— Итак, мы подошли к главе «Ноах». В русских переводах имя Hoax произносится как Ной. В конце предыдущей главы есть такая фраза:
/8 / HOAX ЖЕ ПОНРАВИЛСЯ ТВОРЦУ
Что значит — понравиться Творцу?
— Хорошие или отрицательные отношения между духовными объектами определяются соответствием или дисгармонией их свойств. Ведь духовное пространство —
это пространство свойств и качеств, расстояние там измеряется не в метрах или микронах. Как и люди с общими интересами, сходные объекты в духовном пространстве
сближаются, а противоположные — удалены. На том уровне развития, о котором здесь идет речь, в своем поколении Hoax был ближе всех к Творцу. Поэтому Тора и говорит нам, что он «понравился Творцу».
— Что это за свойство Ноаха, которое может понравиться Творцу?
— Поскольку Творец — это абсолютная отдача и любовь, то, очевидно, Hoax олицетворял собой наиболее близкое к Нему альтруистическое свойство, самое прогрессивное желание в человеке.
— Кто сказал, что Творец — это свойство любви и отдачи? Это можно как-то почувствовать или познать?
— Обычный человек этого не почувствует, и доказать ему ничего нельзя. Поэтому для большинства людей наука каббала оставалась тайной в течение длительного
периода. Она раскрывается лишь тем, кто изменяет свои свойства и в мере подобия Творцу начинает ощущать Его.
Эти люди и рассказывают нам о Творце. Остальные могут воспринимать каббалистические знания поначалу лишь как некую аксиому.
— Значит, в начале пути человек все-таки должен во что-то поверить?
— Каббала предлагает человеку не просто поверить, а достичь познания высокой ступени развития в своих исправленных свойствах. Для этого нужно учиться по строго выстроенной системе, постепенно вникая в суть этой науки. Каббалисты рассказывают человеку, в чем особенность нашего мира, как и из каких элементов он сотворен, как развивался. Они объясняют, что человек создан из желаний, раскрывают, в чем заключается его свобода воли. Если ученик продвигается, он видит присущий каббале научный подход, систему знаний, которая позволяет раскрывать мир. Человек формирует в себе новое видение всех явлений, как бы раздвигает рамки этого мира. Мир становится все более и более сложным, составным. За картиной этого мира человек начинает определять явления и силы, возбуждающие, приводящие ее в действие. Новые свойства позволяют человеку включиться в этот процесс.
— Тогда он сам будет чувствовать, понимать и знать то, о чем говорят каббалисты?
— Да, но для этого человек должен измениться. Физик или географ, изучая наш мир, может стать специалистом, оставаясь в рамках присущих ему естественных склонностей и желаний. Каббалист же изучает Высший мир посредством изменения своих свойств. Он становится другим, в нем возникают качества, сближающие его с Творцом.
ВОЗМОЖЕН ЛИ НАШ ДИАЛОГ С ТВОРЦОМ?
— В своих исправленных свойствах, человек обнаруживает и Ноаха?
— И не только. В мере подобия своих свойств духовным объектам, сближаясь с ними, человек начинает ощущать эти объекты, начинает общаться на разных уровнях с Творцом, с другими душами или творениями.
— Значит, возможен наш диалог с Творцом?
— С Творцом мы разговариваем не так, как общаемся друг с другом. Когда человек раскрывает в себе некое свойство, подобное Творцу, то все остальные его свойства, качества, мысли и желания начинают общаться с Ним.
— Происходит ли при этом в человеке некий внутренний «щелчок», когда возникает понимание: « Да, слышу»?
— Не «слышу». Это иной уровень общения: я начинаю чувствовать, понимать, осознавать, что это я. Творец не ощущается где-то вне меня. Я раскрываю лишь свое внутреннее свойство, которое олицетворяет общую силу, общее знание, общее свойство всей природы.
— У человека в этом не остается никаких сомнений?
— Никаких. Весь мир видится, как следствие влияния этой силы. Человеку даже непонятно, как можно воспринимать этот мир без ее ощущения. Без этой силы мир представляется ему очень ограниченным, временным и зыбким: нет даже основы для его существования.
— Если человек уже пришел к такой связи с Творцом, он больше не возвращается к обычным ощущениям, в наш мир?
— Возвращается и очень часто, но для того, чтобы сделать «перезагрузку». Происходит постоянная смена кадров: день — ночь, и снова день — ночь. Из этих перемен складывается движение вперед. Но между различными духовными состояниями каждый раз есть разрыв, свободное пространство, отдаление от высшей силы. В эти моменты человек ощущает себя только в этом мире. В каббале такое состояние воспринимается, как падение. Но на самом деле, это перезагрузка.
— Ощущения человека при этом не похожи на депрессию?
— В духовном продвижении депрессивных состояний нет. Человек заранее осознает, что входит в состояние ночи, тьмы, отрешенности, частичной потери. В такие моменты он осознает, что Высший мир и Творец есть, но сейчас он ощущает только наш мир. У человека остается впечатление от прошлого и сохраняется ощущение процесса, устремленного к будущему. И потому такое состояние называется падением из Высшего мира, но не
полнейшим отключением от духовного процесса.
— Творец уже постоянно пребывает в наших ощущениях, никуда не исчезает?
— Да. Он или скрыт, или явен. И каждый раз в различных аспектах: больших, меньших, различных по качеству.
— Это очень важно, что Он уже есть. У тех, кто находится в депрессии, такое ощущение отсутствует.
— Тогда это действительно страшное состояние. А каждое духовное состояние благое. Из тьмы человек предвкушает свет. Как при сильном голоде человек, видя перед собой вкусную трапезу, радуется аппетиту.
« И НАП О ЛН И ЛАСЬ ЗЕМЛЯ ЗЛ О Д ЕЯ Н И Е М »
— Продолжаем читать:
10/ И РОДИЛ HOAX ТРЕХ СЫНОВЕЙ: ШЕМА11, ХАМА ИЯФЕТА12. … 12/ И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЗЕМЛЮ,ЧТО ВОТ: РАСТЛИЛАСЬ ОНА, ИБО ИЗВРАТИЛА ВСЯКАЯ
ПЛОТЬ ПУТЬ СВОЙ НА ЗЕМЛЕ. /9 /13/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ НОАХУ: «КОНЕЦ ВСЯКОЙ ПЛОТИ НАСТАЛ ПРЕДО МНОЮ, ИБО ВСЯ ЗЕМЛЯ НАПОЛНИЛАСЬ НАСИЛИЕМ ОТ НИХ, И ВОТ Я ИСТРЕБЛЮ ИХ С ЗЕМЛЕЮ. /14/ СДЕЛАЙ СЕБЕ КОВЧЕГ ИЗ ДЕРЕВА ГОФЕР, С КЛЕТЯМИ СДЕЛАЙ КОВЧЕГ, И ПОКРОЙ ЕГО ВНУТРИ И СНАРУЖИ СМОЛОЙ».
О каких изменениях говорит фраза: «и родил Hoax трех сыновей» ?
— Hoax поднялся на три ступени над своим предыдущим состоянием — проделал работу в правой, левой и средней линии с «сыновьями» — следующими ступенями после уровня «отец». Развиваясь, он выявил, какие из своих свойств можно отнести к хорошим качествам, а какие — к плохим. В принципе, все свойства человека хорошие, но с некоторыми человек еще не может работать, не может их использовать для продвижения вперед,
к отдаче. Тогда они называются плохими.
— Об этом говорит фраза «наполнилась земля злодеяниями»?
— Да. Мы уже говорили: земля — на иврите арец (от рацдн — желание). После анализа всех присутствующих в нем желаний Hoax выявляет и отсортировывает те, с помощью которых сможет продвинуться вперед. Из них он создает как бы особую оболочку для дальнейшей работы: «С наличием этих желаний я соглашаюсь, а с другими не работаю, как будто их во мне нет».
И одновременно раскрывает в себе порывы уничтожить, силой навязать свою волю. На самом деле, потом эти свойства можно будет использовать — нет плохих
желаний. Но пока, сегодня, невозможно употребить их на благо. А позже, может быть, да.
— Пока я их отодвигаю в сторону?
— Да. Не использую. На каждом уровне, главное — отобрать те из желаний, которыми можно пользоваться правильно, и с ними работать. Это позволяет человеку быстро продвинуться. Вся наша работа заключается именно в том, чтобы сортировать, анализировать свои желания. Hoax проделал такую работу и этим создал как бы ковчег. Понятие «ковчег» означает замкнутую, цельную систему желаний, качеств. Эта система позволяет человеку
правильно существовать и функционировать, она направлена только на отдачу и любовь.
В таком ковчеге человек может собрать самые различные желания: и неживого, и растительного, и животного уровня — «всякой твари по паре». Все могут собраться.
Человек смог заключить их в ковчег, то есть подчинить свойству отдачи и любви, а все остальные желания, эту бренную землю (борец), оставить.
— Оставить свои плохие качества?
— Не плохие — те, которые человек пока не в состоянии исправить. Он их будет исправлять на более высоких уровнях, но именно благодаря тому, что человек входит
в состояние, называемое ковчег, он спасается. Ковчегом в каббале называется свойство, присущее уровню бины — свойству полной отдачи. Это еще не любовь — человек просто приподнимается над своим эгоизмом и не желает зависеть от него.
ЗАРОДЫШ В УТРОБЕ МАТЕРИ
— Свойством отдачи называется первая ступень в духовном развитии человека, в его устремлении к Творцу?
— Да, это только первое устремление человека. Оно позволяет ему оторваться от земли, как на воздушном шаре, и включиться в новую жизнь. Такое состояние можно сравнить с пребыванием зародыша в утробе матери: он тоже находится в своеобразном ковчеге.
Любой человек, желающий оторваться от прошлого и войти в будущее, проходит промежуточное состояние, называемое у бар — зародыш. В таком ковчеге развивается
и Hoax. Он как бы рождается в новом мире, на следующей ступени. Эти состояния описываются в каббале, их должен пройти каждый человек. — Если человек создает для себя среду из каббалистических книг, уроков и совместных занятий с учителем и товарищами, он входит в ковчег?
— Все это — необходимые средства для строительства настоящего ковчег. Я бы сказал, что книги, учитель и окружение, которые каббалист создает вокруг себя, являются внешним фактором, удерживающим человека в правильном направлении, сохраняющем его на плаву,
несмотря на различные отклонения, падения и подъемы.
Главное — человек должен создать некую «сферу» из своих внутренних свойств.
— Настоящий ковчег представляет собой соединение каббалистом внешних и внутренних факторов?
— Да. Человек должен использовать внешнюю среду: книги, учителя, общество — для создания особой « сферы» из своих внутренних свойств. Она является настоящим ковчегом.
— На иврите ковчег звучит, как тейва. Если прочесть это слово в обратном порядке, получится байт» (рус. дом). Есть в этом какой-то смысл?
— Да. Но тейва — это не байт. Байт — это дом, дворец, храм, в них можно жить, трудиться, они построены руками человека и стоят на земле. Эти строения имеют твердую основу, фундамент, в отличие от ковчега они не подвержены воздействию стихийных природных сил.
А тейва качается на волнах… В Торе есть описание аналогичного процесса: младенца Моше, чтобы спасти, опустили в тейва — корзинке — плыть по водам Нила. В ковчег (тейва) человек входит, чтобы перейти из предыдущего состояния в новое. Он еще не овладел новой ступенью^ не отыскал там землю. В ковчеге человек полностью отдается воздействию на него новой ступени; отрекается от прошлого; как бы говорит: «Я пришел очиститься; покончить с прошлым». Так начинается процесс очищения.
— Почему ковчег разделен на отсеки?
— На четыре части разделена природа каждого желания человека. Наши желания в своем развитии проходят неживой; растительный; животный и человеческий уровни. По таким ступеням Hoax и сортирует сейчас свои желания. В ковчеге он не может работать с ними, не может сопоставить само желание с его направлением и устремлением. В каббале желание, готовое для работы со светом, называется кли (сосуд). Для намерения, направляющего
это желание, существует термин «масах».
Когда человек входит в ковчег, он просто берет «каждой твари по паре»: мужскую и женскую части желания — и начинается процесс очищения желаний от их
эгоистической направленности. А когда появляется альтруистическое намерение, те же мужская и женская части желаний оказываются в новом состоянии после
очищения. Теперь, на новой ступени, каждое исправленное желание сможет действовать во благо.
— Можно ли каббалистическое понятие «ковчег» соотнести с понятием «душа человека»?
— Это и есть душа. Только о ней мы и говорим. Душа — это совокупность всех желаний и свойств человека. Причем, она может быть исправленной, а может быть
неисправленной. До потопа она еще неисправна, но уже с желанием исправиться. Тогда Hoax все свои желания подставил под воздействие высшего света, высшей силы,
полностью отдался их влиянию и так совершил переход к свойству отдачи: от эгоистического состояния к альтруистическому. Такой же процесс произошел затем и с сыновьями Яакова, когда они, выйдя из Египта, переходили через Конечное море
П Р И Д И И УВИДЬ
— Об этом рассказывает Пятикнижие (Тора):
/17/ И Я ВОТ НАВЕДУ ПОТОП, ВОДУ НА ЗЕМЛЮ, ЧТОБЫ ИСТРЕБИТЬ ВСЯКУЮ ПЛОТЬ, В КОТОРОЙ ЕСТЬ ДУХ ЖИЗНИ, ИЗ ПОДНЕБЕСЬЯ; ВСЕ, ЧТО НА ЗЕМЛЕ,
ПОГИБНЕТ. /18/ НО С ТОБОЮ ЗАКЛЮЧУ Я СОЮЗ, И ВОЙДЕШЬ В КОВЧЕГ ТЫ И СЫНОВЬЯ ТВОИ, И ЖЕНА ТВОЯ, И ЖЕНЫ СЫНОВЕЙ ТВОИХ С ТОБОЮ. /19/ А ОТ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО, ОТ ВСЯКОЙ ПЛОТИ, ПО ДВА ИЗ ВСЕХ ВВЕДЕШЬ В КОВЧЕГ, ЧТОБЫ ОСТАЛИСЬ
ОНИ В ЖИВЫХ ВМЕСТЕ С ТОБОЮ; МУЖСКОГО ПОЛА И ЖЕНСКОГО ПУСТЬ БУДУТ ОНИ.
— Если человек действительно стремится к Творцу, к отдаче, к подъему над своим эгоистическим состоянием, то после анализа и систематизации своих желаний,
свойств и качеств, он начинает понимать, как можно это сделать. Никакого голоса сверху он не слышит — человек работает со своими желаниями. Слово Творец (на иврите Борэ) означает — «приди и увидь» — приступи к работе над своими свойствами; обнаружь в них качество; присущее Ему и тогда поймешь, в чем заключается твоя дальнейшая работа.
— Почему Hoax берет с собой в тейва «от всякой плоти по два» ?
— Человек берет с собой в ковчег только ту часть желаний, с которыми может работать, собирает их вместе, а остальные оставляет, как бы отсекает их от использования. Свойства, собранные в ковчег, подразделяются на мужскую и женскую части. Мужское свойство говорит о намерении, направленности желаний. А женские части соответствуют самим желаниям. Hoax, наиболее развитое альтруистическое желание в человеке, собирает под своё устремление остальные желания, каждое с его направленностью на всех уровнях: неживом, растительном, животном. И они проходят период, называемый потопом.
— Почему Творец истребляет все на земле именно потопом, а не сжигает, например?
— Потоп — это исправление. Ни о чем другом, кроме исправлений, в Торе не говорится. Наказаний тоже нет. То, что нам кажется наказанием, на самом деле —
исправление. А иногда не только исправление, но и вознаграждение. Мы просто не представляем себе, о чем говорит Тора: мы буквально воспринимаем рассказ
о том, что потоп проходит по всей земле и губит всё существующее.
На самом деле вода символизирует свойство отдачи.
Заливая всю землю, все желания человека, она как бы искореняет эгоистические желания. Это делается насильно, поскольку человек еще не в состоянии с ними работать.
Происходит так: человек выявляет, определяет в себе несколько желаний и как бы говорит: «В этих желаниях моя связь с людьми и всей природой может быть альтруистической, в них я могу настроиться на доброе отношение к ним, могу быть отдающим. А от остальных желаний
я хочу избавиться, чтобы сила отдачи, сила очищения пришла свыше и умертвила их». Потоп на самом деле исправляет человека. А после него, на новой ступени, те же
самые допотопные силы, но уже очищенные, человек исправляет дальше.
— Получается, Hoax сам хочет, чтобы пришел потоп?
— Да, конечно! На ступенях духовного развития не происходит ни одного действия свыше до тех пор, пока человек сам не пожелает, чтобы оно свершилось. Ничего!
— Как можно этого захотеть?
— Для этого и существуют книги, занятия с учителем и товарищами. Когда человек проникается этим окружением, он начинает видеть вокруг себя все мироздание
как бы дышащим, построенным на переходах из эгоистических состояний в альтруистические. Все вокруг движется в этой динамике вперед, метаморфозы проходят по всему миру. И у человека возникает желание быть в этом процессе.
— Пока я не проникся таким желанием, бесполезно читать книги?
— Заставят. Иначе не получается. Каким иным способом в нашем мире человек может сам захотеть чего-то?
Книга «Тайна Вечной Книги», Лайтман
https://t.me/kabbalaSTUDY