхины Д, в нём, поглотившей что-то от света прежде, чем он исчез оттуда, и это поглощение (еника) вызвало изменение формы (свойств)в виде пртивоположности Создателю, который является светом жизни, и потому называется смертью.
Находим, что это смешивание бхины Далет с келим де-САГ, т.е. с бхиной Бет, вызвало разбиение и смерть келим, и потому определяется это смешивание по имени «примеси» в келим, т.к. это те части в келим, которые не могут получить высший свет, и по их причине произошел дефект во всех келим, также и втех частях, которые пригодны для получения света, т.е. в келим де-САГ, являющихся бхиной Бет.
И об этом сказано: «когда начал создавать миры, и т.д., и начал выяснять мэлахим, ….в виде клипы и примесей.» т.к. после того, как свет изчез из келим и келим умерли и упали в отделённые миры, в БЕ»А, то вернулся тогда Создатель и выяснил разбитые келим мэлахим, что означает: выяснил части, пригодные для облачения высшего света, относящиеся к келим де-САГ, и это парцуфим Ацилута, их часть со стороны Бо»Н. А сигим, смешанные с бхиной Далет, которыекоторые не выяснены, остались в БЕ»А внутри клипот. Итак, мы выяснили, что сигим – это части бхины Далет, перемешавшиеся с келим дэ-СА»Г, и это смешивание имеет корень в келим дэ-Некудим, называемых БО»Н, и об этом написано, что «сигим и мэлахим имели корень в БО»Н», т.е. в Некудим.
«И есть в нем клипот соответственно от его рош до раглайм»: Поскольку ЗА»Т в целом определяются как один полный парцуф с рош и гуф, и это – со стороны того, что получили свет ГА»Р и рош от зивуга на гадлут в АВ»И, как описано в 6-ой части. И поскольку все ЗА»Т разбились – и паним, и ахор, как описано далее в данной части, и вследствие того, что бхина Далет была перемешана с каждым свойством келим дэ-Некудим, поэтому в нем имеются клипот, от его рош и до раглайм, т.е. сигим, оставшиеся в клипот, как сказано выше.
……
2) И уже было выяснено выше, что семь светов мэлахим дэ-Бо»Н поднялись и включились и облачились в три линии хохма, бина и кэтэр, распространившиеся до конца вышеупомянутого места, которое есть ХаГа»Т. И вот теперь вернулось упоминавшееся ранее распространение и собрались вверху. И вернулось к первоначальному состоянию, когда в местах наверху не было ничего, кроме ГА»Р. И поднял с ними в высшие места семь нижних светов. И находились теперь все семь нижних светов вверху в месте бина, потому что она мать этих сыновей и там находится место беременности и зародыша.
Ор пними
2) вернулось распространение и собрались вверху и т.д. И поднял с ними в высшие места и т.д. все семь светов: Т.к. все распространение было в состоянии «нижняя хэй в эйнаим», и теперь, когда окончательно очистился экран от всего авиюта гуф состояния нижняя хэй в эйнаим, они также поднялись и ушли с экраном и решимот к своим корням в рош в состоянии Ма»Н.
Необходимо вспомнить здесь, что писал Ари выше (часть 7, пункт 49), что эти ахораим, упавшие в ХаГа»Т, это ступень Ма»Н дэ-АВ»И, которые ЗО»Н поднимают к ним всегда до конца исправления. Также известно, что распространение трех линий КаХа»Б в ХаГа»Т это ахораим дэ-кэтэр и АВ»И, упавшие в ХаГа»Т, отсюда вывод, что эти решимот, или семь светов, это МА»Н для нужд ЗО»Н всех пяти пацуфим Ацилута. И ахораим дэ-кэтэр и АВ»И, которые являются распространением трех линий КаХа»Б, это Ма»Н для нужд Га»Р всех парцуфим Ацилута. Запомни это. Также обдумай здесь, как ЗО»Н, являющиеся семью светами, подняли Ма»Н дэ-АВ»И, являясь их ахораим? Потому что очищение экрана За»Т подняло вышеупомянутое распространение вверх к их корням, к ГА»Р, как объясняется в тексте Ари, часть 7, пункт 49.
в месте бина, потому что она мать этих сыновей и там находится место беременности и зародыша: Так как категория «поднятие Ма»Н» имеет место только в сфире бина. И даже поднятие Ма»Н в малхут тоже происходит лишь после того, как она исправилась в тикуним дэ-Има, как написано об этом в своем месте. Причина этого в том, что вся связь поднятия Ма»Н происходит из силы отношения бины прямого света к ЗО»Н прямого света (см. часть 7, Ор пними, пункт 24). И потому не имеет места в остальных сфирот, что нет у них этого отношения.
Вопрос № 98
З”А и нуква, объединившись в МА”Н, поднимаются в Аба вэ Има… Тут необходимо сказать, что это решимот дэ-З”А и нуква.
…В пространстве Аба вэ Има совершается зивуг, и после разделения З”А и нуквы нуква получает руах, который представляет собой суть ее гвурот, то есть ее ГА”Р… Даются экраны.
…Которые дополняют ее ступень нэфэш до А”Б, СА”Г, М”А, БО”Н. Это значит, что в этом предварительном зивуге (паним бе-паним относительно ЗО”Н) муж производит исправление келим нуквы. Но относительно АВ”И этот зивуг считается зивугом ахор бе-ахор. АВ”И находятся в состоянии хафэц хесэд (состояние бина) и никогда не совершают полный (с точки зрения своей ступени) зивуг – это произойдет только после Гмар Тикун, когда все МА”Н поднимутся вместе.
А пока АВ”И совершают зивуг только для ЗО”Н, поскольку ЗО”Н использует для этого келим Аба вэ Има. То есть ЗО”Н включается в зивуг АВ”И… Решимот дэ-ЗО”Н включаются в зивуг АВ”И и заставляют их совершить зивуг в той мере, в которой это необходимо ЗО”Н.
…Но сам он не поднимается… Решимот дэ-ЗО”Н, так как нет у них экрана и, следовательно, нет у них возможности совершить зивуг и породить новый парцуф.
Так как включен в АВ”И в виде МА”Н… То есть только в виде хисарон, у них еще нет экранов.
…И поэтому этот зивуг называется по имени Аба вэ Има.
Родители совершают зивуг, и рождается ребенок, но не может ребенок сам попросить об этом – он еще не существует. В его родителей включены только его решимот, и родители ощущают этот хисарон, необходимость этого рождения так, как будто это необходимо им, несмотря на то, что на самом деле это необходимо ребенку (низшему). Однако из-за того что Аба вэ Има не совершают зивуг на собственный МА”Н, а только на МА”Н дэ-ЗО”Н, поэтому этот зивуг относится к зивугу ЗО”Н паним бе-паним. Это не совсем правильные слова. Аба вэ Има совершают зивуг паним бе-паним, но на хисарон ЗО”Н, и только для краткости мы называем этот зивуг паним бе-паним дэ-ЗО”Н. Но при чем тут может быть ЗО”Н, ведь ЗО”Н еще даже не существует?
Он нам дальше объясняет: так как этот зивуг совершается на их МА”Н, а не на МА”Н дэ-АВ”И.
Необходимо привыкнуть к этому, поскольку язык Каббалы очень краткий, то название понятия или действия не всегда полностью объясняет само это понятие, а дается только сокращение, только некий символ этого явления.
Вопрос: Почему это называется зивуг келим? Из-за того, что будут рождены келим, родится в них хисарон? Решимот поднимаются в Аба вэ Има, и мы говорим, что их первый зивуг для подготовки келим. Келим чего?
Келим дэ-ЗО”Н. Необходимо подготовить им келим. До этого у них их не было. Были решимот. ЗО”Н существовал только в виде решимот. У этих решимот были желания без экранов. Если решимот получат масахим (экраны), смогут совершить зивуг дэ-акаа и наполнить себя светами. Как предоставить им экран? Посредством того, что высший (Аба вэ Има) дает им хасадим и гвурот.
Откуда Аба вэ Има узнают, что, в какой мере и какого качества они должны дать ЗО”Н? Какие силы, хасадим и гвурот, масахим и орот? Информация об этом содержится в решимот, которые ЗО”Н поднимает в своей просьбе к АВ”И.
Каждое решимо включает в себя каждый раз решимо дэ-итлабшут и решимо дэ-авиют. И тогда Аба вэ Има точно знают, что они должны дать ЗО”Н, для того чтобы в следующий раз ЗО”Н самостоятельно, собственными усилиями выстроил нэшама, то есть полный парцуф.
И пока свет нэфэш не войдет в нуква, она неполна и непригодна родить. Мы говорим о ЗО”Н, который должен совершить зивуг и породить души праведников. Но откуда начинается этот процесс? Процесс начинается с разбиения келим парцуф Адам аРишон. Поднимают МА”Н, и на этот МА”Н сейчас есть работа в мире Ацилут. МА”Н поднимают в нуква, нуква – в З”А, З”А – в Аба вэ Има, Аба вэ Има совершают зивуг, и от них, сверху вниз, начинает распространяться свет. Сначала распространяется свет хасадим и гвурот, чтобы создать келим и масахим, а затем, когда у более низших появляются собственные экраны, они сами совершают зивугим и порождают парцуфим.
Поэтому в основном говорится о нукве мира Ацилут, потому как она и есть Шхина Кдуша, порождающая нэшамот. То есть на решимот, поднимающиеся к ней, она дает экраны и порождает новые парцуфим. Вместо решимот, вместо желания бе-альма – то есть когда я не знаю, что я хочу, появляется осознание, сила и возможность совершить духовное действие.
Вопрос: Что такое экраны на решимот?
Есть решимот. Что ты можешь сделать с ними? Как А”Б родился из Гальгальта? После Гальгальта у тебя остаются решимот, но откуда появляются силы сделать что-то? Решимот поднимаются в пэ дэ-рош и затем участвуют там в зивуге с высшим светом, получая от этого силу. Им не надо исправляться, так как они не прошли швира. И так они получают силу, совершают зивуг дэ-акаа и порождают парцуф.
Однако здесь, в Ацилут, есть решимот после разбиения, пришедшие из клипот, т.е. эти решимот не имеют экранов и должны его просить. Поэтому максимум, что они могут – это включиться в высший, аннулировав себя ради него, и не более того. И с этого момента высший начинает о них заботиться.
Вопрос: Что такое желание бе-альма?
Желание бе-альма говорит о том, что у него еще нет возможности осуществить желание, это только решимот. Бе-альма – это ничего, отсутствие чего-либо, что-то еще не существующее. Допустим, я хочу купить дом, но нет у меня никакой возможности это сделать.
Вопрос: Тогда для чего им нужен экран?
Если знаем, как просить у высшего, то получаем возможность осуществления. Мы говорим тут о НаРа”Н праведников, которые поднимают хисарон в ЗО”Н.
Вопрос: Если СА”Г совершает зивуг на решимо далет/гимэл, это происходит потому, что он заразился желаниями НЕХ”И дэ-Гальгальта, но тогда как же может произойти Гмар Тикун? Ведь это же не настоящие решимот НЕХ”И дэ-Гальгальта, а только то, чем заразился от них СА”Г?
СА”Г – это бина, которая находится в ахораим (в задней части) хохма и не хочет получать ничего. Но если СА”Г, в соответствии с требованиями решимот НЕХ”И дэ-Гальгальта, даст им то, что они требуют от него, и наполнит их, то настанет Гмар Тикун. Что такое Гмар Тикун? Это когда соф Гальгальта тоже получит все света аль менат леашпиа. И СА”Г может это сделать, так как он – бина. А ниже табур дэ-Гальгальта находится ЗО”Н. И бина обязана обеспечить ЗО”Н исправлением келим и наполнением светами. Поэтому ор АБ-СА”Г, который приходит вниз, дает и исправление, и наполнение.
В чем был вопрос? Что может дать СА”Г? В СА”Г есть весь свет мира Бесконечности. Он относится к ГА”Р. В бина есть такой же свет, как в кэтэр и хохма. Свет одинаков для всех них, бина не меньше кэтэр и хохма. Просто каждый из них получает свет определенной ступени, но все они называются ГА”Р.
Вопрос: Но как хисарон НЕХИ дэ-Гальгальта могут подняться в СА”Г и заставить его совершить зивуг – это же не его хисарон?
Так это же и называется МА”Н! То, что СА”Г поднимает не свой хисарон, а кого-то другого, это и называется поднятие МА”Н. Так же, как ребенок просит у матери. Два разных тела, но так как я родился от нее, я могу просить у нее, и она обязана дать мне это, потому что она родила меня. Это то, что мы учим.
НЕХ”И дэ-Гальгальта – это ЗО”Н относительно СА”Г, который является бина. Решимот НЕХ”И дэ-Гальгальта заставляют НЕХ”И дэ-СА”Г (АХА”П дэ-СА”Г) произвести действие и привести свет исправления и наполнения. Тогда СА”Г использует свое собственное НЕХ”И.
Вопрос № 2
И после того как мы узнали, что каждый АХА”П высшего включен в Г”Э низшего, понятно, что тогда, когда АХА”П высшего получает исправление, то же исправление распространяется и на Г”Э низшего, так как они слиты вместе. И запомни хорошенько слово двейкут (слияние, сцепление) – что означает иштавут (общность свойств, формы). И выходит, что когда АХА”П высшего исправился и вернулся на ступень высшего, то и Г”Э низшего поднялись на ступень высшего. И света высшего распространяются в Г”Э низшего в той же мере, как и в своем АХА”П. И пойми это и запомни…
Допустим, есть у меня хороший друг, еще со школы. И дружим мы с ним всю нашу жизнь. Потом он становится царем. Он что, не поставит меня рядом с собой? Наверное, он назначит меня каким-нибудь министром. Почему? Потому что нас объединяет общность формы.
Я трачу силы на то, чтобы соединиться с высшим в то время, когда он находится в состоянии катнут. И затем, когда он переходит в состояние гадлут и исправляет себя, он также дает исправление и мне, чтобы я мог быть с ним во время его гадлут. Почему? Потому что приходящий свет достигает и его, и меня, ведь мы соединены вместе. Не может быть, что свет гадлут придет и разделит нас из-за того, что этот свет принадлежит только ему, а не мне. Связаны так связаны. Все, что приходит, – для нас обоих.
Это свойство соединения, то, чего нет в нашем мире. Соединение в духовном – это настоящее единение, и если сверху приходит исправляющий свет, то он поднимает обоих, он не может поднять половину, так как невозможно разделить их на две половины.
Поэтому они, АХА”П высшего и Г”Э низшего, сцеплены друг с другом. Слово «двейкут» обозначает единение свойств. Благодаря ему высший свет не может их различить. Он светит им обоим, и низший поднимается. Это чудо, которое необходимо понять и попытаться прочувствовать. Это рычаг для подъема. Без этого мы никогда бы не смогли подняться и все время находились бы на той ступени, на которую упали, и никогда не смогли бы с нее сдвинуться.
Низший прикладывает усилия для пребывания в состоянии подобия высшему. Это состояние подобия только на уровне ступени низшего. Но когда приходит сверху свет, он находит их обоих, АХА”П высшего и Г”Э низшего. Но для того чтобы уподобиться свойствам высшего, низший обязательно должен приложить усилия.
Вопрос: Если низший присоединен к высшему на 10%, то его подъем составит только 10%?
Да, конечно, только на ту часть, которая соединена.
Высший спускает свой АХА”П внутрь низшего. Низший чувствует этот АХА”П как катнут высшего, что само по себе довольно сумрачное состояние, потому как келим АХА”П высшего – это келим дэ-кабала, и если они находятся в состоянии падения, то в них нет света. Низший, бедняжка, чувствует, что в духовном нет света, неоткуда получать наслаждения. Если он преодолевает это, и несмотря ни на что, желает духовного, то получает исправление бина. Тогда он сливается с высшим.
Он желает быть с высшим только потому, что это Высший, а не потому, что там наверху есть наполнение для его келим дэ-кабала. Он исправляется настолько, что говорит: «Неважно в каком состоянии Высший, я хочу слится с Ним, отдавать Ему. Пусть я ничего не получу для моих келим. Если он доходит до такого желания, то высший начинает поднимать его, поднимая свой АХА”П и Г”Э низшего. И тогда низший включается в зивуг высшего, который называется предварительный зивуг. А затем высший порождает его и опускает на его место.
И поэтому в келим дэ-АХА”П высшего различают две части света, отделенные одна от другой. Свет – имеется в виду решимот. То есть в нем присутствуют два вида решимот.
Есть у нас Г”Э высшего и далее на одной ступени – АХА”П высшего и Г”Э низшего. Г”Э высшего уже существуют. А АХА”П высшего и Г”Э низшего пока существуют только в виде решимот. Г”Э на чертеже – это уже существующие келим (на правой части рисунка).
Или можно по-другому нарисовать (на левой части рисунка). У нас есть Г”Э высшего, и есть АХА”П высшего, который как келим еще не существует, он еще не реализован, не действует, на него есть только решимот. И внутри этого АХА”П есть также решимот Г”Э низшего. Эти решимот находятся вместе.
Келим дэ-ашпаа низшего называются НаРа”Н по имени светов нэфэш, руах, нэшама. Решимот Г”Э низшего, несмотря на то что не являются келим, все же называются НаРа”Н, так как они хотят быть НаРа”Н, хотят быть келим дэ-ашпаа.
Почему АХА”П высшего мы называем НаРа”Н, ведь АХА”П высшего – это келим дэ-кабала? Хисарон, который низший возбуждает в высшем, находится на уровне, называемом НаРа”Н. Все, что АХА”П высшего использует для наполнения низшего, он использует для того, чтобы наполнить низшего светом НаРа”Н. Поэтому АХА”П высшего тоже называется НаРа”Н, несмотря на то что это келим дэ-кабала. То есть это название он получает по хисарону, с которым работает, ведь он работает только на то, что необходимо для Г”Э. И поднимается не весь АХА”П, а только та его часть, которая работает на выполнение требований НаРа”Н праведников (душ). Поэтому эта часть АХА”П тоже называется НаРа”Н.
Вопрос: Это как в мире Ацилут?
Конечно, все то, о чем мы говорим: образование связей между парцуфим и их исправления, – все это происходит в мире Ацилут. Все зивугим этих сфирот совершаются в мире Ацилут.
Вопрос: Действительно ли решимот, поднимающиеся из разбитых келим, различны?
Да, нет двух одинаковых келим, двух одинаковых МА”Н и т.п.
НаРа”Н праведников поднимаются в соответствии с той цепочкой решимот, которая раскрылась, начиная от самого тонкого и заканчивая самым грубым, – в той последовательности, в которой происходит процесс исправления. Весь Адам аРишон разбился и упал вниз, келим разбились и перемешались в различных сочетаниях, и сейчас светит на них сверху общий свет – начиная от малого света ко все большему и большему, по возрастающей… От этого внизу в разбитых келим возникает все большее чувство тьмы, мрака, потому что больший свет возбуждает все более грубые келим и показывает им, что они из себя представляют на самом деле. Поэтому решимот, келим, пробуждающиеся к исправлению и наполнению, возбуждаются от самых легких к более тяжелым…
Поэтому он говорит, что сначала идут 2000 лет хаоса, затем – 2000 лет Торы и наконец – 2000 лет Машиаха. В первые 2000 лет тьмы развиваются такие келим, которым не нужна Тора, не нужны выборки и исправления. Только когда начинается второй период 2000 лет, появляются келим с малым авиют, по крайней мере келим с авиют алеф, которые уже можно исправить. Поэтому было получение Торы, Храм… В третий период 2000 лет уже возникает проблема – тут уже необходимы выборки келим, их исправление. Поэтому из чего состоят эти 2000 лет? Из Галута (изгнания), то есть из тьмы. Наконец-то раскрываются грубые келим, и эти состояния ужасные. А только затем происходит исправление и наполнение…
3) И когда поднялись семь светов вверх, поднялись также келим, упавшие в Брия, вверх, в Ацилут, но не соединились вместе. И также, как семь светов были в состоянии ибур и «три включенные в три» и точка малхут была седьмой к ним, что в Каббале называется «шаг наружу», таким же образом и келим были «три включенные в три» и с ними малхут.
Ор пними
3) поднялись также келим, упавшие в Брия, вверх, в Ацилут: Утверждается, что при поднятии светов, то есть, решимот, в исправлении Ма»Н исправились вместе с ними также и их келим в той же степени, в какой исправились в этом подъеме решимот, потому что решимот всегда получают исправление келим. И об этом говорится: «когда поднялись семь светов вверх, поднялись также келим, упавшие в Брия, вверх, в Ацилут»
но не соединились вместе: Потому что, несмотря на то, что место решимот находится в их келим и, несмотря на то, что келим уже получили исправление, чтобы подняться посредством их в Ацилут, как говорится выше в соседнем абзаце, однако решимот пока не могут облачиться в свои келим, потому что сами решимот еще не получили свои окончательные исправления посредством поднятия этих Ма»Н, так как пока еще нуждаются в зивугим, называемых месяцы беременности, суть которых будет выяснена в своем месте. Благодаря пребыванию решимот там в утробе бины и получению там всех Ма»Д от зивугим дэ-ибур, они окончательно исправляются и облачаются тогда в свои келим.
29. ХОХМА НАЗЫВАЕТСЯ «СВЕТОМ», А ХАСАДИМ НАЗЫВАЮТСЯ «ВОДОЙ». БИНА НАЗЫВАЕТСЯ «ВЫСШИЕ ВОДЫ», А МАЛХУТ – «НИЗШИЕ»
Четыре стадии нисхождения света необходимы для того, чтобы в итоге создалось желание насладиться тем светом, который это желание формирует. Иными словами: свет, нулевая стадия, кэтэр, в итоге всех своих изменений создает под себя сосуд – желание им насладиться, называемое малхут.
Можно сказать, что есть Творец-кэтэр и творение-малхут, а все, что между ними, – то, что создает Творец, чтобы творение достигло Его цели. И на этих промежуточных стадиях Он изменяет в творении то, что желает, и управляет им, наполняет творение, раскрывает или скрывает Себя – все это и есть промежуточные стадии: хохма – бина – З”А – малхут, называемые мирами.
30. ОБЪЯСНЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЧЕТЫРЕХ СТАДИЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА БЕСКОНЕЧНОСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОСУДА – ЖЕЛАНИЯ ПОЛУЧИТЬ
Рассмотрим создание творения в причинно-следственной последовательности.
СТАДИЯ 0 – по замыслу Творца «создать творение, чтобы насладить его», свет, несущий в себе этот замысел, исходит из Творца.
Эта первая стадия творения называется «стадией 0» или «кэтэр» – корона, окружающая (управляющая) и венчающая (заканчивающая) все творение. СТАДИЯ 1 – желание Творца создать творение, которое бы наслаждалось Его светом, порождает желание получить свет (насладиться им).
Как только в свете, стадии 0, появляется такое желание, эта часть выделяется из стадии 0 и называется стадией 1, или хохма, потому что появление в свете нового отделяет эту его часть от предыдущей. Если стадия 0 определялась как желание Творца создать и насладить, то стадия 1 определяется как желание насладиться.
Этот свет хохма и есть весь свет, исходящий от Творца, включающий в себя все, что желает дать нам Творец. Затем, по мере развития всего мироздания, происходит только раскрытие этого света хохма, всех таящихся в нем наслаждений. Также и сосуд этой стадии потенциально заключает в себе все желания, раскрывающиеся затем под воздействием в нем ­света. Но это созданное желание не является истинным, законченным творением, потому что настоящее желание – это стремление насладиться со стороны самого творения, а не созданное в нем извне.
А в стадии 1 творение подобно зародышу в теле матери, не имеющему самостоятельных желаний. То есть появление творения можно считать только при проявлении в нем свойств-желаний больших, чем те, с которыми оно создано. А поскольку Творец желал создать самостоятельное творение, а не робота, то необходимо еще и дальнейшее его развитие.
Поэтому в свойства света Творец предусмотрительно заложил способность влиять таким образом на кли, чтобы оно почувствовало в свете не только наслаждение, но и самого Дающего. Как только желание насладиться начинает наслаждаться, оно немедленно ощущает Дающего. А потому в нем тут же возникает желание быть подобным свету.
Это первое самостоятельное желание в творении. И как только это желание возникает в стадии 1, оно немедленно отделяется от него в самостоятельную стадию – стадию 2, бина. СТАДИЯ 2 желает быть подобной свету – все отдавать.
Согласно ее желанию, свет хохма покидает ее, а ощущение наслаждения от подобия Творцу называется в ней светом хасадим. Или, можно сказать, что вследствие подобия Творцу, от Творца приходит и заполняет ее свет хасадим. Это свет наслаждения от сходства с Творцом.
Но оттого, что стадия 2 не получает света, она не выполняет желания Творца и потому не схожа с Ним в том, что Он наслаждает ее, а она Его – нет. Насладить Творца можно только собственным получением наслаждения. Поэтому стадия 2 решает получить немного света.
Зарождение в ней нового желания получать частично свет хохма, как того желает Творец, выделяет ее из стадии 2 и образует новую стадию 3, Зэир Анпин (З”А). СТАДИЯ 3 желает быть подобной Творцу и не получать свет, но так как Он ­желает, чтобы она получала, то она принимает немного света хохма ради Творца.
Но желание Творца в том, чтобы она получала весь уготованный ей свет хохма и наслаждалась этим, ибо в нем – наслаждение Творца. Стадия 3, выполняя желание Творца, принимает весь свет и выделяется этим в последнюю, 4-ю стадию. СТАДИЯ 4 желает получать весь свет, исходящий от Творца, весь свет стадии 1, потому что таково желание Творца.
Так как это желание исходит из осознанного выполнения желания Творца, то стадия 4 полностью слита своими свойствами с Творцом. И хотя она и получает свет ради Творца, но она ПОЛУЧАЕТ его и этим отличается от Творца. Поэтому она решает: единственное, что позволяет быть подобной Творцу и выполнять Его желание, – это получать ради Него.
Для этого стадия 4 отказывается от получения в таком виде, как прежде, и, согласно этому ее желанию, свет из нее удаляется. Это решение никогда более не получать свет в свои желания насладиться называется первым сокращением, или Цимцум Алеф, Ц”А.
Поскольку стадия 4 получает свет от всех предыдущих стадий, то приобретает и их свойства, а потому в ней образуются все предыдущие стадии. Поэтому стадия 4 состоит из пяти частей: четырех предыдущих и своей собственной. Хотя она не пожелала принимать свет только в свое желание, он удалился из всех остальных, потому что все действия в духовном целостны.
После Ц”А четвертая ступень постепенно получает свет в свои первые четыре части. Это получение света образует миры: А”К и АБЕ”А. Когда все миры родились, т.е. все предыдущие ступени стадии 4 заполнились, насколько это возможно, это создало возможность для исправления и наполнения самой внутренней, пятой части в ступени 4, которая только и является творением.
Эта внутренняя ступень называется «Адам». Сначала строится стадия далет, затем рождаются все миры, потом рождается человек из самой центральной точки, человек начинает исправляться, постепенно поднимается до мира бесконечности, строит совершеннейшее желание получить свет Творца ради Него.
Эгоизмом, своим «я» называется качество, противоположное свету, которое создал сам свет. Понять эгоизм можно, только сопоставляя его со светом. Если ты поймешь природу света, то увидишь, насколько эгоизм противоположен ему.
Пока в человеке не возникло свыше дополнительного, выше природного желания получить – его желания еще не называются эгоизмом в абсолютном их понимании. Мы ведь не говорим, что у деревьев, животных, детей есть эгоизм – такова их природа, природное желание получать согласно заложенным свойствам.
Такими они созданы, и эти их свойства исходят не от них, а заложены в них. Поэтому такая стадия эгоизма, когда человек действует согласно своей природе, называется нулевой, или духовно неживой, потому что в ней отсутствует личное желание, собственное духовное движение. Существование такого человека – это автоматическое выполнение программы, заранее заложенной в нем, в его желания и обстоятельства, которые ему даются свыше.
Когда возникает настоящий эгоизм? Когда человеку неявно светит свыше так называемый окружающий свет (ор макиф), и человек неосознанно начинает к нему стремиться, желать его. До этого момента он желал только того, что было вокруг него. Но не всего, что было вокруг него, а только того, что отвечало заложенным в нем желаниям: в каждом человеке – своя часть желаний из всех желаний малхут.
В нашем мире нет света, но во все предметы, вернее, объекты нашего мира помещена искра света. Если тип этой искры и желания человека совпадают, то он начинает стремиться к этому предмету. Поэтому до того как человека привлек окружающий неощутимый свет, он желал наслаждения от искры света в объектах нашего мира и постоянно стремился к приобретению их.
Причем для этих наслаждений не надо развивать какие-то новые желания: если человек получает, достигает чего-то, он тут же начинает желать вдвойне. Это кли-желание рождается в нем автоматически, вместе с получением ранее желаемого. Такова природа, и потому появление таких, даже больших желаний не считается проявлением своего собственного желания.
Собственное желание – это качественно новое желание. Такое не может возникнуть само по себе, а незримо создается окружающим светом. В стадии 1 появляется желание быть подобным свету, исходящее уже от самого кли, а потому называемое первым самостоятельным желанием. Все строится светом, все исходит от света.
Быть роботом или получать свыше новые желания – зависит от осознания этого процесса и стремления активизировать его. Эгоизм появляется тогда, когда человек начинает хотеть того, чего нет в нашем мире. Единственное отличие всех людей нашего мира друг от друга – в мере их желания насладиться. Дополнением к этому желанию может являться желание подняться на самую маленькую духовную ступень.
А до появления этого желания человек считается еще духовно не родившимся. Постепенно получая от окружающего света желание духовно родиться, человек меняет свои стремления, мысли, занятия – вплоть до истинного своего духовного рождения – вхождения всеми своими ощущениями в духовный мир.
31. ЧЕТЫРЕ СТАДИИ В ЖЕЛАНИИ ПОЛУЧИТЬ – ЭТО четыре БУКВЫ ИМЕНИ АВА”Я, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ СФИРОТ К – Х – Б – З”А – М
Свет, исходящий от Творца, это единственная сила, которая создает все творение от начала и до конца и движет его к цели путем Торы или путем страданий, заставляя развиваться каждую мельчайшую частичку до достижения совершеннейшего развития, когда получит все, предназначенное ей в замысле творения. То есть малхут обязана достичь состояния кэтэр.
Эта конечная цель и промежуточные состояния творения, как правило, противоположны, потому что происходит рождение новых кли-желаний, а незаполненные желания – это страдания. И нельзя по предварительному состоянию еще незаполненного кли, по его страданию оценивать цель творения.
Как я пишу со слов раби Й. Ашлага, если бы незнакомый с нашим миром увидел однодневного бычка и новорожденного человека, пришел бы к выводу: «Бычок станет главой мира, потому что, только родившись, он несравненно более развит, чем младенец. А человек так и останется ничтожным по сравнению с бычком».
Но мы, не раз наблюдая процесс их развития, знаем, что результат противоположен! Появление самостоятельного желания, т.е. творения, возможно только при полном распространении света по четырем стадиям создания желания. Только в четвертой ступени образуется настоящее кли, получающее весь свет Творца. В любом месте мироздания, во всех мирах, если появляется новое желание, т.е. творение, – это говорит о том, что свет, исходящий от Творца, прошел свои четыре стадии и сотворил это желание.
Поэтому и мы должны помнить, что любое наше желание исходит от света, а нам нужно его осознать и исправить. Так как имя Творцу мы даем по своему ощущению Его, то четырехбуквенное имя Творца АВА”Я отражает четыре стадии построения в нас ощущения Творца, Его имени. Наполнение этого имени, всех четырех стадий, называется наполнением или гематрией (См. Зоар, п.22 и далее).
32. БУКВЫ ЮД-ВАВ ИМЕНИ АВА”Я УЗКИЕ, ПОТОМУ ЧТО ОЗНАЧАЮТ ТОЛЬКО СИЛУ
Буквы юд и вав из имени АВАЯ – «тонкие» буквы. Начертание букв в нашем мире обозначает соотношение их внутренних духовных свойств – сил, которые этими буквами обозначаются. Буква юд обозначает хохму, весь исходящий от Творца свет. Буква хэй обозначает бину, буква вав обозначает З”А, последняя буква хэй имени АВА”Я означает малхут.
Бина, З”А и малхут получают свет от хохмы и потому считаются как бы надевающимися на нее: одевание означает постижение, получение от источника, на который надеваются. Если хохма – самая важная стадия, источник всего света, то она, очевидно, должна была бы обозначаться, соответственно, большой и особой буквой в имени АВА”Я по сравнению с другими буквами?
Но дело в том, что буквы обозначают не то количество света, которое находится в них, а меру ощущения света кли, меру реакции кли на свет, поскольку все, о чем мы говорим, мы говорим только относительно творения, относительно того, как оно воспринимает воздействующий на него свет. Сам свет бесцветен, но белый свет говорит нам о том, что кли его не воспринимает, и потому он остается белым, без всяких выделений в нем.
Это подобно белому листу, на котором написаны буквы Торы. Черный же цвет букв Торы означает свойства тех или иных кли. Поэтому кэтэр обозначается только маленьким штрихом, какой получается в начале изображения любой буквы, поскольку это еще не кли, ибо нет желания, и потому ­ощущения со стороны творения, его реакции на свет. Потому что свет нисходит свыше и строит под стать себе желание.
Вначале это желание несамостоятельно, как зародыш, и потому не ощущает света, и это подобно кэтэру – части Творца, а затем в нем проявляется сила, будущий замысел. Но так как это только сила, то обозначается самой маленькой буквой алфавита – буквой юд.
Но затем этот замысел творения раскрывается, сила воплощается в действии и обозначается буквой хэй – первой, бина – широкой буквой, символизирующей свойство хасадим – милосердия. З”А, поскольку является силой, которая порождает действие в следующей за ним малхут, обозначается тонкой (мало хасадим) и длинной (наличие хохмы) буквой вав.
Тонкость буквы означает скрытие в ней силы, которая в следующей за ней букве раскроется в действии. А длина буквы вав говорит о том, что в конце своего действия она создаст совершенное кли – малхут. И это потому, что хохма не создает совершенного кли – бина еще не кли, не настоящее желание насладиться, а только промежуточное действие к созданию такого кли.
Поэтому буква юд, обозначающая хохму, короткая в написании, показывает этим, что еще не раскрыто ее внутреннее намерение создать совершенное кли. Но ведь и малхут, совершенное кли, обозначается буквой вав, как бина, несовершенное кли?
Это оттого, что именно слияние в малхут ее эгоистических и законченных желаний с альтруистическими желаниями бины приводит малхут, т.е. все творение, к исправлению и наслаждению совершенством.
https://t.me/kabbalaSTUDY