157) «И восстановил разрушенный жертвенник Творцу»594. Во времена Элияу весь Исраэль оставили Творца и оставили свой святой союз. Когда пришел Элияу и увидел, что сыновья Исраэля оставили святой союз, и союз снят с них, – начал исправлять это, (возвращая всё) на свое место, т.е. начал исправлять Есод (основу), чтобы был достоин зивуга (слияния) с Малхут. Это и есть восстановление жертвенника, что в Малхут.
158) Когда приблизил это к своему месту, т.е. исправил Есод, приблизив его к Малхут, восстановилось всё. Как сказано: «И восстановил разрушенный жертвенник Творца» – это союз, который был оставлен миром. Объяснение. Малхут называется «жертвенником Творца» и была разрушена по причине союза, который оставили сыновья Исраэля. Сказано: «И взял Элияу двенадцать камней, по числу колен сынов Яакова»595 – это исправление жертвенника Творца, т.е. исправление разрушенного и его восстановление, так как нарушение союза разрушает строение Малхут. Ибо девять ее нижних сфирот разрушаются и падают в нечистые силы (клипот). А исправление союза снова выстраивает ее в десяти сфирот, которые в свечении Хохмы делятся на двенадцать, и они называются «двенадцать камней».
159) «Которому сказано было слово Творца: «Исраэль будет имя твое»».595. Спрашивается: по какой причине упоминается здесь имя Исраэль в связи с жертвенником? И объясняет, что исправление, безусловно, состоит в том, чтобы поднять Малхут к Абе ве-Име и вернуть святой союз на свое место, чтобы Есод Зеир Анпина снова соединился с Малхут. То есть зивуг (соединение) ЗОН наступает лишь после их подъема в место Абы ве-Имы. Как сказано: «Ибо оставили союз Твой сыновья Исраэля»596, и потому жертвенники Твои, т.е. Малхут, разрушили. А при исправлении союза она отстраивается заново.
160) Пока Исраэль хранят святой союз, они обеспечивают существование наверху и внизу. А когда они оставляют этот союз, тогда нет существования наверху и внизу. Как сказано: «Если бы не Мой союз днем и ночью, не утвердил бы Я законов неба и земли»597. И потому сказано здесь: «И восстановил разрушенный жертвенник Творцу». Но разве считается это восстановлением? Да, ведь он восстанавливает то место, от которого зависит вера, – восстанавливает союз, Есод (основу), от которого зависит Малхут, называемая верой.
161) Пинхас, когда возревновал в деле Зимри598, он на своем месте исправил этот союз. И потому сказано: «Вот Я даю Свой союз мира»599. И разве можно помыслить, что мир – для Пинхаса? Какое же противоречие было у Пинхаса с этим союзом? Однако здесь, благодаря слову мир, всё встает на свое место.
«Вот Я даю ему Свой союз». И что же дам к союзу? – Мир, то есть соединение (зивуг), чтобы соединился дом на своем месте – в Малхут. Поэтому сказано: «Вот Я даю ему Свой союз мира». И что такое «мир»? Это место, с которым нужно соединиться, т.е. зивуг с Малхут, называемой миром. Ведь то, что отделилось от него, от Есода, из-за прегрешений Исраэля, – Малхут, отделившаяся от Есода, – снова соединилось с помощью Пинхаса. И поскольку он исправил дело на своем месте, отсюда и далее «будет ему»600.
162) Нет в мире ничего, что Творец ревнует так, как грех нарушения союза. Как сказано: «меч, мстящий за нарушение союза»601. Грех поколения потопа стал полным, лишь потому, что согрешили извращением путей своих на земле. И хотя грабили друг друга, как сказано: «И наполнилась земля злодеянием»602, и сказано: «Ибо земля наполнилась злодеянием из-за них»602, тем не менее, сказано: «И развратилась земля… и вот, Я истреблю их»602. Это означает «мера за меру» – «вот, Я истреблю их» за грех уничтожения семени. Таким образом, приговор был вынесен прямо за нарушение ими союза.
163) А некоторые говорят, что их чаша переполнилась именно из-за греха разбоя, поскольку грабили друг друга, и тем самым причиняли зло небесам и людям. Сколько же управителей наверху, назначенных за голоса тех, кто передавал тяжбу с ближним на суд небес – за то, что им сделали. И об этом грехе сказано: «Ибо земля наполнилась злодеянием из-за них»602. То есть каждый передавал тяжбу с ближним на суд небес. И потому сказано о них: «Вот, Я истреблю их с землею».