302) «Эти трое – сыновья Ноаха»735. Они – осуществление всего мира. «Осуществление» означает мохин Нуквы, называемой «мир». Они – осуществление высшей тайны, мохин в Бине. «И от них населилась вся земля»735 – т.е. все души всех людей происходят от них. Ибо они – продолжение трех высших цветов в Бине, трех линий. Эти три линии установились сначала в высшей Бине, а затем их получил Зеир Анпин и передал Нукве736. А Нуква породила их, и это – Шем, Хам и Йефет, от которых распространились все обитатели мира. Иными словами, все мохин в мире происходят от них.
Когда река, берущая начало и вытекающая из Эдена, т.е. Зеир Анпин737, оросила сад, Нукву – она оросила ее силой трех этих высших линий, полученных от высшей Бины. И оттуда распространились цвета белый-красный-черный – т.е. три линии внизу, в Нукве, и каждая из них включена в другие. Это показывает, что слава Творца распространяется сверху, в Бине, и снизу, в Малхут, и она едина в высших и в нижних.
303) Три этих цвета содержатся во всех мохин, приходящих со стороны святости. И от их вида, т.е. Малхут, которая является образом, включающим три этих цвета738, они распространяются ко всем, кто исходит со стороны иного духа. Объяснение. Шем, Хам и Йефет – это три линии мохин святости. Как же распространились от них все обитатели мира, и даже грешники? Они распространились от образа трех линий, от Малхут, и об этом сказано: «Царство (малхут) Его правит всем»739. Ибо даже нечистая сторона (ситра ахра) существует благодаря ей. Однако от самих трех линий может питаться только сторона святости.
Вглядевшись в тайну ступеней, ты увидишь, как цвета распространяются во все эти стороны: направо, налево и посредине, пока не входят вниз, в Малхут, по двадцати семи каналам тех столбцов, которые скрывают бездну. Объяснение. Буквы нисходят из Бины, и приходят в Зеир Анпин, и восполняются в Нукве. Когда они нисходят из Бины в Зеир Анпин, их количество – двадцать две буквы, создаваемые в этих трех линиях: семь букв в правой линии, семь букв в левой линии и восемь букв в средней линии. Всего – двадцать две буквы740. Таким образом, от самих трех линий происходят только двадцать две буквы. Но когда они нисходят в Малхут, т.е. в пять гвурот, – выходят из них буквы МАНЦЕПАХ (מנצפך), которые ставятся в конце слова, и становится двадцать семь букв.
Если мы рассмотрим три линии, нисходящие по ступеням, от Бины до Малхут, то увидим, как они распространяются во все эти стороны, т.е. в свойства трех этих сторон, и образуется двадцать две буквы, пока не входят вниз, в Малхут, которая является образом, включающим три этих цвета, – и там они вместе с пятью буквами МАНЦЕПАХ (מנצפך), относящимися к Малхут, становятся двадцатью семью буквами. И это – двадцать семь каналов, приносящих ей изобилие, из которых образуются столбцы, чтобы скрыть свойства суда в Малхут, называющиеся безднами.
304) И всё это известно высшим мудрецам. Счастливы праведники, славы которых пожелал Творец, раскрывший им высшие таинства мудрости. О них сказано: «Тайна Творца – для трепещущих пред Ним, и завет Свой Он объявляет им»741.
305) «Творец, Ты – Всесильный мой!»742 Насколько же должны люди созерцать величие Творца и восхвалять величие Его. Ибо каждому, кто умеет восхвалять Господина своего как подобает, – Творец исполняет желание его. И кроме этого, преумножает благословения наверху и внизу.
306) Поэтому тот, кто умеет восхвалять Владыку своего и освящать имя Его – дорог наверху и мил внизу, и Творец прославляется в нем. О нем написано: «И сказал мне: «Ты – раб Мой, Исраэль, в котором Я прославлюсь»»