173) «И увидел Всесильный всё, что Он создал, и вот – хорошо очень»174 – здесь исправлено то, о чем не сказано «и вот – хорошо» во второй день, потому что в этот день была создана смерть, а здесь сказано, что «хорошо очень». И истолковали товарищи отрывок «и вот – хорошо очень», что в нем говорится о смерти. И в таком случае, второй день тоже означает достоинство, так как сказано о нем «и вот – хорошо», хотя и создана в этот день смерть, так как здесь, в шестой день, раскрылось, что смерть – это «хорошо очень»175.
174) «И увидел Всесильный всё, что Он создал» – разве Он не видел раньше, что создает? Ведь слова «и увидел Всесильный всё, что Он создал» означают, что Он увидел только после того, как сделал. Однако Творец всё видел – и всё, что делает, и всё, что раньше было сделано, но отрывок указывает на то, что Он видел все будущие поколения и всё, что возникнет в мирах в каждом поколении, еще до их появления в мире. И слова «что Он создал»174 включают всё действие начала творения, ибо в действии начала творения была создана основа и корень всего того, что появится и возникнет в мирах. И поэтому увидел Творец еще до того, как всё было, и включил всё в действие начала творения.
Объяснение. Вследствие того, что действие начала творения является основой и корнем всего, что должно произойти, поэтому включил в них это Творец, чтобы видеть всё, что будет происходить в мире во всех поколениях. И на это указывает слово «всё» в отрывке. Отрывок «и сказать Циону: «Ты Мой народ (ами)»»176 истолковывается так – «со Мной (ими) вы сотрудничаете, Я начал миры, а вы довершаете их». То есть Творец исправил всю действительность таким образом, чтобы люди могли завершить это исправление. И поскольку завершение исправления предоставлено людям, они являются участниками этого творения. И поэтому есть два свойства неба и земли: 1. Те, что уже исправил Создатель, и это называется действием начала творения. 2. Новые небо и земля, которые раскроются после завершения исправления, как сказано: «Новые небо и земля, которые сотворю Я»177.
И об этом спрашивается в Зоар. Разве сказанное «и увидел Всесильный всё, что Он создал»174 включает только то, что Он создал в действии начала творения, а не будущие небо и землю, исправленные благодаря добрым деяниям людей, которые они будут совершать в каждом поколении? Разве не видит Он до начала создания также и то, что должно быть исправлено во всех поколениях благодаря добрым деяниям, вплоть до завершения исправления?
И объясняется, что слово «всё» в отрывке означает все добрые деяния, которые будут совершены в будущем в каждом поколении праведниками. «Что создал» – т.е. действие начала творения, которое уже произвел, потому что стадия исправления действительности, произведенная Творцом в действии начала творения, является основой и корнем для исправлений, относящихся к деянию людей. И получается таким образом, что деяния людей включены в действие начала творения. И поэтому видение будущего находится рядом с видением действия начала творения, которое уже произведено: т.е. слово «всё» указывает на видение будущего, а слова «что Он создал» – на действие начала творения.
175) «И был вечер, и было утро – день шестой»174 – чем отличается он от всех дней начала творения, в которых не употребляется определяющая «хэйה »178, как здесь, в словах «день шестой (йом а-шиши יום השישי )»? Ведь при упоминании первого и второго дня не употребляется определяющая «хэй ה ». Однако здесь, когда уже довершился мир, называемый ЗОН, так как уже завершилось действие начала творения, т.е. строение ЗОН, соединилась нуква с захаром в полном единстве, т.е. «хэйה » с «шиши (שישי шестой)», чтобы стать полностью одним целым. «И завершены были небо и земля»179 – это ЗОН, которые были довершены как одно целое, т.е. ЗОН были завершены в результате всего действия начала творения и получили всё свое наполнение.
179