ПРОЗРЕНИЕ АВРАМА

— Далее происходит переворот. Аврам начинает «разбивать божков» — рассказывает людям, что это невежество, в каждой из сил видеть отдельного бога. Он утверждает, на основе своего постижения, что есть лишь одна Сила — Творец Единый, источник жизни.
— И люди не хотят ему верить — никто.
— Отец вообще «закладывает» его Нимроду.
— Потому что он оторвался от уровня отца, и по закону «отрицания отрицания» он против папы. Он разбивает ему божков, он… — … подрывает его бизнес, между прочим.
— Но говорится не об отце, а о сыне.
— О чем это говорится?
— Говорится о двух стадиях развития человека, когда он перерос свое прежнее состояние, отрицает его, отталкивается от него, так сказать, давит его и поднимается над ним.
— Хочет вырваться?
— Да. И то, что отец против него, и Нимрод против него — это, естественно, помогает ему оторваться. Мы должны понять, что ничего в мире не создано в виде зла. Зла в мире нет. Если мы правильно используем все силы для продвижения к цели, мы видим, что все они
полезны, в нужной комбинации между собой, в нужной мере, и вовремя приходят, проявляются в нас.

ИСПЫТАНИЯ АВРАМА

— Далее Аврам проходит различные испытания. Его сажают в тюрьму на десять лет. Потом его пытаются сжечь в печи.
— И это внутренние состояния человека: в печи, когда он там ходит из угла в угол, а остальные смотрят, когда же он сгорит.
— Смотрят в испуге.
— Но он уже выше этого эгоистического адского огня, когда горит желание наполниться, он уже выше этого, ему уже этого не надо. Оно в нем горит, но он выше него, и поэтому огонь не достает, не трогает его. И прошло десять лет — десять полных этапов его духовного развития. В тюрьме. Любая ступень состоит из десяти частей, так называемых, «сфирот», и все — он уже должен освободиться.
— Это все происходит в нас?
— Конечно. Внутри человека. Только лишь! Нас история абсолютно не интересует, хотя в истории все эти драмы, все эти действия, все это происходило между различными людьми, персонажами. В духовном это все происходит в одном человеке, в каждом из нас — все эти этапы развития. На нашей земле это происходит в разных людях и в разное время.

ГЛАВА «И ДИ СЕБЕ»
«УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ»

— От «Великого комментария» возвращаемся снова к Торе. Аврам в нас возмужал, и вот что происходит. Написано:

/1 / И СКАЗАЛ (БОГ) ТВОРЕЦ АВРАМУ: «УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, ОТ РОДНИ ТВОЕЙ И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО в стра н у; к о т о р у ю я УКАЖУ ТЕБЕ».

О чем здесь говорится, в какую страну он должен идти?
— Это очень просто: страна — это арец (от слова  рацон — желание), то есть, уйди от своего желания, в котором ты находишься сейчас, в другое новое желание, которое называется «Исраэль («яшар Эль»): Исра — это прямо, Эль — это Творец, то есть «прямо к Творцу». Уходи из желания, в котором ты находишься: это вавилонское желание, смешанное, «котел» человечества, из которого оно зарождается. Там еще нет ни народов, ничего… Уходи от него!
Ты должен выйти из прежнего состояния и расти именно в направлении Меня. Направить своё желание прямо к Творцу. Поэтому Авраам — это первичная основа, прародитель народа (народ — все желания в человеке), такое движение внутри человека, которое называется « Исраэль» — «прямо к Творцу».
— То есть во мне появляется какой-то новый народ?
— В человеке появляется не просто новый народ — в человеке появляется новая идеология, мечта, новое движение, направление, а все остальное, что в нем, уже подчиняется этому движению.
— Руководителем этого движения является это одно желание?
— Авраам является руководителем этого движения. Он должен увлечь за собой остальные желания — все, которые он только может из этого сегодняшнего эгоистического желания поднять и увести с собой.

— В предыдущих главах не было такого указания. Находился на своей земле и жил себе.
— Но он уже вырос из этого состояния и поэтому должен отделиться. Он не может исправить все свои эгоистические желания, оставаясь в них, что называется «на месте», в этом Вавилоне, который олицетворяет собой весь-весь человеческий эгоизм. Он должен выбрать
из него только ту часть, которую действительно может устремить прямо к Творцу, и отделить эту часть от общей части, и именно с ней формировать себя. А вся остальная часть, будто не существует. И поэтому выйди из своего эгоизма и начинай оформляться в своем новом желании, как Творец, в движении к отдаче и любви.
— Группа желаний, которым плохо в своем эгоизме, начинает двигаться к Эрец Исраэль — стране Творца?

— Да. Аврам набирает учеников, о чем сказано в «Большом комментарии».
— Что значит, «от родни твоей, из дома отца твоего»? Что значит «родня»?
— От всех желаний, в которые ты был раньше погружен, родился в них, использовал их, развивался в них, — ты должен от них сейчас отрываться. Ты не просто идешь вперед, а движение вперед происходит с отрывом от прошлого.
— Ты оставляешь и отца своего?
— Ухожу из-под его влияния.
— «Отец» Аврама — он кто?
— Это тот исконный эгоизм, из которого мы развиваемся, наш отец родной.
— Не больно это?
— Это больно, конечно, больно. От всей родни, от всего. «Куда я иду? Зачем я иду? Что там впереди?», — ничего не известно человеку. Я иду в неизвестное. А другого выхода нет, надо отрываться.

— То есть я оставляю свою первооснову и отрываюсь от нее?
— Да. Ведь так повелел Творец. — Почему я слушаю Творца?
— Потому что я уже убедился в том, что мне не надо привлекать Его силы сверху вниз, я сам хочу подняться к Нему.
— Это уже новая стадия?
— Да, это уже стадия подъема. Не притянуть духовное в наш мир, чтобы в нем было лучше и легче, а пройти из нашего мира, подняться самому в Высший мир и там быть. Эта стадия уже является новой ступенью, которая называется «Авраам». До достижения этой ступени его имя было Аврам, без второго «а» ( « хэй» на иврите), а теперь — Авраам. Связь с Творцом, которую он обретает, добавляет ему этот символ.
— Что означает этот символ?
— Это свойство, которое проявляется в нем, в котором он связан с Творцом.

«И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ
НАРОДОМ ВЕЛИКИМ…»

— Дальше говорится так:

/2 / И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ НАРОДОМ ВЕЛИКИМ, И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ ТВОЕ, И ТЫ БУДЕШЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ. /3 / А Я БЛАГОСЛОВЛЮ
БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИХ ТЕБЯ, А ХУЛЯЩЕГО ТЕБЯ ПРОКЛЯНУ, И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ТОБОЙ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМЛИ».

— То есть, оторвавшись от своего исконного эгоизма,
выйди из него — начнешь развиваться в подобии Мне: как Я, обретешь те же свойства, ту же силу, те же знания,
постижение, величие, возможность управления. Тогда будешь управлять теми силами и свойствами, называемыми
«народы земли», которые не могут сейчас идти вместе
с тобой. И в итоге, сможешь их тоже поднять на тот высокий духовный уровень.
— Это и называется «управлять ими» ?
— Да. «Благословятся они тобой», то есть тем свойством, которое ты получишь от Меня, и приподнимутся
на тот же духовный уровень.
— Обычно в нашем земном понимании об этом выделяемом народе говорят: «Как это так, что это за гордыня такая? Что значит, «руководить мною»?
— Руководить — это непросто.
— Лучше не руководить. Лучше не быть таким обособленным.
— Конечно. Это легче. Если мы говорим уже в историческом контексте, то та часть из Древнего Вавилона, которая смогла принять эту идеологию, эту методику духовного восхождения, — она образовала этот народ. Скажем просто, это пока еще не народ, а каббалистическая группа. Она оторвалась от царства Нимрода, от единственной в то время человеческой цивилизации, и начала развиваться самостоятельно. Именно в этом своем самостоятельном развитии она и достигла того, что появился особенный, обособленный народ.
— Что за народ? Поначалу люди, шедшие за Аврамом, назывались иврим, исраэлим, йеудим. Ведь народ (все желания) обозначается по ведущему, главному? — Народ, шедший за Аврамом, — это « Исраэль», согласно цели, которую хочет достичь. Хотя этой цели он
давно уже не понимает и не знает, все это из него ушло и осталось только у каббалистов, которые внутри этого народа скрыто существуют. Наше поколение — это первое поколение, которому эти каббалисты раскрываются и объясняют, что, на самом деле, со всеми нами
происходит.
— Когда Вы сейчас говорите о народе Исраэль, Вы подразумеваете евреев?
— Я говорю о народе Израиля, который произошел из того Древнего Вавилона и по сей день обитает на этой грешной земле, — это я говорю о евреях в земном смысле слова. «Народ Израиля» в наше время, это люди, которые начинают приподниматься снова к той же Идее, к тому же духовному постижению: я говорю о тех, которые приподнимаются. Это может быть человек любой национальности, любой религии, любого происхождения: черный,
белый, желтый, красный — это не имеет абсолютно никакого значения.
— И его можно назвать «Исраэль» только по этому желанию — достичь Творца?
— Он называется «Исраэль». Как тогда любой вавилонянин назывался, Исраэль, потому что в нем возникало желание к Творцу. «Яшар-эль» — прямо к Творцу. Сегодня любой человек из нашего глобального настоящего Вавилона, который снова проявился, любой человек, который устремлен к той же цели, называется Исраэль. Это не имеет никакого отношения
к земной национальности. — Если мы говорим, что целью является подъём для всего человечества, то всё человечество станет «Исраэль»?
— Да! Но опять-таки, в духовном виде. Так, как должно было быть в Вавилоне. Но тогда человечество не смогло, было не в состоянии, а сейчас — в состоянии. Почему? Потому что произошло смешение, разбиение, перемешивание Исраэля с остальным миром. И в итоге, сегодня человечество к этому готово.

— В каждом человеке есть эта искра?
— Да.
— В результате перемешивания?
— Да. В древнем Вавилоне этого произойти не могло. Нужно было пройти это смешение.

О ПОМЕХАХ, КОТОРЫХ НЕТ

/4 / И ПОШЕЛ АВРАМ, КАК ПО ВЕЛЕЛ ЕМУ БОГ; ПОШЕЛ С НИМ И ЛОТ…

— Лот — это обратное состояние, обратная сторона Авраама. То есть Авраам не просто поднимает, тянет сам себя, ведь он уже чистая, отделенная, очень очищенная субстанция, устремленная к духовному, — тут нечего делать. Для того чтобы прийти к другому желанию, надо по дороге исправлять себя, надо взять с собой эгоистический довесок, который ты можешь исправить. И поэтому Авраам берет с собой своих учеников, то есть человек берет
с собой различные желания, которые он может привлечь к себе, исправить их. Затем он сможет работать вместе с ними, кто-то затем будет выполнять только его указания, а другие служат ему, в некотором смысле, балластом, вредят ему. Но из того, как они ему вредят, он начинает понимать, чего же ему недостает. Потому что помехи показывают человеку, где
он слаб, что и где ему надо добавить, чтобы продвинуться вперед.
— В нашем мире человек пытается избавиться от помех…
— Ни в коем случае! Нет такого вообще — никаких помех.
— А Аврам берет их с собой.
— В духовной работе мы должны понимать: Творец создал только добро. И помехи являются индикацией тех мест, которые мы должны сегодня, сейчас исправлять и, благодаря этому, подниматься. Поэтому помеха называется «помощь против тебя».
— Опять революция.
— Аврам — оппозиционер, на самом деле. Мы видим, что когда мы создаем всевозможные партии, противоположные силы, если они находятся между собой в относительной гармонии, то помогают друг Другу, и общество развивается благодаря этому. Если приходит диктатор,
общество сразу же стабилизируется, но не развивается, даже начинает падать.
Здесь происходит то же самое. Он берет с собой всевозможные силы, которые против него, и которые будут указывать, где ему надо еще расти, чтобы привлечь к себе эти силы, потому что развиваемся мы за счет того, что исправляем бывшие эгоистические, вредные силы и делаем из них силы полезные. Мы обращаем их из ненависти в любовь. Нам не из чего строить добро, кроме как из исправления зла.

— Человек должен, в принципе, радоваться раскрытию в нем всех этих отрицательных свойств?
— Конечно. Так же, как и положительных, и даже еще больше. Так и сказано: «Человек должен благословлять зло не менее чем добро».
— Как же человеку совершить в себе эту революцию ?
— Ему надо держать в руках правильную инструкцию, и тогда он не будет бояться. И тогда он будет правильно понимать, что раскрытие зла, на самом деле, должно его радовать, потому что это предвкушение следующей ступени, на которую он поднимается.

— Он как бы очищает себя все время?
— Да.
— Как стакан грязный очищаешь и пьешь чистую воду. А иначе получается, что пьешь все время грязную воду. Читаем дальше:

/4 / И ПОШЕЛ АБРАМ, КАК ПОВЕЛЕЛ ЕМУ ТВОРЕЦ; ПОШЕЛ С НИМ И ЛОТ; А АВРАМ БЫЛ СЕМИДЕСЯТИ ПЯТИ ЛЕТ ПРИ ВЫХОДЕ СВОЕМ ИЗ ХАРАНА19. /5 /
И ВЗЯЛ АВРАМ…

— В тридцать семь лет, как это написано в «Великом комментарии», Аврам разбил статуэтки, и до семидесяти пяти лет он еще блуждал по Вавилону. В сорок восемь лет он видел возведение Вавилонской башни и сопротивлялся этому. И потом, когда началось разрушение, он уже оттуда выходил.
— То есть он ждал этого приказа, внутреннего приказа, выходить?
— Конечно. Он просто еще не дорос до того, чтобы уходить оттуда. Он еще питался за счет тех сил, которые ему давал эгоизм. Он обязан был быть в своем эгоизме, оторваться от него он еще не мог. А в свои семьдесят пять лет он уже достигает состояния, когда может от него
оторваться.

ТОЛЬКО ЕСЛИ ТЫ СВЯЗАН С ЦЕЛЬЮ

/5 / И ВЗЯЛ АВРАМ САРАЙ, ЖЕНУ СВОЮ, И ЛОТА, ПЛЕМЯННИКА СВОЕГО, И ВСЕ ДОСТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ДОБЫЛИ, И ДУШ, КОТОРЫХ ПРИОБРЕЛИ В ХАРАНЕ,
И ВЫШЛИ, ЧТОБЫ ИДТИ В СТРАНУ КНААН.

— Пошло движение.
— Лот — от ивритского слова «проклятие».
— Взял с собой проклятие?!
— Да-да. Это он и взял. Это его племянник, который ему помогает на самом деле. Потом с этим Лотом будут связаны очень многие перипетии в дороге, в пути Аврама. Благодаря им в человеке выявляется такое свойство, когда он понимает, что необходимо для его развития
(и здесь нам это явно показывается). Он берет с собой свои отрицательные свойства, которые предполагает исправить, он идет вместе с ними, он о них заботится. Лот —
он младший, он маленький. Аврам его как бы подкармливает, заботится о нем. А этот негодяй все время предает его. И благодаря этому Аврам поднимается, растет.
Так что надо понимать эту диалектику, механику, которая в нас. Эта механика на самом деле непростая. Она закрывает нам глаза, потому что мы хотим лучшего и побыстрее. А правильно, здраво смотреть на движущие силы природы просто необходимо. И тогда человек понимает, что у него есть две силы. И отрицательная тоже. И это в нем сидит. И он должен внутри себя их сталкивать и разумно обеими управлять.

— Вы сейчас всем говорите, что нет ни печалей, ни радостей, ни страданий, как таковых. Ты берешь предателя и радуешься, что идешь с ним.
— Если я ставлю целью достичь соединения с Творцом, с высшей силой, то для меня и положительные, и отрицательные силы равноценны. Я обязан использовать обе, и только благодаря их правильному соединению в себе, на этом синтезе я могу прийти к Творцу, который является источником обеих этих сил. То есть я должен подниматься, как по трапеции или по пирамиде, и тогда я доберусь до Него.
— В такой подаче существуют страдания, печаль?
— Нет! Если ты связан только с целью, то для тебя различные проявления — положительные и отрицательные — они все одинаково ценны. Ты поднимаешься над своим ощущением, приятным или неприятным, прекращаешь анализ по принципу «сладкое или горькое» и поднимаешься к анализу «правда или ложь». Я связан с Ним — значит, это правда, истина, или я не связан с Ним — это ложь. Только это определяет, и тогда ты вступаешь в систему, которая есть абсолютное наслаждение. То есть ты выше, над свойством, над ощущением зла, над ощущением боли, потому что связан с целью. И эта боль является средством, трамплином, поэтому ты одобряешь, ощущаешь ее как необходимое, как самое важное для достижения, поэтому она обретает ту же ценность, что и цель.
— И что тогда?
— Это настолько меняет человека, что он приподнимается над любым злом. Он не искореняет зло, как к этому призывают всевозможные методики, религии, —
не искореняет. Он должен просто приподниматься над этим в осознании того, что все исходит из единственного Творца, и поэтому, соединяясь в Творце, он видит один
источник, и нет разницы между добром и злом. И потому сказано Адаму, когда он прегрешил: «И будете как Творец, знающие добро и зло», — то есть постигающие добро и зло одновременно, один единый корень.
— В религиях совсем не так.
— В религиях, естественно, не так. Они оставляют человека на этом уровне, они не развивают его.
— В них есть зло — добро. Относительно чего? Это помогает в жизни?
— Религия дает человеку моральное, психологическое подкрепление в этой жизни, не более. Целью религии не является исправление человека. Религия существует в скрытии Творца, а каббала говорит о раскрытии Его.
То есть цель — раскрытие с помощью всех сил и с помощью всего, происходящего со мной. И поэтому, когда возникает каббала, исчезают религии. В этом заключается некоторая «маленькая» проблема, противоречие.
— «Маленькая» проблема? Получается, что религия — это психологический практикум.
— Но религии в виде определенных обычаев, уклада жизни, как некая составная культуры того или другого народа, остаются. Культурные обычаи составляют то наследие, традицию, в которой человечество продолжает существовать.

САРАЙ —АВРАМ

— Кто это — жена Аврама СараЙ? Зачем она ему нужна? Я знаю, что женщины очень ждут вашего ответа.
— Это вечный вопрос.
— Что это значит для Аврама? Лот — понятно, Вы сейчас сказали, что Авраам берет с собой того, кто его подталкивает: предателя, в общем-то, как его еще назвать…
— Женская часть для мужской части в духовном движении — это самое важное, потому что женская часть олицетворяет собой все желания, это как сосуд. Авраам — средство для наполнения этого сосуда. Когда эти желания в человеке еще не находятся в движении, устремлении к концепции Авраама, они называются «Сарай». Когда они начинают работать вместе с Авраамом, тогда они называются «Сара». И так же, как Аврам стал Авраам (добавилась «хэй»), Сарай стала Сара, то есть буква «йюд» в конце её имени сменилась буквой «хэй».
— Каков смысл этих изменений?
— В этих словах, в этих буквах, в их сочетаниях существует внутренний смысл, из которого и происходят вообще все имена, наименования, названия. Желание человека, которое уже полностью подобрано, сфокусировано, соединено, готово работать в соединении
с его устремлением, называется парой «Авраам и Сара». Итак, они уже идут вперед.
Но проходит много времени, пока они смогут сделать общую работу — родить кого-то. Это называется общей следующей ступенью, когда Авраам с Сарой в состоянии вместе родить следующую ступень, то есть его истинные, исконные желания проявят себя в том же виде, как и его устремление к Творцу. Первое проявление от Авраама к Творцу и называется его сыном Ицхаком. Но это уже следующий рассказ.
— Мы дойдем до этого состояния — постоянного ощущения бесплодия?
— Да, да. Я почувствую, что невозможно, я не могу, не представляю, каким образом вывернуть наизнанку свой эгоизм, изменить его настолько, чтобы из него развилось
подобие Творцу. Я могу понять, как подняться над ним, как не работать с ним. Но как из него сделать свойство, равное Творцу, подобное Ему — ведь он обратен Ему — этого я не понимаю. И потому рождение из одного мира в другой мир настолько тяжелое. Как внутриутробное развитие непонятно нам: почему именно таким образом ты должен выдавить из себя что-то новое, в этих страшных муках. Вообще вся система рождения, вся программа рождения рассказывается в каббале на многих сотнях страниц:
каким образом происходит переформирование, переформатирование бывшего эгоистического желания в подобие Творцу. Очень-очень сложный процесс.

ОБ ИМЕНАХ

— Мы сейчас говорили о рождении. Человек рождается, ему дают имя. А что такое — имена в Пятикнижии? Что такое вообще — имена человека?
— Имя — это значит, мое состояние относительно Творца, относительно Его идеала — наивысшего состояния, которое существует в природе. Наивысшее состояние мы называем Творцом. Относительно этой «наивысшей планки» я измеряю себя и изменяюсь, и поэтому
изменяю имя свое, именно личное имя. Был Аврам — стал Авраам, была Сарай — стала Сара, и так далее.
— Кто дает человеку имя? Что оно отражает?
— Его постижение. Никто не дает имя. Никто не может дать. Это сам человек, когда он постигает свой духовный уровень…
— Он вдруг его ощущает?
— Он ощущает его как свое имя, как измерение себя. Имя — это измерение себя. В следующий раз я измерил себя — у меня другое имя. Что значит «имя»? Стал другим относительно Творца. То есть все имена — это, практически, постижения Творца.
— Имена Творца?

— Да. Когда я называю себя каким-то своим настоящим духовным именем, то я называю, какую часть из Творца я уже постиг, то есть какой части в Творце я подобен.
Это и есть мое имя.

— Говорят: «Тора, Пятикнижие — это семьдесят имен Творца».
— Да. Всего надо пройти семьдесят ступеней.

— То есть я был Адамом, потом я — Hoax, потом я — Авраам, потом — Ицхак?
— Абсолютно все имена. И причем, все абсолютно: и Гитлер, и Сталин, и Билам, и Балак, и Фараон, и Навуходоносор — все, кто угодно, абсолютно все имена!
— Все там?
— Все там, и все человек должен пройти.
— И все — имена Творца?
— Да. И все — имена Творца, абсолютно все. Нет ничего в мире, что бы ни было проявлением Его. И поэтому не надо бояться и не надо ужасаться: «как же это может исходить от Него?». — Только лишь от Него!

— Опасные вещи Вы сейчас говорите.
— Почему?
— Все имена, даже злодеев мира…
— Кто же ими управляет, кто же их породил, как не Он? Ачто, существуют еще какие-то силы, кроме Него: черти, ведьмы, вурдалаки? Так вот, все они под Ним.
— Из одного источника? И все это — Творец?

— Абсолютно. Он считается Наивысшим.
— Для чего Он сотворил все это?
— А это все — силы проявления нашей эгоистической природы. Так что не надо относиться к ним отрицательно. Надо просто знать, как их правильно использовать для
достижения того единственного источника, из которого они исходят.

ПОСТИГАЕМ НАШЕ «Я»

— Нам говорили: Ну, покажи свое «я». И человек становился сценаристом, режиссером (в частности, я), специалистом в чем-то, ученым. И мы все время думали, что именно это и означает — реализовать свое «я». Но на самом деле это совсем не так. Оказывается, что
наше «я» можно ощутить, только если выйти за пределы собственного «я», и тогда ты раскроешь мир, полный любви и добра, а наше «я» является частичкой этого мира.
Я хотел бы задать вопрос. Сказано, что «человек за свою жизнь должен написать Книгу на створках  своего сердца». Звучит странно, если воспринимать это прямо.
— Прямо воспринимать мы ничего не можем, потому что говорится не о нас.
Тора говорит о Человеке. Человек это тот, кто полностью прошел весь путь,  предназначенный каждому из нас. В течение многих кругооборотов, постепенно ощущая, осознавая и развивая себя, он поднимается над уровнем животного — нашего сегодняшнего  состояния. Ведь человек занимается своим животным телом и в этом состоянии живет. Я не хочу говорить ничего плохого ни о ком или утрировать. Это наша жизнь.
— И в чем цель множеств этих изменений, таких мучительных порой?
— Цель заключается в том, чтобы в течение жизней прийти к такому состоянию, когда под влиянием внешних факторов и внутренних побуждений мы будем вынуждены начать подниматься — заниматься не только благоустройством себя в тех условиях, которые мы называем наш мир. Это состояние, когда мы пожелаем подняться на другой уровень, то есть войти в ощущение вечного состояния и в нем существовать. Естественно, свое существование в этом мире мы будем поддерживать, но именно в той мере, в которой это необходимо для того, чтобы проникать и дальше захватывать все большую область существования в новом, раскрывшемся нам объеме, вечном и совершенном. Так человек начинает его вдруг ощущать и в него входить.
Войти в этот объем, начать его ощущать, в нем существовать, как бы захватывать его, адаптироваться, отождествлять себя с ним — в этом и заключается суть нашего развития, суть нашей жизни, ее цель. И каббала говорит о том, как это сделать.
— Это и называется написать Книгу?
— Это и называется написать Книгу, то есть пройти весь путь трансформации от человека в этом мире к большему… Человек существует, благодаря разным эгоистическим маленьким желаниям: пища, секс, семья, зависть, ненависть, богатство, слава, власть, знания — и постоянно удовлетворяет их. Вместо всего этого; приподнявшись над ними, человек должен
заняться проникновением в Высший мир, в высшее состояние.
Об этом говорится в Торе. И Тора дана как инструкция для этого дела. Сказано: «Я создал эгоизм и создал Тору для его исправления». Что значит — «для его исправления»? Это значит, не исправлять эгоизм, а приподниматься над ним. Эгоизм нас все время толкает обратно, просто тычет нас обратно, как щенка носом в миску, снова в эту нашу жизнь. А Тора, если человек ею правильно пользуется, начинает приподнимать и проводить его сквозь завесу этого мира в другое измерение.
— На чем человек пишет эту Книгу?
— Это пишется на сердце человека. Так и сказано…
— Что это значит?
— «Напиши на скрижалях… », то есть «на сердце».
Сердцем человека называется совокупность всех его желаний. И поэтому, когда человек начинает действительно управлять своим сердцем, своими желаниями, пытаться
над ними возвыситься, приподняться и начать по-другому ощущать мир, тогда он начинает, в общем-то, выходить за рамки своего сердца. И тогда на его внешней оболочке он начинает писать.
— И какие чернила здесь используются?
— Кровь.
— Можно так и сказать, что это пишется кровью на сердце? — Кровь, вообще-то, не самая высшая субстанция. Кровь на иврите — дам, от слова домэм — это самая низшая субстанция, домэм переводится, как неживая. Кровь движется в нас по разным сосудам, по капиллярам, но она неживая, потому что она подобна воде, хотя и говорится, что это «живая вода», ведь она дает жизнь. Кровь дает жизнь, сама по себе не обладая этим свойством, будучи неживой субстанцией. То же самое происходит и здесь. На самом деле все пишется светом, то есть как бы неким «лазерным пером». В наше время понятен такой пример. Так это и пишется.
— Когда Моше писал эту книгу…
— Моше — это имя ему дала дочь Фараона (ее звали Батья), которая нашла его в реке Нил. Она и дала ему имя Моше, потому что она его вытащила оттуда (лимшдх — вытаскивать — имя дано по действию).
Раньше люди давали всему естественные, природные названия, имена. И сегодня они остались в общечеловеческом обиходе. Все они происходят из каких-то действий,
из каких-то особенностей, свойств природы. Это может быть волк, медведь, лиса или заяц. Такими именами называли друг друга. Или названия были связаны с неким особенным действием.

— Вы как-то сказали, что пишущий проникает как бы в образ Авраама или становится Лотом…
— О, это обязательно! Человек, который на себе пишет Тору, то есть проходит все состояния, которые там описаны, просто вживается в эти образы. Потому что в Торе говорится не о людях, а о ступенях, о том, как человек должен себя развивать. И он проходит эти
ступени. Мы с вами прошли Адама, Ноаха. Теперь мы дошли до Авраама. Кстати, там пишется о многих великих каббалистах, которые были от Адама до Ноаха, это 10 поколений каббалистов. И также было 10 поколений от Ноаха до Авраама. Это были серьезные ступени, которые человек должен пройти. Но мы их, в общем, уже обговорили.
— Так можно обговаривать почти каждое имя?
— Конечно! Имя — это совершено новое духовное свойство, в которое человек входит, живет в нем, и тогда он называется этим именем. И тогда он может писать от этого имени. Потом он переходит к следующему имени, а потом к следующему, то есть к следующей ступени
и еще к следующей. Так он вживается в каждый образ и проигрывает в себе абсолютно все.
— Возможно ли обратное движение? Могу ли я сейчас, грубо говоря, быть Авраамом, а через мгновение Ноахом? Может быть такое?
— Конечно.
— Но каким образом это происходит?
— Это зависит от корня души человека. Стадии, которые он проходит, не обязательно должны соответствовать последовательности Торы, потому что у него может быть какая-то своя определенная миссия в общем собрании душ.
Это можно соотнести с телом человека. Если в общем собрании душ я отношусь, например, к легким, к сердцу или к какому-то другому органу, значит, у меня есть своя определенная цепочка исправления, и поэтому я прохожу одни состояния более выпукло, а другие более скрыто. Я их все прохожу, но некоторые я прохожу в более  скрытом виде. То есть я их даже как будто бы не чувствую, они проскакивают внизу возможно даже ниже моего осознания, а некоторые проходят по мне очень глубоко, и их осознание, ощущение и исправление во мне занимает очень длительный период.
— Точно так же и в Торе, например, Авраам занимает достаточно большое место.
— Тора рассказывает, в общем, обо всей системе Адама, которая включает в себя все души. Адам просто является источником, а потом уже рассказывается о его развитии. Но каждый человек проходит все эти этапы, хотя некоторые проходят более выпукло, длительно, а есть
такие, которые проходят более скрыто.
— Мы двигаемся дальше по главе, которая называется «Лехлеха». Мы ее определили как «Иди, иди» или грубее «Иди отсюда».
— Да. «Пошел вон!» — сказал Творец Авраму. «Иди отсюда из этой земли в другую землю» — имеется в виду: «иди отсюда, из этого желания, в котором ты сейчас находишься». Ты находишься в огромном эгоистическом желании, а ты должен идти в такое желание, которое будет связано с альтруистическим побужденинм, потому что если ты останешься в этом желании, то не сможешь себя реализовать.
Ты должен подняться из места, которое называется «Вавилон». Это место чистого огромнейшего эгоизма, где люди пытались построить башню до неба, где онине понимали друг друга, где царствовал Нимрод. Там весь  человеческий эгоизм так выпукло, хотя и естественно в своем зародышевом состоянии, но очень грубо, прямо и откровенно себя показывал, проявлял. «Иди в такое место» — означает, как бы, наказ:  Поднимись до такого уровня, где ты будешь работать только с теми своими желаниями, с такой их совокупностью,
что сможешь относиться к людям с любовью, с отдачей. Поэтому свойство Авраама — это свойство отдачи. Так вот: выходи из этого желания, поднимись на следующий
уровень!».
Такова разница между Вавилоном и Землей Израиля, как указывается Авраму. Человек находится в состоянии «Аврам в Вавилоне», но, используя свои свойства, развивая в себе свойство отдачи, должен подняться до уровня земли Израиля.
— Вот так это описано:

/6 / И ПРОШЕЛ АВРАМ ПО СТРАНЕ ЭТОЙ ДО МЕСТА ШХЕМА21, ДО ЭЛОН-МОРЭ22, А КНААНЕИ УЖЕ БЫЛИ ТОГДА В ТОЙ СТРАНЕ. /7 / И ЯВИЛСЯ ТВОРЕЦ АВРАМУ И СКАЗАЛ: «ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ЭТУ СТРАНУ»; И ПОСТРОИЛ ОН ТАМ ЖЕРТВЕННИК
ТВОРЦУ КОТОРЫЙ ЯВИЛСЯ ЕМУ /8 / И ДВИНУЛСЯ о н ОТТУДА К ГОРЕ, К ВОСТОКУ ОТ БЕЙТ-ЭЛЯ23, И РАСКИНУЛ СВОЙ ШАТЕР К БЕЙТ-ЭЛЮ ЗАПАДОМ, А К АЮ24 —
ВОСТОКОМ; ТАМ ПОСТРОИЛ ОН ЖЕРТВЕННИК БОГУ И ПРИЗЫВАЛ ИМЯ ТВОРЦА. /9 / И СТРАНСТВОВАЛ АВРАМ, НАПРАВЛЯЯСЬ ВСЕ ДАЛЬШЕ К ЮГУ

 

— Это означаем что он проходит свои желания. Речь идет не о географии, а о желаниях человека: Бейт-Эль, Ай, Шхем и так далее. Причем, все эти места уже заняты эгоистическими народами!
— Кто такие — кнаанеи?
— «Кнаан» — это клипа, это самый большой эгоизм человека, который потом проявляет себя еще в большей степени. Но иначе было невозможно, иначе Аврам не смог бы войти в эту землю, то есть в это желание, если бы оно проявилось ему как желание отдачи, любви.
Он еще не был к этому готов. Он постепенно-постепенно должен трансформироваться, подняться до этого уровня.

— Поэтому его водят?
— Именно для этого. Здесь также говорится о жертвеннике. Что значит жертвенник? Когда ты отрываешь от своего эгоизма и исправляешь какое-то свое желание с получения на отдачу, тогда ты можешь еще больше внимания уделить отдаче, еще больше прочувствовать другого вместо себя — именно это называется жертвенником. И поэтому на всех этих уровнях желаний, которые он проходит: Шхем, Ай, Бейт-Эль и так далее, — проходя эти
состояния, он везде исправляет в себе все эти желания.
— Разъясните еще немного внутренний смысл понятий «жертвенник» и «жертва».
— Само жертвоприношение — корбан на иврите, от слова каров, что означает близкий к Творцу. То есть здесь не имеется в виду зарезать, поджарить и съесть какое-то животное, как это обычно представляется.

— … или положить на жертвенник.
— Да, это то же самое. Положить на жертвенник в бытовом понимании — «жарить на углях». Это, в общемто, очень приличное занятие, и оно для нас не такое уж отвратительное.
Но имеется в виду, что человек раскрывает свое желание как желание эгоистическое. Сначала он раскрывает в себе эгоизм. И только ощущая себя эгоистом, злым, раскрывая в себе свойства, которые можно исправить, только тогда он вообще может строить жертвенник, приносить это раскрывшееся в нем свойство в жертву и исправлять его на отдачу.
Я хочу подчеркнуть, что он всегда сначала чувствует себя в состоянии эгоистическом, злом, животном, низком.

— Относительно кого он чувствует свое несовершенство?
— Относительно Творца. И только после этого он может построить жертвенник — иначе невозможно. На основании чего он будет приближаться к Творцу, если в нем не будут раскрываться его противоположные свойства?
— Человек испытывает при этом боль?
— Нет. Наоборот, он испытывает радость, когда ему раскрываются его свойства, противоположные Творцу. А на основании чего, с помощью какого средства он может
приблизиться к духовному миру, если в нем не раскроются его противоположные свойства? Именно раскрывая противоположные свойства, приподнимаясь над ними, принося их в жертву, то есть, исправляя себя, он и идет вперед.

 

Тайны Вечной книги, Лайтман

https://t.me/kabbalaSTUDY

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *