— Почему меня надо заставлять?
— В Торе описан такой путь. Природа, или Творец (что одно и то же), вынуждает нас, чтобы в нас возникло желание перестать быть маленькими слепыми котятами. Мы должны пожелать перейти в другое состояние. Но если мы ничего не видим, то не можем понять, что
рядом есть что-то иное, и что туда, к этому состоянию, нужно двигаться.Состояние, о котором говорится в Торе, к чему мы должны прийти, — альтруистическое. Мы не представляем, что оно для нас — благо, что оно вообще возможно. Человека вынуждают к этому только ощущением страданий в нынешнем эгоистическом состоянии.
— Когда я вырасту, то скажу спасибо тем страданиям, которые на меня обрушились?
— Конечно. Ты увидишь их необходимость. На самом деле, страдания не приходят свыше, а вызваны нашей инерцией. Мы уже способны приподняться на следующую духовную ступень, но, как бычок, упираемся и этим создаем противодействие между силой, направляющей
к добру, и упорной силой нашего эгоизма. Антагонизм между силой динамического развития в сторону альтруизма и эгоизмом, сопротивляющимся ей, создает в итоге давление, которое ощущается нами, как страдание.
— В этом причина любого страдания, даже самого мелкого?
— Это причина всех страданий, какие только есть, вплоть до смерти. Неважно, какое страдание. Все они являются следствием несоответствия друг другу сил, действующих в природе. Одни из них — силы движения — заставляют нас развиваться, другие — сопротивляются им.
— Что я должен делать, когда ощущаю страдания?
— Тебе надо выровнять скорость, с которой ты развиваешься сейчас, с той скоростью, которая от тебя требуется. Ты должен быть в гармонии с той силой, которая тебя развивает. Так нас растят, поэтому все мы — одни более, другие менее, но все страдаем. Тут ничего не поделаешь.
— Получается, я должен бежать впереди пули или, по крайней мере, двигаться с той же скоростью, что и она?
— Да, еще быстрее. Почему нет? Если ты видишь, что приближаешься к чему-то хорошему, желаемому, почему не поторопиться?
— Это прекращается, когда я перестаю бежать?
— Когда все свои желания ты включаешь в движение, присущее всей природе, и достигаешь состояния полного исправления. При этом все изменения в тебе становятся подобными альтруистической силе, ты делаешь их сам, раньше ее, ты сам определяешь свое развитие и так обнаруживаешь свою абсолютную свободу. Можно сказать, ты начинаешь диктовать Творцу, что делать.
— Диктовать Творцу?
— Так получается. Ведь ты опережаешь Его действия, решаешь, что так лучше. Теперь твое верное продвижение, твое новое состояние называется следующим поколением, потому что оно выше предыдущего и создается из исправленных свойств. Получается, что ты управляешь развитием всей природы вместо Творца. И это состояние — самое желательное для Него, о нем говорится: «Победили Меня сыновья Мои». Как любой отец, Творец желает, чтобы его сын был более удачлив, чем Он. Даже нам, в нашем мире это понятно. Ведь отец любит сына, гордится и наслаждается его успехами, как своими, видит в сыне своё продолжение. А Творец желает передать в руки Своих сыновей в наши руки — управление
развитием всей природы.
ВОСПРИЯТИЕ МИРА СО СТОРОНЫ ЛЮБВИ
— Тора начинается со слова «В начале» («Берешит»), а заканчивается словом «Исраэль».
То есть в начале было одно состояние, а по завершении всей Книги возникает новое: стремление к Творцу, закону абсолютной любви.
— Я хочу дополнить: я обычно читаю эти главы в развернутом виде — читаю одновременно статьи моего учителя, РАБАШа, где он даёт пояснения самого внутреннего смысла каждой главы Торы. Пояснения настолько многогранны, что пригодны как начинающему, так и большому каббалисту. Затем я читаю «Зоар», потом — «Учение Десяти Сфирот» и статьи Бааль Сулама.
— Это все разные уровни?
— Совершенно разные ассоциации и уровни. У вас возникнет ощущение, что текст постепенно раскрывает картину, которая «всасывает» вас внутрь, и вы входите в многослойный мир. За этим внешним миром вы начинаете чувствовать другие составляющие, которые двигают вами. Как бы закулисно вам раскрывается идея
Режиссера, единого и большого, а также, как работники сцены все устраивают и подготавливают. Вы двигаетесь в этом мире неосознанно, ничего не понимая. И вдруг вы начинаете участвовать в движении и понимать замысел Режиссера, вместе с Ним как бы обыгрывая весь этот спектакль. Начинаете в нем участвовать, видеть всех остальных со стороны, соединяться с ними вместе. И вдруг выясняется, что эта сцена, весь замысел
и все работники на сцене и за ней — все вместе участвуют в едином движении.
— Что человек при этом начинает чувствовать, какие изменения?
— Когда человек входит в гармонию с дыханием всей этой картины, он начинает ощущать себя в вечном движении, к которому, в общем, мы и пытаемся прийти, изучая эти главы вовсе не разумом, не анализом текстов. В наших земных органах чувств и нашим земным разумом его и невозможно произвести, потому что в тексте говорится о том, что существует вне оболочки нашего эгоизма. Так что надо настроиться на то, что мы хотим увидеть этот
мир сквозным и многослойным, понять, как в нем все взаимодействует. Я думаю, что это является целью чтения недельных глав.
— Вы говорили, что целью является возможность стать как бы наравне с этим Режиссером. Это воспринимается, как нечто фантастическое.
— Да. Цель — увидеть, узнать, почувствовать всю эту сцену, всю эту систему, движение, замысел и соединиться с ним, то есть принять от всей души, как самое наилучшее, и участвовать в этом, то есть слиться с самим замыслом.
ПЕРВОЕ ЧУВСТВО К ТВОРЦУ
— Продолжим разбираться в этом большом спектакле, участниками которого мы все являемся. Мы ведем разговор о Ноахе. Говорим, что Hoax олицетворяет в нас первое чувство к Творцу, как бы первый росток, первое движение к любви…
— Да, это ступень развития человечества, когда в нем начинает возникать особое чувство к Творцу, особое раскрытие Творца, когда человек начинает понимать, что против высшей силы он должен действовать, отменяя себя, весь свой эгоизм. Не себя самого, не свое сознание, не анализ и синтез своих возможностей в познании мира — нет, я отменяю только свою эгоистическую природу, потому что она не моя. Она мне навязана специально. Если я приподнимусь над ней, у меня будут две природы: эгоистическая (получающая) и альтруистическая (отдающая). И тогда я смогу находиться в равновесии
между ними. У меня будет свое «я» — « я» именно человека. Он находит это « я» в балансе между двумя силами, стоя на нем, как на острие…
— Он балансирует между этими силами?
— Да. Он уравновешивает их, он понимает, что они нисходят свыше: правая и левая, положительная и отрицательная — обе свыше, от Творца. А я, беря эти две силы,
сочетая их в себе, делаю то, что считаю нужным, правильным и так устремляюсь вперед. — Именно присутствие этих двух сил дает возможность свободы моего выбора?
— Да. А иначе у нас — только один эгоизм. Он нами управляет, и мы ничего не можем сделать сами. Творец вообще не желает ничем управлять. Творец желает, чтобы ты перенял от Него абсолютно все бразды правления, потому и сказано, что человек должен подняться до уровня Творца. То есть он должен научиться от Него, подобно тому, как в нашем мире учатся маленькие дети. Они постепенно перенимают все у старшего поколения, становясь потом на их место. Только таким образом мы должны действовать. И потому все удары и неприятности, которые мы получаем в нашей жизни, предназначены только для того, чтобы мы научились управлять. И Hoax показывает нам начало действия этой системы.
— Он беспрекословно идет за Творцом?
СПАСЕНИЕ В ВО ДА Х
— Нет. Он увидел, что эгоистическое отношение к действительности, все попытки использовать, приспособить ее для себя, порочны и ведут к уничтожению. Человек сам себя в итоге уничтожает. И поэтому единственное, что у него остается, — послушаться и принять этот закон — закон подъема над своим эгоизмом. А каким образом подняться над ним? Отмени себя. Об этом говорят, кстати, многие методики, религии, психологические тренинги. Отменить себя — это значит перестать пользоваться своей природой, которая тебе дана изначально, которая тебе навязана (навязана!) — оставь ее в покое. Посмотри, как развивается зародыш в чреве матери: он отменяет себя. Несколько килограммов чужого мяса находится в организме матери и вынуждает работать на себя весь ее организм. Представляешь?! Маленькая заноза в пальце может вызвать нагноение, боль, отторжение, весь организм работает, чтобы выкинуть ее из себя. А человеческий зародыш — наоборот: весь организм мобилизуется ради этого плода, чтобы максимально развить его, сохранить. Почему? Потому что плод себя отменяет, он готов быть никем и поэтому получает все
от матери.
— То же самое Hoax в своем ковчеге?
— Да. Он отменяет себя, он входит в этот ковчег, как плод в матку матери. Околоплодные воды окружают его, и таким образом он спасается, отменяя себя относительно своего эгоизма, не подчиняясь ему.
Отменяя — это значит, возвышаясь над ним: я не хочу пользоваться этой своей природой, я хочу подняться выше нее, к другой природе. И когда у меня будут обе природы — не одна, построенная на поглощении, но и другая, построенная на отдаче, когда у меня будут две линии, как две вожжи в руках, тогда я смогу собою управлять. Иначе я неуправляем.
— Значит, первый шаг человека в духовной работе, чтобы выйти из своего эгоизма, подняться над ним — это укорениться в свойстве Бина (йма — мать)?
— И пребывание в ней все девять месяцев! Это девять сфирот: кётэр> хохма, бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод. Человек развивается постепенно, эгоизм в нем
все время увеличивается: сомнения, проблемы или, наоборот, манящие вкусы эгоистических наслаждений. Все они специально посылаются, чтобы дать тебе возможность над ними возвыситься. Ты должен разгадать этот замысел. Играет с тобой Творец, играет с тобой природа: «А на это ты клюнешь? А в это ты пойдешь? Или этим я тебя увлеку? Я тебя заставлю заниматься этим всю жизнь, и ты забудешься… », — и так до последнего дня.
Когда человек начинает постоянно удерживать свое внимание на цели и понимать, что с ним происходит, он начинает чувствовать диалог Творца с ним. Он осознает, что Творец играет с ним, как мы играем с ребенком.
Мы подсовываем ребенку не просто готовую игрушку, мы даем ему мозаику, лего, мы хотим, чтобы он собрал конструктор, сложил домик, нарисовал что-то на чистом листе. Вот так и Творец подсовывает нам все здешние проблемки.
Нам не надо решать эти проблемы. Нет! Нам надо просто разгадать замысел Творца. Потому что если бы я не понял, как я должен правильно собрать лего, то я не разгадал бы Его замысел. А мы начинаем заниматься самой вещью вместо того, чтобы связать ее с силой
природы, которая желает нас подтянуть к себе, дотянуть до своего уровня. И получается, что мы остаемся в этом мире маленькими людьми, а не становимся Адамом. Адам — от слова доме — подобный (Творцу).
— Получается, что когда мне разбирают компьютер, это мне приносит не страдания, а наоборот — азарт. Я его начинаю понимать в процессе сборки?
— Да. Но мне надо понимать, для чего я его собираю. Чтобы вся жизнь обрела совсем иной смысл. В течение каждой минуты, каждой секунды общения, что бы я ни делал, я угадываю все более внутренний слой — тот, где Режиссер ставит передо мной этот спектакль. Сквозь этот мир я все время пытаюсь Его поймать, Его ощупать, познакомиться с Ним, с Его замыслом. Когда я нахожу цель, я начинаю плыть в ней, в этом течении мысли, в замысле
этого сценария, и тогда понимаю, что он написан для того, чтобы я приподнялся и вошел в него.
И когда я встаю на одну ступень с Режиссером, как Его партнер, тогда я становлюсь Человеком, равным Творцу. Я Его начинаю понимать. Я уже начинаю возражать.
У меня появляются две линии. Я начинаю советоваться и советовать. Я пытаюсь раскрыть более глубокий замысел: а зачем вообще эта картина? Я теперь понимаю, что она куда-то ведет. Зачем она нужна изначально? Почему именно так? Я поднимаюсь на следующий уровень — начинаю исследовать самого Творца.
— Исследуя воздействия высшей силы на меня, я смогу почувствовать, что высшая природа — добро?
— От раскрытия этого мира — к раскрытию Творца, который управляет им, и затем ещё выше, как бы над Творцом.
И Творец заинтересован в том, чтобы мы Его исследовали, раскрыли, потому что, только видя все Его действия от начала до конца, я могу Его оправдать, я могу стать
праведником.
— Оправдать цель творения, которая, как говорят каббалисты, была в том, чтобы насладить сотворенных раскрытием Творца.
— У Ноаха и было это желание — оправдать цель. Поэтому сказано: «О н был праведником в своем поколении», — то есть единственным в своем могучем эгоизме. Для этого надо быть мужчиной и, причем, очень эгоистичным! То есть я не соглашаюсь ни на что мелкое:
деньги, слава, власть — нет! Я хочу только к Нему и хочу Его понять. Я хочу убедиться в том, что Его деяния это верно и правильно. Тогда только я почувствую, что владею этой жизнью. Вот тогда и дается возможность войти в ковчег и плыть к этому состоянию.
К А Ж Д О Й ТВАРИ П О ПАРЕ
— Hoax берет с собой «каждой твари по паре». Что это значит?
— Каждый человек — это маленький мир, и поэтому в нем существует абсолютно все: неживая, растительная, животная и человеческая природа, которую он должен сам в себе раскрыть. Он берет в себя каждой твари по паре: положительную и отрицательную часть, дающую и получающую. Он входит в ковчег для того, чтобы начать работать с этими двумя линиями, двумя силами природы: не только с эгоистической, данной ему от рождения, но уже и с противоположной — альтруистической. Он еще не может этим владеть, он должен только
начать все правильно воспринимать, поэтому и уподобляется зародышу, возникшему в чреве матери из капли семени. Вот что значит вхождение в ковчег: «каждой твари по паре» — с двумя силами.
— Капля семени — это Hoax?
— Да, это Hoax, это я, это будущий человек, в котором «каждой твари по паре», то есть каждой силы с ее положительными и отрицательными проявлениями в нашем мире, силы получения и отдачи. И так постепенно, работая с этими силами, он растет, окруженный, направляемый влиянием Творца, сохраняя состояние равновесия между двумя силами. Он растит себя по средней линии между двумя силами, отменяя свой эгоизм, приподнимаясь именно так, чтобы быть в их симбиозе. Таким образом, он должен пройти первые девять сфирот. Всего их десять, десятая — это я. Девять сфирот — это девять возможностей уже моего влияния на мир. Когда я получаю их все, я рождаюсь — выхожу из ковчега маленьким человечком, как плод выходит из чрева матери.
ДУХОВНОЕ Д О РО Ж Н О -Т РА Н С П О РТН О Е П РО И С Ш ЕС ТВИ Е
— Что такое выкидыш в духовном?
— Это, в принципе, дорожно-транспортное происшествие. Есть такие побочные явления в духовном, когда человек посреди пути вдруг проявляет себя эгоистически, и тогда он становится посторонним телом внутри материнского организма. И материнский организм обязан выдавить его из себя. В нашем мире, когда такое происходит, нужна операция, чистка, и это большая проблема. А в духовном так происходит для того, чтобы дать возможность человеку повторно начать свой путь. Если он останется внутри взрослого организма, внутри высшей ступени, внутри Творца (или внутри ковчега), то он примет в себя высший свет, и это ему повредит, это будет подобно заражению и приведет его к духовной смерти. Чтобы
дать человеку возможность повторно начать этот путь (и такое бывает), для этого высшая сфира (его «м ать») выкидывает его из себя: Творец выдавливает его из духовного мира. Человек теряет абсолютно все свои духовные качества, ощущения, озарения, контакт и проваливается снова в наш мир, как будто — бум! — упал с неба на землю.
— Это страшно после того, как он уже почувствовал что-то?
— Нет, нет. Ты его встречаешь на следующий день: «Как дела?».
«А, все это ерунда, вся эта каббала… Вот тут мне предлагают какое-то дело, то да се, бизнес, карьера, власть». И все пошло своим путем, все духовное вдруг полностью отсекается. Он отключается абсолютно. Никаких чувств к духовному не остается, и поэтому тело работает
в прежнем направлении. Мы не понимаем иногда, почему так происходит. Я вижу это на многих людях: вдруг подъем, вдруг спуск, вдруг полное отключение. И мы не можем
назвать точную причину, почему с человеком так произошло. У него есть миллиарды связей с другими людьми, с их предыдущими кругооборотами жизни, завязанными на будущие кругообороты. Это необходимо для того, чтобы вся система пришла к своему полному исправлению. И мы все находимся в этой большой системе — семь миллиардов людей.
Причем это количество может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от эгоизма, который надо разделить на маленькие части, чтобы каждый из нас имел возможность его исправить. Если ты вселишь в меня эгоизм миллиона человек, то я просто не смогу двигаться, я окажусь в беспросветной депрессии — хоть застрелиться…
Никакие наркотики не помогут. Мы видим, что сегодня даже с маленьким эгоизмом в каждом человеке весь мир пребывает в депрессии.
СЛЕДСТВИЕ КОМАНДУЕТ П Р И Ч И Н О Й
— Почему сейчас весь этот сумасшедший эгоизм определяется семью миллиардами людей, которые живут на земле?
— Поэтому-то и есть семь миллиардов населения. Но, допустим, будет война и уничтожится миллиард или два. Люди, испытывая большие страдания, отказываются от эгоизма: главное — выжить, эгоизм уже не тянет их к себе всевозможными излишествами, они готовы к простому нормальному существованию. А раз эгоизм уменьшился, все успокоились, значит,
не нужно такое количество населения. Почему люди гибнут во время войны? Не потому, что
бомба падает, а бомба падает потому, что эгоизм уменьшается. Следствие командует причиной. Это нам кажется, что все развивается по причинно-следственному принципу, а на самом деле конец командует началом.
— Мы можем просчитать эти взаимосвязи, всю эту систему?
— Нет. Это огромная система. Она подобна аналоговой системе в управлении. Мы сможем правильно относиться к миру только тогда, когда научимся относиться к нему с отдачей, с любовью. Только тогда мы будем связаны с ним правильно, положительно, ощутим и поймем
эту систему. А без чувства отдачи, любви мы не в состоянии просчитать ничего, даже самих себя.
— Но есть так много людей, пытающихся логически, своим разумом все вычислить, просчитать.
— Да, я бы сказал, что это ничтожные попытки. Они не приведут ни к чему. И человек постепенно разочаровывается в своих возможностях и видит, что мир крутится без него. На самом деле, сегодня жизнь очень быстро развеивает его иллюзии, уверенность, что с помощью точных наук, психологии, философии он приподнимается, начинает что-то понимать. Она учит нас, что в животном состоянии, управляемые природой в нашем эгоизме, мы действительно крошечные частички мироздания. Если мы можем получить новую для себя природу — природу Творца, силу отдачи против силы получения, и управлять ими двумя, то над ними двумя мы можем подняться.
Сила получения и сила отдачи — силы Творца (прямая и обратная), и они обе воздействуют на нас определенным образом. Но это управляет Он. Для того чтобы я постигал и командовал, мне надо приподняться над обеими силами. В этом и заключается наша цель.
Hoax шел к этому и удостоился своего продвижения, потому что он был согласен взять «каждой твари по паре» — развивать в себе эти две силы и себя над ними.
— Творец выбрал его, потому что Hoax это свойство в человеке, которое олицетворяет первый росток любви к Творцу?
— Для меня Hoax это определенное отношение к миру, к жизни. Ты хочешь развить это чувство в себе? Ты хочешь вырастить его именно таким? Для этого ты должен войти в ковчег, чтобы весь остальной мир утонул для тебя. Ты останешься с самим собой. Все, что есть в тебе, разовьется в течение какого-то определенного времени, после чего ты выйдешь, как бы родишься на новой ступени, в другом мире.
— Разовьются уже существующие во мне лучшие желания — «каждой твари — по паре»?
— Да. Они будут всегда в равновесии, и ты сможешь
ими управлять.
Книга «Тайны Вечной Книги», Лайтман
https://t.me/kabbalaSTUDY