75) «Сообщи мне, Творец, конец мой»511, – сказал Давид пред Творцом. Это два конца, один – у правой, другой – у левой, и это два пути, по которым люди должны восходить в мир истины. Есть конец правой (ямин), как сказано: «В конце дней (ямин)»512. И есть конец левой, как сказано: «Установил конец тьме, и проверяет он все пределы камня могильного и тени смертной»513. «И проверяет он все пределы». Кто же это проверяет? Это конец, который в левой, он – тот проверяющий, который омрачает лик созданий. Окончание Ацилута называется конец (кец). В нем есть правая сторона, светящая снизу вверх, сторона святости, и называется она конец правой. И есть в нем левая, в которой удерживается ситра ахра, притягивая свет сверху вниз. И это сторона ангела смерти514.
76) Конец правой – это, как мы уже говорили относительно окончания правой, сказал Творец Даниэлю: «Ты же иди к концу и успокойся»512. Спросил у Него Даниэль: «В этом мире или в мире истины?» Ответил ему: «В мире истины». Спросил у Него: «В час, когда восстанут из праха, то есть при возрождении из мертвых, поднимусь среди них или нет?» Ответил ему: «И ты поднимешься». Сказал Ему Даниель: «Знаю я, что поднимутся они, возрождаясь из мертвых, группами по вере своей, одни из них – истинные праведники, другие же – злодеи мира, и не знаю, с кем из них поднимусь я?» Ответил ему: «По жребию своему»512 – то есть с праведниками. Сказал Ему: «Но ведь Ты сказал: «Иди к концу». Однако есть конец у правой (стороны) и есть конец у левой. И не знаю я, к какому концу – к концу правой или к концу левой?» Ответил ему: «К концу правой».
77) И Давид также сказал Творцу: «»Сообщи мне, Творец, конец мой», какова участь моя?» И не успокоился, пока не выяснилось, что будет относиться к правой, как написано: «Сиди справа от Меня»515. Однако Ноаху сказал Творец: «Конец всякой плоти пришел предо Мной»510. Кто же это – конец левой или конец правой? И говорит: «Это конец, который омрачил лик созданий, будучи концом всякой плоти» – т.е. конец левой (стороны), ангел смерти.
78) Отсюда ясно, что грешники мира преждевременно навлекают его на себя, вызывая этим мрак. Когда дают ему право, он забирает душу. И не забирает души, пока не дано ему позволение. Поэтому сказано: «Пришел предо Мной»510. «Пришел предо Мной», чтобы получить разрешение омрачить лица жителей мира. Поэтому: «И вот, Я истреблю их с землею»510. То есть Я дал ему разрешение, и потому: «Сделай себе ковчег из дерева гофер»516 – чтобы ты мог спастись, и не будет он властен над тобой.
79) В тот час, когда на город или мир нападает мор, нельзя человеку появляться на рыночной площади, поскольку губителю позволено уничтожать всё. Поэтому Творец сказал Ноаху: «Будь осторожен, не попадайся на глаза губителю, чтобы он не был властен над тобой».
80) И если ты скажешь: «Где здесь губитель – ведь была только вода, которая все время усиливалась и обратилась в потоп?» Во всех судах, совершаемых в мире, не найти такого суда, – и когда на мир уже обрушиваются удары и даже, когда мир еще отдан на суд, – в котором бы не чувствовалась поступь этого губителя. И здесь то же самое. Был потоп, и губитель шествовал внутри потопа, и он именуется потопом, потому что это название содержит его в себе. Поэтому Творец указал Ноаху скрыться внутри ковчега и не показываться на миру.
81) Но ведь ковчег был виден этому миру, когда губитель прошелся по нему – потому и губитель все еще видит его. Однако, пока губитель еще не увидел лица человека, он не властен над этим человеком. Откуда это следует? В Египте было сказано: «Вы же не выходите никто за двери дома своего»517. Поскольку снаружи находится губитель, который может вас истребить, и нельзя показываться ему на глаза. И поэтому Ноах и все те, кто был с ним, скрылись в ковчеге, и губитель не был властен над ними.