Обязанность Исраэля по отношению к человечеству. Часть 1.
Тема урока «Обязанность Исраэля по отношению к человечеству». Избранные отрывки из первоисточников.
М. Лайтман: Эта тема важна, потому что она определяет нашу работу. «Конечные действия в начальном замысле». Конечные действия – это когда все-все творения соединяются вместе в единое тело, и все они находятся в объединении с Творцом, в слиянии с Творцом. И этот процесс включает в себя внутреннюю и внешнюю части и исходит из того, что есть Творец и есть Творение. И то, что и в Творце, и в Творении – в этих системах, – я подчеркиваю: в этих системах тоже есть и внутренняя, и внешняя части. Внутренняя часть высшей системы – это Ацмуто, Борэ, Творец, Его отношение к творениям, и часть творений, в которой есть Исраэль и народы мира. И вся разница между ними всего лишь в мере силы, которая осталась после разбиения келим в желании получать.
И поэтому та же точка, которая пробуждается и притягивает, тянет человека к исправлению, и называется Яшар Эль, прямо к Творцу, Исраэль. И тогда такой человек должен получить особую заботу свыше и соответственно этому организовать собственные усилия в окружении и своей работе внизу. И поэтому беря в расчет то, что общее Конечное исправление и является завершением действия, мы должны быть в устремлении к нему. Поскольку это является предпочтительным состоянием Высшей силы, это является целью творения. Это точка, куда все включены вместе, как сказано: «Все Меня познают от мала до велика». И нам понятно, что к этому мы и должны приближаться. Поэтому вся наша работа должна быть в том, чтобы видеть, как все, живущие в мире, получают эти знания, получают связь с исправляющей силой, с пробуждающей силой, объединяющей, и рассматривать себя как пророка Йону, по сути в этом наша работа. Хотя мы не можем, не хотим, отвергаем, но мы понимаем, насколько такое чаяние должно быть важным для нас, большим. И это, по сути, и есть тема.
Еще раз: почему мы поднимаем эту тему перед конгрессом? Потому что конечное действие – в начальном замысле, что называется. Общее исправление мира гарантировано, обещано наверняка для всех. Мы все уже находимся там, в этом вечном состоянии. И мы должны здесь, в этом мире, то есть в нашем состоянии представлять себе, какими путями, какими этапами мы приближаемся к этому состоянию. И отсюда нам понятно, что все отрывки и все источники, все то, что мы слышали от каббалистов, насколько все это говорит о нашей необходимости передавать все эти знания всему человечеству. И передать им эту окончательную форму, которая сейчас все больше проясняется нам, и в нашем нынешнем состоянии тоже видеть, и в человечестве, и в нашем духовном успехе, что все это вместе направляет нас к нашей высокой миссии стать, что называется «светом для народов».
И поэтому роль Исраэля для народов мира, «обязательство Исраэля перед человечеством», становится таковой, а не тем, что в конце пути она раскрывается. Но «Конечное действие раскроется в начальном Замысле», уже сейчас мы должны видеть эту окончательную цель и это окончательное состояние, а из этого – увидеть, насколько далеко мы находимся на этом этапе, даже сегодня, когда весь наш путь – это реализация этой цели, того же самого окончательного состояния во все большем приближении и совершенстве. (06:36)
Кроме того, сейчас мы приближаемся к нашему большому конгрессу, поэтому второй конгресс, Основной конгресс, посвящен тому, что мы все соединяемся, весь Мировой «Бней Барух» объединяется. Но для чего это объединение, какова цель, что является двигателем? Это то, что мы хотим представить наше исправление, как начало общего исправления, исправления мира.
Итак, давайте начнем изучать тему.
Чтец: 30-й отрывок. Бааль Сулам, статья «Поручительство», п.20.
30. Окончание исправления мира наступит, когда все соединятся в своем стремлении к Творцу, как писали мудрецы: «И станет Творец Царем Вселенной. В тот день станут Он и Имя Его едины». И уточнил написавший: «В тот день», — и не ранее, как написано: «И наполнилась земля знанием о Нем, и устремились к Нему все народы мира». Однако, роль народа Израиля по отношению ко всему миру похожа на роль наших святых праотцов по отношению к народу Израиля. Если бы не заслуги праотцов наших, что были зачтены нам и помогли возвыситься так, что стали мы достойны получения Торы, если бы не праотцы наши, которые выполняли Тору еще до того, как она была дарована им, разумеется, не стали бы мы избранным народом среди других народов. И потому возложено на народ Израиля, изучением Торы и выполнением законов ради Творца, совершенствовать себя и все человечество, чтобы стало возможным принятие на себя этой высокой работы любви к ближнему, что является лестницей, ведущей к достижению цели творения — слияния с Творцом. [Бааль Сулам, статья «Поручительство», п.20] (09:03)
М. Лайтман: Бааль Сулам пишет о себе, что он маленький, молодой и что он не достоин. С какой стати он вдруг удостоился такого большого подъема? Это только потому, что в этом нуждается поколение, поколение достойно, поколение имеет право, поколение должно. И поэтому мы должны понимать, что если мы хотим продвигаться, выполняя свою роль, то мы должны думать все больше и больше о том, для кого мы работаем или ради чего. Мы являемся переходным звеном Яшар Эль, мы связываем Творца с творениями, мы являемся только связующей частью. И насколько мы со всей преданностью будем выполнять это, не думая о том, что у нас будет и как это будет, а думать только о том, чтобы насладить Творца, приблизив к Нему творения, чтобы Он смог их исправить, наполнить их, а мы всего лишь как его работники, рабы, помощники, и нет у нас другой роли, кроме этой, тогда добьемся успеха. (10:47)
И поэтому такой подход, когда мы не считаемся с самими собой, а все только направлено на нашу роль, миссию, где и Творец, и Творение для нас являются всем, а мы только служащие, которые не думают о себе, поэтому, если мы сможем выяснить свою роль, мы действительно удостоимся стать партнерами Творца в Творении.
Об этом есть много материала, написанного каббалистами. Главное – это служить человечеству в целом, передать ему как можно больше объяснений о его будущем состоянии, которое уже существует в природе и нуждается в раскрытии. И если мы готовы к такому раскрытию, то примем это раскрытие, то есть эти времена, себе во благо. А если не готовы к этому, то природа все равно проведет нас через эти состояния в преддверии Конечного исправления. Но уже таким образом, что мы не готовы, потому не видим это по-хорошему и страдаем. Поэтому ради Творца и ради Творения мы хотим буквально подготовить все человечество к следующим шагам, которые заключаются в растущем объединении, которое должно быть.
Вопрос: Я вчера услышал несколько претензий, о которых я хотел бы сказать, чтобы услышать ваше мнение, чтобы мы правильно вышли на объяснение. Я слышал, как люди говорят, почему мы поднимаем весь этот вопрос об антисемитизме и касаемся его, это открытая рана, Холокост, нацизм, зачем все время беспокоить это? Оставить это, есть много хороших сторон в каббале.
М. Лайтман: Я думаю, что это излечение, а во время излечения болезни пробуждаются разные ощущения. У меня была закрытая рана, теперь врач вскрыл ее для лечения, конечно, я этого не хочу. Потому что любое лечение сопровождается болью, и нет выбора, рану нужно вскрыть, выяснить и понять, что мы делали правильно, а что неправильно, и что мы можем сделать дальше. Потому что исправление не происходит с материей: неживой, растительной, животной, а происходит с той частью материи, которая ощущает этапы своего развития.
Если этапы своего развития, которые мы должны пройти, и всё человечество должно пройти, если мы понимаем этапы этого развития, то это уже хоть что-то. Это похоже на лечение врача, если я понимаю, что он должен сделать, то у меня нет выбора. Даже животное, если оно понимает, что ты делаешь для него что-то хорошее, что ты его лечишь, даже если это больно, оно готово страдать. Так и с нами. Помимо способности не только пассивно понимать и терпеть вещи развития, мы можем принять активное участие в этих вещах. И тогда для нас этапы развития становятся приятными не только в ощущении, но и в понимании, в осознании, в участии. Мы сами будем проводить всё это излечение над самими собой. В партнерстве с высшей силой.
Тогда мы не будем чувствовать, что мы страдаем, наоборот. Это не просто, что мы страдаем или не страдаем, но мы поднимаемся в такое место, на такой уровень, где мы понимаем всё происходящее, всё это чувствуем. Что мы сами хотели бы, чтобы так с нами это и произошло. Я уже начинаю наблюдать за собой сверху и не только согласен, но и хочу, чтобы эта забота, излечение именно так и происходили, и каждый раз против своего желания я получал бы силу отдачи всё больше и больше увеличивающуюся. Да, так оно и есть. Об этом говорится: «Работник Творца». Это то, что человечество должно понять и признать Творца как Доброго. Что если оно хочет себя с Ним отождествить, тогда почувствует себя во всём этом процессе, хотя это процесс изменения природы, но эти изменения будут приняты с радостью. (17:05)
Ученик: Вообще невозможно сегодня не распространять какую-либо идею о долге народа Израиля?
М. Лайтман: Это непросто нет препятствий, это необходимо, ты же видишь, что Бааль Сулам это делал. До него (начиная с Бааль Шэм Това и до него) не очень-то мы об этом говорили, хотя и начали это выяснять. Но всё это было только внутри народа Израиля. Начиная с Бааль Сулама всё вышло наружу, он не держал это в себе. И мы просто обязаны это делать, ты видишь, что происходит в мире. И, к сожалению, то, о чем мы говорим, так и произойдет. То, что они не видели в Германии 80-90 лет назад, сегодня ты можешь увидеть. Ты будешь так стоять и видеть, как всё происходит перед тобой, и ты заранее знаешь, что произойдет, если ты не будешь принимать участие и что произойдет, если ты, да, примешь участие. Путь к Конечному Исправлению, как мы изучаем, – это путь или Торы, или страданий, так что выбирай, или что-то промежуточное. Но нет здесь возможности избежать полностью. (18:42)
Ученик: В настоящее время я работаю еще с одной командой над переводом и редактированием вашей новой книги для израильской аудитории на иврите. И я слышу всевозможные комментарии, в которых говорится, что нужно сосредоточиться на решении. Почему вы вообще затрагиваете всю историю? Что вы понимаете в истории?
М. Лайтман: В качестве доказательства, в качестве примера, чтобы видеть сегодня не просто пример прошлого, чтобы увидеть сегодня, что история возвращается. История всегда возвращается. Потому что это еще раз десять сфирот, пока они вновь не приходят в наш мир, и снова тот же процесс, и всегда один и тот же. Только не с тем же оружием, не с теми же масштабами, а всегда всё больше и больше. Но всё повторяется, ничего нового. Из четырех стадий ты можешь видеть, как они переходят и развиваются во всех формах: неживое-растительное-животное, все миры, все случаи, ситуации. И все эти ситуации тоже созданы этими четырьмя стадиями. Всё, все четыре стадии, всё создано именем Творца. И поэтому отсюда мы должны действовать, исходя из того, что происходит с нами. Потому что это АВАЯ, которое действует на нас, на человечество – прямо сейчас. (20:07)
Ученик: Говорят, что в книге представлено еще много документов, исследований и прочего. Я имею в виду, что мы берем все, что имеет отношение к нам, чтобы подчеркнуть наши идеи, Бааль Сулама, а не показываем исчерпывающую картину всей истории.
М. Лайтман: Ни одно исследование не может быть совершенным. Не знаю, может быть, они и правы. Я знаю только одно, из того, что я думаю, в целом, факты являются фактами. Что там еще может быть? Но в целом общая картина именно такая, и она повторяется. И меня не волнует история, я больше ничего не могу там изменить. Я человек действий, и как человек действий, я думаю о сегодняшнем и даже о завтрашнем дне.
И для меня это, что спасти человечество, я даже не говорю о народе Израиля, народ Израиля всё равно должен будет выполнить действие, но я говорю обо всём человечестве. Ты знаешь, куда оно входит? В мировую войну, как пишет Бааль Сулам. Я не говорю о народе Израиля, или о тех, кого убили в Бруклине, или кому-то что-то сожгли, где-то что-то нарисовали. Я не пренебрегаю этим ни в коем случае, но я говорю о мировой войне. И это не мировая война, как Первая или Вторая, а это то, что Бааль Сулам говорит о Третьей мировой войне. Я думаю об этом.
И мы думаем, что это далекая вещь. Как такое может быть? Ничего далекого – это может произойти каждую секунду. Это не так, как раньше, пока ты не начинаешь кампанию, перемещаешь армии, военные корабли и всё такое, сегодня это не так. Нажал кнопку, и всё закончилось, половина мира уже мертвы. Я вижу всё это, не то, что нападают на евреев, это только начало Окончательного Исправления мира, общего, через мировую войну. Потому что мы находимся в последнем поколении, мы в преддверии Конечного Исправления.
Поэтому не может быть так, что здесь, в каком-то месте Европы была бы какая-то локальная война между Германией, Польшей, Чехией и другими, Россией, нет, по всему земному шару начнут сводить счеты друг с другом. Тебе раскроется 50 стран с атомным оружием, что ты будешь делать? Сейчас ты их не знаешь, но ты увидишь, что это так. (23:29)
Ученик: Что ответить на высказывания, что наши книги на самом деле не являются академическим исследованием?
М. Лайтман: Да мне не нужно никакое академическое исследование. Академия, она вся в своем находится, они все получают деньги и за эти деньги они делают, они отрабатывают их. Это как СМИ. Дай мне деньги, я куплю газету и превращу ее в то, что я хочу, вот так. И то же самое здесь, это всё деньги. Ты что, живешь в мире, где есть какая-то чистая идеология? Ты живешь в мире, в котором всё продается. Всё – деньги. Если это желание получать – о чём говорить? Что тебе академия? Когда вы видели в академии что-то такое? Ты сейчас скажи мне про Нобелевские премии или что-то еще такое высокое. Что за наивность такая? Это то, что тебе внедрили в голову. Это всё деньги и политика. (24:41)
Ученик: Тем не менее, если мы обращаемся к широкой публике, есть определенные коды.
М. Лайтман: А я не работаю по твоим кодам. Я хочу работать только относительно правды. И истина – это желание получать и его наполнение, и нет ничего, кроме этого. Это истина, правда, потому что это природа. Природа. А кроме того, ты приносишь мне все виды философий, какие-то другие виды взаимосвязи, которых нет в природе, и я не согласен так работать. (25:12)
Ты говоришь «демократия» – а я уже сразу не хочу об этом слышать. Ты мне даешь еще какие-то другие формы поведения, соединения. А я тебе говорю, что всё по желанию получать, и больше ничего нет. «Нет, но ведь есть еще плюрализм». Брось. В 17-18 веке была эта красивая литература, всё это закончилось. Кто сейчас вообще смотрит в эту сторону? Или ты хочешь запутать молодое поколение, поэтому ты это делаешь? Они только страдать будут, эти глупенькие. Дай мне пару миллионов, я тебе такие демонстрации устрою, я тебе такие движения в мире организую, ты вообще не будешь знать, откуда всё это берется, это всё деньги. Промывание мозгов. Если мозги пустые, ты можешь их промывать чем угодно. Мы что, не видим, что такое средства массовой информации, что такое реклама?
И поэтому люди, которые говорят, почему они сами не напишут? Что они от меня хотят? Я пишу то, что я думаю. Каждый пусть пишет то, как он считает, в мире так устроено. Хорошо. И то, что на меня нападают, я доволен. Это контакт, это хоть что-то, это какое-то знакомство. Просто я не беру в расчет их мнение, я говорю это с самого начала, изначально, я очень глубоко нахожусь в своем собственном восприятии мира, и мне не кажется, что кто-то может мне это изменить. Мой фундамент намного основательнее и выше, глубже. И здесь вообще речь не идет ни об антисемитизме, ни о каких-то отношениях между евреями и арабами, или христианами или кем-то еще. Вообще нет, это фундамент природы, я всего лишь хочу исправления.
Ученик: В вашем мировосприятии нет никакого сомнения, но когда Вы выходите к широким массам, должны ли Вы находиться на их уровне, вместе с их путаницей, или надо сказать, что это моя истина, так я и буду говорить?
М. Лайтман: Я думаю, что так. Все, кто могут – могут, кто нет – то нет. Я не могу путаться вслед за аудиторией, и я не думаю, что есть время, как это было, допустим, 100 лет назад, 200 лет назад. Когда философы, которые хотели что-то выразить, скажем, например, эта книга «Хазары», все эти сочинения, поэтому они выразили это в романах таким литературным способом. Я не думаю, что у меня для этого есть время. Я считаю, что как раз такие короткие книги, они те, которые нужны сегодня человечеству. И мы будем готовить еще такие. Я уже начал. (28:33)
Ученик: С другой стороны, когда мы пытаемся публиковать статьи, например, в местной прессе и на веб-сайтах, есть редакторы, которые просто не хотят принимать их, потому что они воспринимают, что евреи ответственны. Так почему мы должны публиковать такие вещи?
М. Лайтман: Чтобы в следующий раз нас не обвиняли. Мы должны видеть, в чём мы на самом деле виноваты? Не то, что они думают, но на самом деле то, в чем мы виновны, основано на творении, в соответствии с истиной.
Я не могу говорить что-то, что не является правдой. Я говорю, что в согласии с природой есть желание получать, желание отдавать, есть Цель творения, одно-второе-третье, и это мы должны сделать. Почему? Потому что вы видите, что иначе, если мы не выстроим между желанием получать и желанием отдавать правильный мост, чтобы мы сделали этот переход – если мы это не сделаем, то сделают с нами, сделают за нас, ничего не поделаешь. И выбора у нас нет. Поэтому я иду и объясняю.
Теперь, то, что евреи виноваты, конечно, никто не хочет об этом слышать, о том, что он виноват. Но, что делать? Знаете ли вы, что виноваты или нет? Вы понимаете, что мы должны показать пример всем народам мира, обратиться к народам мира? Прежде всего мы сами должны соединиться, показать им методику объединения, и так далее. Это означает «стать светочем для народов». Они пробудятся и присоединятся к нам, и так мы вместе придем к Конечному Исправлению. Это всё понятно или нет? Если понятно, помогите мне, как объяснить это всем.
Реплика: Редактор нескольких сайтов получила материалы, и там была статья, что евреи всегда приносят вред евреям. Она не хотела принимать это, даже когда я объяснил ей, что узнал об этом через внешнего лектора в Еврейском университете, который изучал это в течение многих лет. Кто приносил зло евреям, – это другие евреи. Испанское изгнание, и так далее.
М. Лайтман: Я это понимаю, поэтому такие статьи не надо давать им, но более простые.
Ученик: Я сказал ей, что у нас есть 1500 других, абсолютно других тем без всякой связи с антисемитизмом, с евреями, которые всё делают. Нет, – она говорит, – вообще не хочу, чтобы они были у меня на моем сайте. Ничего не хочет. «Я хочу сайт чистый». Была не готова слушать, что с исторической точки зрения и с любой другой, у нас есть доказательства или другие материалы. Ничего она вообще не хотела. (31:40)
М. Лайтман: Ладно, мне нечего с этим делать. Но, конечно же, мы столкнемся с такими реакциями, и даже если это будет везде, то у нас все равно нет выбора, кроме как постоянно объяснять больше и больше, что мы должны показать всему миру единство и то, что мир нуждается в объединении, нам это становится яснее день ото дня. А иначе мы видим, насколько всё рассыпается, весь мир приходит к развалу, а клеем может стать объединение, это может исходить только из примера, который мы покажем. Выхода нет. У нас нет другого пути, это по законам природы. Ты можешь подождать, если хочешь, это твое дело, у меня нет времени, у меня лично нет времени, и я обязан делать всё, что возможно. Я должен успеть. (33:02)
Вопрос: На самом деле, если можно говорить об этом, о подходе, когда мы выходим к людям.
М. Лайтман: Вот этого я не знаю, это может быть более умеренно, это может быть не книга на 200 страниц, а книга на 500 страниц, где ты так это всё опишешь более гладко, мягко, это похоже на человека, который находится в каком-то конфликте, столкновении, поэтому ты начинаешь говорить издали, и постепенно подводишь к своему мнению, пока не поймут друг друга, пока не начнут соглашаться.
Стиль, возможно, должен быть [другим], но книга – она уместна, здесь я не сожалею ни о чем. И то, что мы начали получать такую резкую реакцию, – это, как раз, хорошо. А кроме этого, чтобы всё это проглотить более правильно, надо еще сделать какие-то шаги. Но, насколько мы будем успевать делать эти шаги, вы увидите, что будет происходить. Вы увидите, что будет в ближайшие несколько месяцев, что эта книга не будет выглядеть, как нечто: «Откуда она взялась? Из какого-то сумасшедшего дома, из «Бней Баруха». А они увидят, что это так. (34:46)
Ученик: Отложим книгу в сторону на секунду, проблем у нас с ней нет. Я хочу понять подход, как вы сказали сейчас. Существует подход, который гласит, что нужно медленно и постепенно обучать, воспитывать, поглаживая, пока человек не будет готов добраться туда, куда мы хотим.
М. Лайтман: Они не услышат.
Ученик: Точно. И есть другой подход, когда мы встречаемся с людьми, мы видим, что вы говорите: «Я скажу своё, поймут или не поймут, мне всё равно, главное, чтобы они услышали».
М. Лайтман: Да.
Ученик: В этом, собственно, вопрос. То, что касается распространения роли народа Израиля – к ним идти вторым способом?
М. Лайтман: Нет, не только. Параллельно мы можем писать романы. О том, что написано в этой книге, ты можешь написать роман, ты можешь снять фильм о любви, о всех видах развлечений, я не знаю, что. Но это отдельно и это отдельно. И я уверен, что книга, которая объясняет через историю, может быть намного более успешно воздействующей. Но фундамент – здесь. Фундамент. Опираясь на это, ты можешь делать всё, что хочешь, снимать фильмы, писать романы. (36:39)
Вопрос: Что я видел, так это то, что всё, что мы пишем, гораздо глубже, чем пишут академики, потому что им нечего больше добавить. Но когда ты что-то добавляешь, они начинают завидовать, как будто это не из академии идет. Но ни в одной академии я никогда не видел, чтобы кто-то проверял что-то, что было тысячу лет назад, такого нет, и это факт. У меня есть отношения с некоторыми профессорами, и я не испытываю затруднений, они даже, бывает, участвуют, потому что, когда говоришь: «Я хочу участвовать, я хочу помочь вам», – это как бы меняет его настроение. Кроме того, я хотел спросить: если человек работает над этим, то он раскрывает в себе несколько точек в процессе от Авраама до наших дней, он чувствует, что он тоже как-то связан с этим процессом. Но я видел в интернете, есть какой-то факт, что иногда люди соглашаются: «Ты прав, да, правильно, есть антисемитизм, но Машиах придет, и он всё исправит». – Это похоже на отчаяние или какую-то очень, очень сильную веру. Есть Машиах, он скоро придет и всё исправит, нам нечего делать.
М. Лайтман: «Нам ничего не нужно менять, мы просто должны как бы присутствовать, наблюдать за этим, пока не придет Машиах, и он уже всё сделает сам». Это не подход людей, которые работают, не каббалистов, это хасидский подход, подход простых людей. У них нет точки в сердце, у них нет двух точек, они не могут находиться на двух уровнях, и поэтому и не могут совершать подъем, какое-то взаимодействие между людьми. Поэтому им ничего не остается, как только «оставаться прахом». Если они подсоединяются к каббалистам, значит, вместе с ними будут подниматься. Если не присоединятся, не последуют за ними, то всё будет происходить через беды, проблемы, смерти. Это так.
Вопрос: В немецкоязычном отделе мы говорили о переводе книги и ее распространении. Возник вопрос, кто является целевой аудитории этой книги?
М. Лайтман: Все, со всех сторон. Со всех сторон.
Ученик: Если это все, мы хотим провести «тур» по Германии, чтобы продвигать книгу, но есть такой подход, что в тот момент, когда ты хочешь сказать, что евреи отвечают за то, что происходит, всё закрывается, тебя больше не хотят слушать, ничего с этой книгой не произойдет, она умрет на Амазоне. (39:56)
М. Лайтман: Это понятно.
Вопрос: Что мы хотим, чтобы произошло с распространением книги? Вы сейчас представляете книгу, люди будут читать, и что мы хотим, чтобы произошло?
М. Лайтман: Люди должны понять, первое, что на самом деле ключ ко всему историческому процессу, через который мы проходим, находится в народе Исраэля. Обратная острая реакция общего эго народов мира является ответом на тот факт, что евреи ждут и не спешат с исправлениями. Некуда деваться – это так, и об этом написано в каббале. Наука каббала не появилась через какой-то народ или в какой-то религии, она описывает, что происходит в природе. Я ожидаю, что народы мира не скажут: «Они виноваты, а не мы», – это чушь. Я ожидаю такой реакции, что «теперь мы знаем, как мы должны действовать сообща. То, что есть в нас, в народах мира, ненависть к евреям, антисемитизм, этот антисемитизм наступает, поэтому мы будем продвигать их вперед». (42:04)
Что вы думаете? Как это называется у пророка, что народы мира возьмут народ Израиля на свои плечи и принесут их к Храму, это что, такой подарок на подносе, который они берут? Нет. А через требование, через хисарон. Потому что народ Израиля должен почувствовать хисарон, который есть в народах мира и исправить его для осознания Цели творения, Замысла, они обязаны это знать. Они подавлены и все проблемы в мире именно из-за того, что человечество не понимает ответа, не получает ответа, почему оно находится в таких страданиях. Сами эти страдания от слова «цар» (узкое место), от недостатка света Хасадим, от недостатка Творца. Ты посмотри: и наркотики, и всё, что происходит, всё из-за того, что мы не передаем им высший свет через «цинор» (канал), которым мы являемся.
Я ожидаю со стороны народов мира, чтобы они поняли, это еще одна тема, которую придется развивать, и это уже тема для совсем другой книги. А эта книга представляет факты только со стороны евреев. Народы мира должны также признать, в чем заключается их роль, в какой форме они должны взять это отрицательное отношение к евреям, эту ненависть, которая пробуждается в них в правильно виде, в виде ненависти, и изменить ее в требование и вместе с народом Израиля сделать исправление. Потому что методика находится у народа Израиля, а сила есть у народов мира. И они должны вместе с нами продвигаться к Конечному Исправлению.
Надо просто понять, что эта отрицательная форма, которая раскрывается через антисемитизм, это, в первую очередь, закон природы. А, во-вторых, как только этот закон будет раскрыт как противостояние между желанием получать и желанием отдавать, объединение, разрыв, тогда что мы должны со всем этим делать? – мы должны прийти к объединению между нами, понять, какие формы объединения должны быть для того, чтобы Творец раскрылся во всей реальности. Вот и все. В общем, это должно быть нашей целью. Какое мне дело до этой академии, что они думают, или кто-то еще, это настолько всё дешево.
Ученик: То, чего недостает в этой книге, я получил такую реакцию, кто эти евреи, которые должны объединиться, что это за объединение между ними, как оно должно произойти? (45:35)
М. Лайтман: «Кто», это мы.
Ученик: А кто это «мы»?
М. Лайтман: «Мы» – это наша организация. Я не стесняюсь, мне не важно, я не страдаю от скромности.
Ученик: Имеется в виду «Бней Барух»?
М. Лайтман: Да, «Бней Барух», я.
Ученик: А как насчет евреев в Германии, по всему миру, которые действительно не имеют к этому никакого отношения? (46:00)
М. Лайтман: Они ничего не понимают. Так же, как немцы ничего не понимают, и евреи там тоже ничего не понимают, поэтому они находятся в этой путанице.
Ученик: Должны ли быть какие-то ожидания относительно народов мира, даже если у них нет никакой связи с внутренней частью?
М. Лайтман: Они должны понять, им надо объяснить всю эту систему. Почему это зависит от народа Израиля, почему существует ненависть к народу Израиля, и почему эта роль начинается с народа Израиля, а затем переходит к народам мира, и что они вместе должны работать.
Ученик: Мне кажется, что недостает еще, как раз сейчас вы об этом говорили, как подтолкнуть народ Израиля к требованию. Что от них требовать и как их подтолкнуть?
М. Лайтман: Оставь в покое народ Израиля, говорится о нашей организации, о нас. Весь народ Израиля, пока они пробудятся… а иудеи в Германии, в Америке вообще…
Ученик: Так для чего нам надо распространять книгу наружу? Зачем нам этот шум, если мы должны исправляться?
М. Лайтман: Мы обязаны это сделать, но я не делаю никаких расчетов на это и ничего на этом не строю. Я понимаю, что народ жестоковыйный, и пока еще он отреагирует… Я надеюсь, что каким–то образом в будущем, (будем надеяться, что в недалеком будущем), давление с одной стороны и распространение с нашей стороны, пробудит в них другую точку зрения. Когда он сидит дома и боится выйти из дома, и дома он будет постоянно в страхе, что придут и побьют или даже убьют его где-нибудь в центре Берлина или еще где-нибудь, даже в Нью-Джерси, поэтому он будет думать иначе, он будет по-другому смотреть на книгу. Ничего не поделаешь.
Вопрос: Вчера я слышал в новостях о случае в Нью-Йорке, и они сами говорят, что невозможно это предотвратить, и не знают, что происходит, антисемитизм подсознателен. Ты спрашиваешь людей, — и они не знают, почему ненавидят евреев.
М. Лайтман: Правильно, а я прихожу и объясняю это.
Ученик: И евреи не понимают, почему нас ненавидят.
М. Лайтман: Да это тысячу лет назад так было, и сто лет назад в нацистской Германии, то же самое. Посмотри на то, что евреи говорили: «Посмотри, что мы дали немецкому народу, посмотри везде: ученые, музыканты, чего только нет. Что вы еще хотите от нас?» Если бы была открыта возможность вступить в партию СС, то иудеи с радостью бы вошли туда. Да, конечно, потому что они не знают. Что ты будешь делать? (49:38)
Ученик: Настолько не логично ни в одной аудитории, ни в любом состоянии. Если бы сюда вошел человек с коробкой подарков, скажем, сладости, часы, и раздал их, было немыслимо, чтобы кто-то его возненавидел за это. А евреи, как вы говорите, дали так много, в революциях, которые они совершали, в их открытиях в науке… нет никакой логики. Что произойдет, если антисемитизм перейдет из подсознания, когда они не понимают почему, в их знание, в новые келим как бы?
М. Лайтман: А-а, если они узнают, почему они ненавидят?
Ученик: Да, если они будут знать, почему.
М. Лайтман: Ну, это теперь совсем по-другому, теперь я знаю, что это закон природы. То, что он пробуждается у каждого, потому что через иудеев должна прийти особая цель, объединение, потому что они знают, как это сделать. Если мы сделаем наше единение, мир поднимется на более высокий уровень. Внутреннее требование состоит в том, что мир должен подняться на более высокий уровень. Он должен познать Творца, он должен быть в вечном мире. И подсознательно, если они чувствуют, что ты крадешь это у них: «Ты крадешь у меня будущий мир, вечный мир. Что может быть хуже? Какое мне дело, что ты художник, музыкант или ученый? Мне это не нужно». Ты приводишь к гораздо более худшему.
И не только тебя, кто понимает, а простой народ, народ Израиля, таких обычных рабочих, которые что-то там делают, есть у него какой-то киоск, или что-то еще, понимаешь, о чем я говорю – и их тоже. Ненавидят всех от начала до конца. Это не имеет значения, какой у тебя уровень богатства, или уровень знания, или чего-то еще, – нет, а за то, что ты еврей.
Ученик: На стратегическом уровне, я думаю, мы должны поставить цель. Наша цель: ни евреи, ни народы мира не знают, почему существует антисемитизм. Если мы привносим это в новые келим, тогда выполнили свою роль, на мой взгляд, это наша единственная цель.
М. Лайтман: Правильно, это единственная цель, потому что наука каббала полностью направлена именно на это. Как пишет Бааль Сулам: «Не сколько ангелов в небесах», но если мы сделаем это, то все раскроется, и наука каббала будет практической и раскрыта тебе. (52:42)
Итак, мы четко знаем, что нам нужно делать, перед нами Большой конгресс. Конгресс в пустыне – это мы. А на Большом конгрессе мы поговорим об этом подробнее.
Вопрос: Вы сказали «глупая молодежь», это верно. Что мне сказать человеку, если все, что его волнует, это жить от субботы до субботы и только клубы его волнуют? Я вижу это снаружи, вижу это и здесь.
М. Лайтман: Нет, с израильтянами ты не можешь говорить таким образом. Нет. Потому что человек слышит из хисарона. Мы же учим, что все творение – это хисарон. Если у него нет хисарона к чему-то большему, чем днем работать, а ночью пойти в какой-то клуб, и потом на следующий день опять, как это принято среди молодежи. Ну, что поделаешь, это понятно.
Ученик: И единственные молодые, о которых ты слышишь, эта Грета, которая занята экологическими проблемами. Вырубили миллион деревьев, чтобы напечатать журнал Time, но это работает на экологию…
М. Лайтман: Нам не стоит этим заниматься.
Ученик: Да, но это тоже болезнь, которая и здесь есть, я и на себе это вижу и не знаю, что с этим сделать. Тем не менее, именно мое поколение будет всё решать, а не ваше. Оно получит последствия того, что происходит прямо сейчас.
М. Лайтман: Напиши, говори.
Ученик: Я делаю. Нечего добавить? (54:40)
М. Лайтман: Если ты говоришь об этом явлении, таком как эта бедная Грета, о том, что они из нее сделали, это очень хороший пример того, что представляет собой человечество, чем занимаются те люди, которые с помощью денег изменяют средства массовой информации, весь мир, как они путают всех. Они сами из себя делают посмешище.
Ученик: Я ищу какой-то подход, что-то добавить, потому что становится только хуже. Вы говорите о чем-то далеком. Здесь, в Петах-Тикве, я видел людей в майках с фотографиями Гитлера. Не нужно далеко ходить. Здесь много убийств, о которых даже не докладывается, никто об этом не говорит, но я почти уверен, что это есть. Я говорю о том, что добавить, это вещи, от которых я не могу избавиться. Как раз люди, наиболее влиятельные сегодня, наиболее востребованные, – это молодые люди, молодежь, например, самые успешные певцы в стране сейчас молодые, например, исполнители на YouTube – это молодежь до 18-ти лет, и у них миллионы просмотров. Что там добавить?
М. Лайтман: Я действительно не могу ответить тебе. Нужно всё больше и больше пытаться распространять во всех видах форм. Я говорю кратко, из основы, а как затем взять это и облачить в различные формы обращения к народу, я не знаю. Если бы у меня была возможность связаться с людьми и поговорить, я не знаю, стал бы я это делать. У меня нет такого, это профессия. Я не знаю, как преобразовать наш глубокий, основательный, краткий, научный подход, который базируется на двух основах природы: желании отдавать и желании получать, и который нам понятен. Но как сделать его понятным для молодежи или домохозяек – это проблема.
Видеофайл в Медиа Архиве:
https://kabbalahmedia.info/ru/lessons/cu/Te5Z6TCX?language=ru