247) Есть два изречения. Первое: «Ибо Творец Всесильный твой – это огонь
пожирающий»254, означающее, что невозможно прилепиться к Нему так же, как невозможно
прилепиться к огню. А второе изречение: «А вы, прилепившиеся к Творцу Всесильному
вашему, – живы все вы ныне»255 – то есть, возможно прилепиться к нему. «Ибо Творец
Всесильный твой – это огонь пожирающий» – пожирающий другой огонь, т.е. Он пожирает и
уничтожает его, потому что есть огонь, который сильнее обычного огня.
248) Каждый, кто желает познать мудрость святого единства, должен обратить внимание
на пламя, поднимающееся от углей, или поднимающееся от горящей свечи, потому что пламя
может подниматься только соединившись с чем-то плотным.
249) В поднимающемся пламени есть два света. Один – это сияющий белый свет, а другой
– это свет, в котором удерживается этот белый свет, и это черный свет или синий. Белый
свет, который светит, находится наверху, и этот свет поднимается прямым путем, а под ним
находится синий свет или черный, являющийся престолом для белого света.
250) И этот сияющий белый свет устанавливается над синим светом, и они включаются
друг в друга и соединяются, чтобы быть совершенно одним целым. А другой свет, черный
или же синий с виду, находящийся ниже него, является престолом величия для белого света.
Поэтому он синий с виду, так как является престолом величия, а престол величия подобен
своим оттенком синете.
251) Этот престол, относящийся к свойству синего или черного света, соединен с другим
предметом, поддерживающим горение и находящимся под ним, и побуждающим его
включиться в белый свет.
252) И этот синий и черный свет иногда снова становится красным, а белый свет,
находящийся над ним, никогда не меняется, и он всегда белый. Однако синий меняется,
окрашиваясь в эти цвета, – иногда он синий и черный, а иногда красный.
253) Синий свет включается в две стороны, наверху – в белый свет, внизу – в грубую
материю, находящуюся под ним, в фитиль, исправленный для него, чтобы светить,
удерживаясь в нем, потому что фитиль дает ему удержание и, благодаря этому, он сливается
с белым светящим светом.
Пояснение сказанного. Белый свет – это свет хасадим, свет Зеир Анпина, обозначаемый
буквами «йуд-хэй-вав יהו «имени АВАЯ (יהוה .(А синий или черный свет – это свет Нуквы,
обозначаемый последней «хэй ה «имени АВАЯ (יהוה .(Белый светящий свет – этот свет точки
холам, являющийся светом хасадим и правой линией, а также светом высших Абы ве-Имы.
Синий или черный свет – это свет точки шурук, являющийся светом Хохмы и левой линией, а
также светом ИШСУТ. И известно, что две эти линии, правая и левая, исходящие от двух
точек, холам и шурук, находятся в разногласии и не могут светить до тех пор, пока не
выйдет ступень хасадим на экран точки хирик, т.е. на экран Зеир Анпина, представляющий
собой первую стадию. И он становится средней линией, согласующей над двумя линиями,
правой и левой, при этом они включают одна другую, и тогда левая получает свечение
хасадим от правой, а правая получает свечение Хохмы от левой.
И сила этого экрана, имеющегося в точке хирик, называется грубой материей,
зажигающей синий свет, т.е. левую линию, и соединяет его с сияющим белым светом – с
правой линией. А без этой грубой материи эти две линии, правая и левая, оставались бы в
разногласии и не могли бы светить256. И эти три точки сначала выходят в Бине, в виде «три
выходят из одного», а затем они выходят также и в ЗОН, в виде «один удостаивается всех
трех». И в то время, когда ЗОН получают эти мохин в совершенстве, они облачаются на Абу
ве-Иму и ИШСУТ, и тогда Зеир Анпин становится светом точки холам, так же, как Аба ве-Има,
а Нуква – светом точки шурук, так же, как ИШСУТ. И они не могут совершить зивуг (слияние)
друг с другом, пока не выйдет ступень хасадим на экран первой стадии, согласующая над
двумя этими точками, так же, как и в Бине.
Однако, здесь экран точки хирик находится в душах Исраэля. Ибо так же, как буквы ЭЛЕ
Бины поднимают к себе ЗОН, и их экран служит согласующей линией в Бине, так же и буквы
ЭЛЕ парцуфа ЗОН поднимают к себе души Исраэля, и их экран служит согласующей линией в ЗОН. Таким образом, эта грубая материя, – приводящая к тому, что Нуква, являющаяся
свойством точки шурук и левой линией, соединяется с Зеир Анпином, являющимся свойством точки холам, – становится силой экрана душ Исраэля. И, чтобы зажечься и соединиться с белым светом, этот синий свет получает пробуждение только от Исраэля, так как они являются носителями экрана точки хирик, без которого нет единства между Зеир Анпином и Нуквой.
254) И синий свет свечи всегда пожирает и уничтожает эту грубую материю, которую
устанавливают для него, т.е. фитиль. Потому, что всё, с чем синий свет соединяется внизу,
пребывая над этим, он уничтожает, сжигая его. Поскольку ему свойственно уничтожать и
пожирать, так как от него зависят уничтожение всего и смерть всего. Потому что синий свет
– это Нуква, называемая Древом познания, от которой исходят смерть и уничтожение.
255) А белый свет, находящийся над синим светом, никогда не пожирает и не губит, и
свет его никогда не меняется, окрашиваясь в другой цвет. Потому что белый свет – это свет
хасадим, который никогда не меняется и не становится грубее. И нет в нем также никакого
включения судов. Поэтому он никогда не сжигает и не уничтожает.
И поэтому сказал Моше: «Ибо Творец Всесильный твой – это огонь пожирающий», так как
Он, конечно же, огонь пожирающий, поскольку сжигает и уничтожает всё, что находится под
ним. И поэтому сказал Моше: «Ибо Творец Всесильный твой – это огонь пожирающий», а не
«Творец Всесильный наш», потому что Моше был строением (меркава) для белого света
наверху, который не сжигает и не уничтожает, так как нет в нем включения судов.
256) И чтобы зажечься и соединиться с белым светом, этот синий свет получает
пробуждение только от Исраэля, которые прилепляются к нему снизу, подобно фитилю,
прилепляющемуся к синему свету снизу.
257) И, хотя этому сине-черному свету свойственно уничтожать всё, что прилепляется к
нему снизу, всё же Исраэль прилепляются к нему снизу и остаются живы. И также сказано:
«А вы, прилепившиеся к Творцу Всесильному вашему, – живы все вы ныне»255. «К Творцу
Всесильному вашему» – т.е., к Нукве. И не сказано: «К Творцу Всесильному нашему», что
означало бы – к Зеир Анпину, строением (меркава) которого является Моше. То есть, он
сказал им: «А вы, хоть и прилепились к этому синему и черному свету, сжигающему и
уничтожающему всё, что прилепляется к нему снизу, вместе с тем, вы слиты с ним и вы
живы. Как сказано: «Живы все вы ныне», потому что синий свет не сжег и не уничтожил вас».
258) А над белым светом находится наверху скрытый, окружающий его, свет. И здесь
скрыта высшая тайна. То есть, подразумевается высший окружающий свет, находящийся над
Зеир Анпином, называемым белый свет, постижение которого вовсе невозможно. И всё это –
синий свет и белый, и скрытый окружающий свет – находится в пламени, поднимающемся от
свечи, и высшая мудрость содержится в нем.
259) Это является тайной мудрости, заключенной в святом единстве, ведь также и
последняя «хэй ה «святого имени, т.е. Нуква, является синим и черным светом, и соединена
она с «йуд-хэй-вав יהו ,»Зеир Анпином – сияющим белым светом.
256 См. Зоар, главу Берешит, часть 1, п. 34, со слов: «И распространился свет…»
260) Иногда синий свет обозначается буквой «далет ד ,»а иногда – буквой «хэй ה .»В то
время, когда Исраэль не прилеплены к ней снизу, чтобы зажечь ее и соединить с белым
светом, она обозначается буквой «далет ד .»А в то время, когда Исраэль пробуждают ее, т.е.
поднимают МАН, чтобы соединиться с белым светом, она называется «хэй ה.»
261) «Если будет девица девственница»257. Слово «девица (наар נער «(является усеченным,
без «хэй ה ,»поскольку она не соединилась с захаром. И в любом месте, где нет захара и
нуквы, нет «хэй ה .»Поэтому написано «девица (наар נער «(без «хэй ה .»И «хэй ה «поднялась
оттуда, и тогда нуква остается в свойстве буквы «далет ד ,»указывающей на бедность (далут)
и нищету.
262) Когда она соединяется с сияющим белым светом, то называется «хэй ה ,»ибо тогда
всё соединено как одно целое, Нуква прилепляется к белому свету, а Исраэль прилепляются
к ней, и находятся под ней, чтобы зажечь ее посредством МАН, которые поднимают буквы
ЭЛЕ. И тогда всё становится одним целым, потому что Зеир Анпин и Нуква соединились, а
Исраэль возносят МАН к Нукве, чтобы зажечь ее и соединить с Зеир Анпином. И, поскольку
без их МАН она бы не соединилась, то и они соединяются с ними. Ведь всей меры, вызванной нижним в высшем, удостаивается, также, и он сам, и тогда становятся Творец, Шхина Его и Исраэль одним целым.
263) И это является жертвоприношением. Дым, поднимающийся от огнища, побуждает
синий свет зажечься, и когда зажигается, он соединяется с белым светом. И свеча, т.е.
Шхина, горит в полном единстве, соединяясь с белым светом и с дымом, и все три становятся одним целым.
264) И, поскольку этому синему свету свойственно уничтожать и сжигать всё, что
прилепляется к нему снизу, когда наступает время благоволения и свеча горит в полном
единстве, тогда сказано: «И опустился огонь Творца и пожрал жертву всесожжения». И когда
сгорает всё под ним, известно, что свеча, Шхина, горит в полном соединении и единстве.
Потому что синий свет прилепляется к белому свету и становится одним целым с ним. Как
они становятся одним целым? Синий свет, Нуква, соединяется с белым светом, Зеир Анпином, и оба они становятся одним целым.
И, также, синий свет пожирает и сжигает под собой весь тук и жертвы всесожжения. Это
значит, что он пожирает и сжигает находящееся под ним только во время подъема к белому
свету. Таким образом всё, дым и синий свет, связывается и соединяется с белым светом. И
тогда устанавливается мир во всех мирах, и всё связывается в полном единстве.
265) После того, как синий свет закончил сжигать и уничтожать всё находящееся под
ним, приходят и прилепляются к нему тогда коэны, левиты и исраэль. Возносят в радости
песни левиты, в намерении сердца – коэны, в молитве – исраэль. И свеча, Шхина, горит над
ними и светит. Света сливаются как одно целое и миры светятся, и благословляются высшие
с нижними.
266) Тогда сказано об Исраэле: «А вы, прилепившиеся к Творцу Всесильному вашему, –
живы все вы ныне»255. «Вав ו «в словах «а вы (ве-атем ואתם «(указывает на дополнительное
достоинство по отношению к тукам и всесожжениям. Потому, что туки и всесожжения,
прилепляющиеся к синему свету, пожираются и сгорают, «а вы» прилепляетесь к синечерному свету, сжигающему и пожирающему, и вы живы. Как сказано: «Живы все вы ныне».
И это дополнительное достоинство символизируется буквой «вав ו «в словах «а вы (ве-атем
.»(ואתם
267) Любые цвета, которые приснились во сне, являются хорошим знаком, кроме синего
цвета, пожирающего и уничтожающего всегда. И это – дерево, в котором содержится смерть,
т.е. Нуква, называемая Древом познания добра и зла, пребывающая над нижним миром,
называемым «этот мир». И поскольку всё находится под ним, оно пожирает и уничтожает их.
268) Нуква Зеир Анпина тоже пребывает в небесах наверху, в мире Ацилут, и множество
воинств в мирах БЕА распространяются от этой Нуквы, но они живы и невредимы. Как же
сказано, что синий свет, Нуква Зеир Анпина, «пожирает и уничтожает всё, что находится под
ней»?. Все эти высшие воинства в трех мирах БЕА, расположенных выше этого мира,
включены в этот синий свет, а не находятся под ним. Однако нижние, относящиеся к этому
миру, не включены в сам синий свет, потому что являются грубой материей, на которой стоит
и держится мир, который включен в нее и существует благодаря ей, как свет благодаря
фитилю, и без нее мир не мог бы существовать. И поэтому он пожирает и уничтожает их, и
нет ничего внизу, в нижнем мире, что бы он не уничтожил, поскольку синий свет уничтожает
всё, находящееся под ним.