22) «Пей воду из твоего водоема (בור) и текущую из твоего колодезя (באר)»465.
«Водоем» – это пустое место без изливающейся воды, а колодезь – изливающаяся вода, и они непохожи друг на друга. Однако всё это является одним местом, и указывают оба они на Нукву – место, за которое держатся бедняки. Когда она не соединена со своим мужем Зеир Анпином, она бедна и называется водоемом, у которого нет своего содержимого, а лишь то, что вкладывают в него. Кто же это? Это буква «далет ד». И Нуква, которая отлучена от Зеир Анпина, тоже называется «далет ד».
23) А когда она соединяется с Зеир Анпином, становится источником, изобилующим и наполняющимся со всех сторон. То есть, наполняется она от правой линии – от Зеир Анпина, и от средней линии – от душ праведников. И когда она в соединении (зивуге) с Зеир Анпином, то называется «хэй ה». И наполняется свыше и струится снизу. Наполняется свыше от Зеир Анпина, от точки холам, и струится снизу от душ праведников, от точки шурук.
24) «Пей воду из своего водоема» – это царь Давид, который сказал: «кто напоит меня водою из колодца Бейт-Лэхема?»466, «и текущую» – это Авраам, «из» – это Яаков, который посередине. «Из» означает – из середины. «Твоего колодезя» – это Ицхак, называемый «колодцем живой воды»467. Таким образом, в это изречение включено святое строение, состоящее из праотцев, и царь Давид присоединяется к ним.
25) Стремление нуквы к захару возникает лишь тогда, когда он вносит в нее дух, и она направляет женские воды навстречу высшим мужским водам. И так же в Кнессет Исраэль, Малхут, пробуждается стремление к Творцу лишь когда входит в нее дух праведников, поднимающих МАН. И тогда воды изливаются из нее – т.е. светá хасадим, приходящие от точки хирик и светящие в ней благодаря душам праведников. Навстречу мужским водам – т.е. светам правой линии с мохин точки холам. А сама она – точка шурук.
И все три эти свойства холам-шурук-хирик становятся единым стремлением, единым союзом и единой связью. И это – желанно всеми, и тогда говорится, что Творец прогуливается с праведниками в Эденском саду. Здесь указаны пять свойств, образующиеся из свойств трех точек холам-шурук-хирик. И это пять видов мохин, называемые нефеш-руах-нешама-хая-ехида (НАРАНХАЙ). Стремление – свет нефеш; союз – свет руах; связь – свет нешама; желание всех – свет хая; прогулка, совершаемая Творцом с душами праведников, – свет ехида.
26) Всё это – порождения Эденского сада, т.е. Нуквы Зеир Анпина, облачающей высшую Иму и называющейся тогда Эденским садом. Ее порождения – это души, происходящие от праведника, Есода Зеир Анпина, только когда он входит в ковчег, в Нукву, в полном единстве. И все порождения, получаемые ею от праведника, скрыты в ней определенное время, а затем рождаются и выходят из нее. Также и Ноах, человек праведный, не произвел порождений, чтобы размножаться в мире, пока не вошел в ковчег. Все собрались и укрылись в нем на определенное время, а затем вышли из него, чтобы плодиться в мире и обитать на земле. И если бы они не вышли из ковчега, то не обитали бы в мире.
27) И всё происходило по высшему подобию. Из ковчега, т.е. Нуквы, вышли наверху, и из ковчега вышли внизу, – из ковчега Ноаха. И лишь теперь мир может существовать, но не ранее. Поэтому сказано: «и текущую из твоего колодезя». И сказано: «И породил Ноах трех сыновей»468. Объяснение. «И текущую из твоего колодезя» указывает на соединение праведника с высшим ковчегом, происходящее по трем линиям: Авраам, Ицхак и Яаков. «И текущую» – это Авраам, «из» – это Яаков, «твоего колодезя» – это Ицхак. И подобно этому написано о Ноахе и ковчеге: «И породил Ноах трех сыновей», которые тоже представляют три линии: Шем – правая линия, Хам – левая линия, Йефет – средняя линия. Ибо Ноах и ковчег внизу полностью подобны праведнику и ковчегу наверху.
468 Тора, Берешит, 6:10. «И породил Ноах трех сыновей: Шема, Хама и Йефета». 465 Писания, Притчи, 5:15. 466 Пророки, Шмуэль 2, 23:15. 467 Тора, Берешит, 26:19. «И стали копать в долине слуги Ицхака, и нашли там источник живой воды».