— Читаем дальше:
/4 / ИБО ЕЩЕ ЧЕРЕЗ СЕМЬ ДНЕЙ Я НАВЕДУ ДОЖДЬ НА ЗЕМАЮ СОРОК ДНЕЙ И СОРОК НОЧЕЙ; И СОТРУ С ЛИЦА ЗЕМЛИ ВСЯКОЕ СУЩЕСТВО, КОТОРОЕ Я СОЗДАЛ». /5 / И СДЕЛАЛ HOAX ВСЕ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ БОЕ /6 / А НОАХУ БЫЛО ШЕСТЬСОТ ЛЕТ, КОГДА НАЧАЛСЯ ПОТОП И ВОДА ЗАТОПИЛА ЗЕМЛЮ.
— Не будем сейчас обращать внимание на цифры, хотя они имеют очень большое значение. Через семь дней обещан потоп.
Семь дней — это семь сфирот: хэсэд\ гвура, тифэрэт, нэцах, ход\ ecodj малхут. Это система управления, которая должна начать работать, чтобы запустить этот процесс, эти семь дней. Затем сорок дней — сам потоп. «Дождь с неба» — это проявление свойства бины. «На
землю» — на свойство получения, на малхут. Между биной и малхут есть расстояние, которое называется «сорок дней». 40 обозначается буквой «мэм» — 0. Видите,
как выглядит эта буква? Это закрытое состояние. Когда мы входим в свойство бины, то, как бы закрыты, защищены. Это называется рёхем — матка. Или ковчег. Если входишь в него, на тебя воздействуют два свойства одновременно: бина и малхут. А ты находишься между ними — между небом и землей — в ковчеге, то есть внутри свойства бины.
Бина обволакивает своими водами все мироздание. То, что не может войти в ковчег, то есть в равновесие между получением и отдачей (одно — против другого), уничтожается, уходит из твоего мира. Ты с этим не можешь расти — это отходы. Это прежние эгоистические
желания. Эгоистические желания, мысли — все должно утонуть, вода это должна очистить.
— Стать большим начальником, иметь много денег, много знать, — от всех этих желаний я очищаюсь и вхожу в свойство Бины?
— Да. Тебе важно понять замысел творения, чтобы подняться до уровня Творца. У тебя есть такая возможность в течение этой жизни. И снаружи, и внутри происходит взаимодействие двух противоположных сил: бина — отдающая, малхут — получающая, небо и земля. Они в потопе сливаются вместе. Нет ни неба, ни земли, — все становится водой, и в ней
существует ковчег.
— Сорок дней и сорок ночей — это сорок состояний любви и сорок состояний ненависти? Все между люблю и не люблю. Можно так сказать?
— Да.
— И дальше говорится, что Ноаху было 600 лет, когда начался потоп. Люди не могут понять, как это может быть. — Это — целая ступень. 600 — показатель совершенства ступени. Мы не говорим о годах! Часы, дни, недели, годы жизни надо воспринимать, как чистую аллегорию.
В Торе написано, что одному было 900 лет, другому — 600, этот дал тому 100 лет своей жизни. Надо помнить, что святые книги не говорят о человеке в нашем мире и о том, что в нем происходит. События происходят в духовном мире человека, а в нашем мире только проявляются их маленькие следствия. Это значит, что каждое духовное действие имеет следствие в нашем мире, но совсем в ином масштабе.
Возьмем для примера Всемирный потоп. Возможно, событие повторилось в чем-то малом: было наводнение где-то в Месопотамии. Но это потому, что духовный корень должен низойти до нашего мира и проявиться в нем. Но не это является его задачей. Задача — воспитать человека, поднять общую душу до уровня Творца.
/17/ И БЫЛ ПОТОП НА ЗЕМЛЕ СОРОК ДНЕЙ, И УМНОЖИЛАСЬ ВОДА, И ПОНЕСЛА КОВЧЕГ, И ПОДНЯЛСЯ ОН С ЗЕМЛИ. /18/ И УСИЛИВАЛАСЬ ВОДА, И ВЕСЬМА
УМНОЖИЛАСЬ НА ЗЕМЛЕ, И КОВЧЕГ ПОШЕЛ ПО ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ. /19/ А ВОДА УСИЛИВАЛАСЬ НА ЗЕМЛЕ ВСЕ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ: И ПОКРЫЛИСЬ ВСЕ ВЫСОКИЕ ГОРЫ, КОТОРЫЕ ПОД ВСЕМ НЕБОМ.
— Вот такая картина всеобщего потопа — все покрылось водой, а ковчег несется по ее поверхности. Дождь воспринимают как благо?
— Нет, не обязательно. Смотри, какие наводнения и ураганы сегодня происходят. Любое действие, приходящее с неба, может быть для человека и к добру, и к злу Все зависит от того, каково направление силы, управляющей этим явлением природы: солнце и сжигает, и дарует
жизнь; наводнения, штормы и ураганы убивают, но без воды нет жизни. Все в мире именно так и происходит, потому что построено на равновесии. Наша проблема в том, что мы не управляем своей жизнью! А природа — Творец — сегодня нас к этому толкает: «Начните управлять, вы уже взрослые! Не давайте вашим мыслям и желаниям командовать вами. Пришло время понять, куда следует двигаться и самим направлять себя к цели». Для этого необходимы две силы, а нами управляет только одна — эгоистическая. Мы уже чувствуем, что дальше так продолжаться не может. Ведь мы взаимосвязаны, а ненавидим друг друга.
— Так бывает в семье, где все вынуждены жить в одной квартире вместе и в ненависти. Это просто ужас! Что делать? Куда деться?!
— Некуда. Значит, надо каким-то образом уладить наши отношения. Кроме ненависти, должна быть и любовь, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Ничего не должно уходить. Наша эгоистическая природа остается, просто она должна уравновешиваться альтруистической природой. Как это сделать? Это задача человека. Прежде всего,
следует понять, что только с одной силой, получающей, эгоистической, отталкивающей все остальное, использующей всех для себя, мы жить больше не можем, потому
что мы разрываем наш мир. Некуда нам деться с этого маленького земного шарика. Мы должны обрести еще одну силу — силу отдачи, любви, участия.
Задумываясь об этом, мы начинаем видеть, что такая возможность существует. Каббала раскрывает нам, как приобрести вторую силу, уравновесить первую и идти
вперед на «двух ногах».
Потоп смывает весь эгоизм и оставляет в равновесии две силы: получающую и отдающую в человеке. Это показывает Тора, и к этому надо идти.
ВЫШЕ ЗЕМЛИ И ВЫШЕ ВОДЫ
— Здесь говорится: «Поднялся ковчег с земли и поплыл». Это значит, что поднялся над эгоизмом?
— Да, стал выше земли и выше воды. Он поднялся выше обеих сил: отдающей и получающей. Человек должен быть выше них. Он приближается к Творцу, управляя ими двумя.
— Здесь говорится: «Вода усиливалась на Земле, и исчезли горы». Что это за горы?
— Самый большой эгоизм — это гора. Горы (ивр. арйм от ирурйм) — это сомнения, всевозможные эгоистические проблемы. Самый большой эгоизм — это гора. Сипа — в переводе означает ненависть. Гора Синай — гора ненависти. Желание построить в Вавилоне башню до неба — тоже человеческий эгоизм.
Строя храмы на горе, люди хотят показать, что взобрались на эгоизм и там строят дом Творца. Или наоборот, спускаются в низину, чтобы представить себя нисходящими, как бы отменяющими себя. Земля — эгоистическое свойство поглощения, но благодаря ему, с помощью воды земля способна взращивать. Если в земле существуют свойства поглощения и отдачи одновременно, то появляются ростки. А просто гора — это эгоистическая возвышенность.
— Согласно преданиям, Книга Зоар, раскрывающая Тору, была написана в пещере. Что за состояние — «пещера»? Укрыться в пещере — это некий вид исправления человека?
— О-о! Пещера обладает особыми свойствами — это место в земле, где может существовать живое, человек. Это особое изначальное свойство в природе — пещера. Если бы мы знали и умели правильно находить и делать для себя пещеры, то могли бы излечиться
от многих заболеваний.
— Об Аврааме сказано, что он рос в пещере. Там есть свой особый климат?
— Верно. Люди жили в пещерах не потому, что не могли себе что-то соорудить. Построить лачугу иногда было намного проще, чем найти пещеру. Она обладает огромной силой, которую они чувствовали. Человек нуждается в закрытом помещении. Пещера является подходящим местом для него.
— Чем объяснить, что люди строят все более высокие небоскребы?
— Это наш эгоизм. Манхэттен — наш сегодняшний
Вавилон! Конечно, это естественное стремление эгоизма. Высотные дома олицетворяют все большую ненависть и эгоизм. Это и называется «возведем башню до неба» — Вавилонскую.
Многие серьезные ученые и медики высказывают мнение, что нехорошо жить на такой высоте, что человек, отрываясь от земли на десятки метров, теряет с ней связь. А если измерять не метрами, а локтями (приблизительно 50 см), то поднявшись всего лишь на три локтя, человек утрачивает ощущение земли. И действительно, это так.
В П Р Е Д Д В Е Р И И
ДУХОВНОГО РО Ж Д ЕН И Я
— Мы продолжаем читать главу «Ноах».
/24/ И УСИЛИВАЛАСЬ ВОДА НА ЗЕМЛЕ СТО ПЯТЬДЕСЯТ ДНЕЙ. /1 / И ВСПОМНИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ О НОАХЕ, И О ВСЕХ ЗВЕРЯХ, И О ВСЕМ СКОТЕ, ЧТО С НИМ В КОВЧЕГЕ; И НАВЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВЕТЕР НА ЗЕМЛЮ, И УНЯЛАСЬ ВОДА. /2 / И ЗАКРЫЛИСЬ ИСТОЧНИКИ БЕЗДНЫ И ОКНА НЕБЕСНЫЕ, И ПЕРЕСТАЛ ЛИТЬ ДОЖДЬ С НЕБА. /3 / И ПОШЛА НАЗАД ВОДА С ЗЕМЛИ, ИДЯ ОБРАТНО, И УБАВЛЯЛАСЬ ВОДА ПО ОКОНЧАНИИ СТА ПЯТИДЕСЯТИ ДНЕЙ.
Вдруг появился ветер, стала убывать вода. Что это за состояние в человеке?
— Закончилось смешивание двух сил, и теперь они приходят в равновесие, достигают такого состояния, когда человек может начать работать с ними самостоятельно. Поэтому он должен выйти из ковчега, из этой скорлупы, как бы родиться. Должен родиться на Божий свет, то есть в новом мире, в новом состоянии, понимании, осознании того мироздания, где он находится, ощущая иной мир. Теперь он видит себя и все окружающее через свое новое « я » в нескольких измерениях. Он видит, как Творец «задействует» весь мир через силу отдачи, положительную, и силу получения, отрицательную. И он уже понимает, как ими управлять.
Его можно уже назвать человечком, ведь он учится у Творца, общей силы, каким образом быть подобным Ему. Сейчас он подобен новорожденному младенцу. И начинается
период вскармливания.
— Что такое «всесильный ветер» ?
— Это влияние ступени, которая называется «руах» — следующая духовная ступень, следующий свет, наполняющий человека, свет движения. Руах — это ветер. Когда он был внутри неподвижен, то просто возвышался над этими двумя силами. Сейчас с их помощью он может начать собственное движение, потому и называется ветер, хотя это еще лишь движение воздуха. Это преддверие родов. Проходит 150 дней. И он
начинает собственное движение. В гинекологии это известно.
— Но ведь это было написано в те времена, когда еще ничего не знали.
— Тогда — ничего. Но все развивается под воздействием высшей силы. Ученые постепенно раскрывают то, что науке еще неизвестно, но что уже существует в природе и известно каббалистам, которые изучают корни всех явлений, воздействие Творца на мир.
— помню, у Вас была беседа с ученым, который занимается этими проблемами. Вы тогда ему читали «Учение Десяти Сфирот» о зарождении духовного объекта. Он вдруг сказал: «Все так и происходит. Есть стадии — 3 дня, 40 дней, 150». Для него было открытием, что в этой Книге написано то, о чем в то время врачи знать не могли.
/4 / И СЕЛ КОВЧЕГ В СЕДЬМОМ МЕСЯЦЕ, В СЕМНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА, НА ГОРЫ АРАРАТ. /5 / А ВОДА ПРОДОЛЖАЛА УБЫВАТЬ ДО ДЕСЯТОГО МЕСЯЦА;
В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ДЕСЯТОГО МЕСЯЦА ПОКАЗАЛИСЬ ВЕРШИНЫ ГОР.
РОДЫ
— Сказано, что прошли девять месяцев. В первый день десятого месяца показались вершины гор. Как бы отходят женские воды?
— Да.
— Что значит: « Сел ковчег на горы Арарат » ?
— Сел на вершину. На вершину он сел после седьмого месяца. Почему это происходит в семь месяцев, объясняется в «Учении Десяти Сфирот». Три дня прикрепления семени в матке, потом 40 дней развития плода до уровня бины. На исходе первых трех месяцев один свет входит в него, через три месяца — второй свет, еще через три месяца — третий. После того,
как три света входят в плод, происходит акт рождения. Но уже после семи месяцев он считается практически готовым к жизни. Такие же сроки описываются в медицине. Теоретически возможны случаи, когда развитие растягивается на 12
месяцев, но это особые расчеты.
— Что это за пауза наступает в состоянии человека? Такое ощущение, что все какое-то неопределенное?
— Это происходит еще во внутреннем развитии, в матери, когда в будущем человечке начинают формироваться внутренние органы и зачатки движения, но они все еще
управляются матерью. Это похоже на то, как владелец инструмента настраивает его, чтобы потом этот инструмент самостоятельно работал, управляемый кем-то. Такая настройка происходит со стороны матери. Поэтому и говорится, что после 150 суток формирование плода заканчивается и происходит его настройка перед рождением.
— Творец занимался выращиванием моего Ноаха — моего желания к Нему, альтруистического желания любви?
— С активным участием самого Ноаха.
— Но сейчас как-то вдруг — оп! — и остановка, воды сошли. Что сейчас с моим желанием происходит?
— Начинай с ним работать. Надо выйти из ковчега, разбить его.
Теперь, завершив свое внутриутробное развитие, человек должен выйти из-под власти высшего парцуфа — бины — и начать самостоятельно учиться у высшего, брать
с него пример и поступать так же. Как ребенок учится на примерах взрослых и затем производит их действия сам — в этом и заключается все наше развитие.
ГОЛУБЬ И ОЛИВА
— Написано:
/ И / И ЯВИЛСЯ К НЕМУ ГОЛУБЬ В ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ,
И ВОТ ОЛИВКОВЫЙ ЛИСТ, КЛЮВОМ СОРВАННЫЙ,
У НЕГО: И УЗНАЛ HOAX, ЧТО ВОДА ПОНИЗИЛАСЬ НА
ЗЕМЛЕ
Что это за символ, который везде используют — «голубь с оливковой ветвью»?
— Это знак того, что земля обновилась, то есть эгоизм стал новым и очистился настолько, что из него начали прорастать новые ростки. Если раньше все они росли под эгоистическим давлением, то теперь, после потопа, они растут с альтруистическим направлением, и поэтому Hoax тоже может выйти.
Земля — неживая природа и растения — уже заготовлены для него. Ведь животная природа и человек находятся в ковчеге, а неживая и растительная — заготовлены для их существования. Он же не брал с собой деревья. Оливковая веточка говорит о том, что не только неживая, но и растительная природа уже восстановились. Теперь человек и животные могут выйти и начать развиваться.
— Почему оливковая ветвь повсюду упоминается?
— Олива, из которой делается оливковое масло, олицетворяет высший свет — свет разума, ор хохма. Виноград — тоже свет хохма, но со стороны получения, а это — со стороны отдачи, поэтому масло горит, отдает. Таково свойство природы.
— Поэтому и говорят, что одно из самых полезных масел — оливковое
— Да. Очень советую.
ВЫХОД НА СУШУ
/18/ И ВЫШЕЛ HOAX, И СЫНОВЬЯ ЕГО, И ЖЕНА
ЕГО, И ЖЕНЫ СЫНОВЕЙ ЕГО С НИМ. /19/ ВСЯКОЕ ЖИВОТНОЕ, ВСЯКОЕ ПРЕСМЫКАЮЩЕЕСЯ И ВСЯКАЯ ПТИЦА, ВСЕ ДВИЖУЩЕЕСЯ ПО ЗЕМЛЕ ПО
РОДАМ СВОИМ, ВЫШЛИ ИЗ КОВЧЕГА. /20/ И ПОСТРОИЛ HOAX ЖЕРТВЕННИК БОГУ, И ВЗЯЛ ИЗ ВСЯКОГО СКОТА ЧИСТОГО, И ИЗ всякой птицы ЧИСТОЙ, И ПРИНЕС ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ НА ЖЕРТВЕННИК.
— Что это значит?
— Вышли животные, «каждой твари по паре», и вышел Hoax со всей своей семьей — тоже по паре.
— Как это соотносится с моим стремлением к отдаче ?
— В нас существуют неживые, растительные, животные, человеческие желания. Мы не должны самостоятельно исправлять и спасать неживые и растительные желания — они изначально существуют. В спасении и исправлении нуждаются животные и человеческие
желания.
Животные желания — это три основные потребности тела: пища, секс, семья. Человеческие желания — это стремление к богатству, славе, власти и знаниям. Это человеческие желания, построенные на жизни в обществе. Если я правильно оформляю в себе животные и человеческие желания, я начинаю возвышаться над ними в направлении духовных желаний.
— Hoax строит жертвенник Богу. Что такое жертвенник?
— Жертвенник — это анализ моих свойств, чувств, мыслей, действий, которые я привожу в порядок и понимаю, что с их помощью могу приблизиться к Творцу, стать более подобным Ему в действиях и мыслях, подняться на Его уровень. Поэтому жертва на иврите называется
корбан (от слова карде — близкий) — от слова сближение.
Принести жертву это не зарезать корову или козу, зажарить ее и съесть. Это резать в себе свою животную, эгоистическую часть, умерщвлять ее, чтобы подниматься над ней в своем человеческом устремлении уподобиться Творцу.
— Написано, что Hoax взял для жертвоприношения из всякого скота и из всякой птицы. Это — животная часть, мои эгоистические животные желания?
— Свои эгоистические желания я постепенно подставляю под альтруистические, под правильное намерение и, таким образом, сближаюсь с Творцом.
— Человек приносит в жертву эгоистическую направленность своего «я» чтобы сблизиться с Творцом — дающим?
— Да. Поэтому, с одной стороны, это жертва (жертвенник), с другой — сближение. Это слово имеет два смысла.
— Будем и дальше сближаться, пытаясь почувствовать на себе все, что происходит на страницах вечной Книги.
— Я бы сказал, скорее, пытаясь увидеть, что это всё происходит в нас. Наше внутреннее устройство — это то, что практически описывается в Торе.
Книга «Тайны Вечной Книги», Лайтман
https://t.me/kabbalaSTUDY