Свиток Рут. Читаем на Шавуот. Дарование Торы

Писания

Свиток Рут

1

(1) И было, в те дни, когда правили судьи, и (когда) был в стране голод, один человек из Бэйт-Лэхэма Йеудейского ушел, чтобы пожить на полях Моавитских, – он, и жена его, и двое его сыновей. (2) А имя того человека Элимэлэх, и имя жены его Наоми, а имена двух сыновей его Махлон и Килйон; (были они) Эфратяне из Бэйт-Лэхэма Йеудейского. И пришли они на поля Моавитские, и стали (жить) там. (3) Но умер Элимэлэх, муж Наоми, и осталась она с двумя сыновьями своими. (4) И взяли они себе жен Моавитянок: одну звали Орпа, а другую звали Рут. И прожили они там около десяти лет. (5) И умерли они оба, – Махлон и Килйон, – и лишилась та женщина обоих детей своих и мужа своего. (6) И поднялась она с невестками своими, и пошла обратно с полей Моавитских, потому что услышала она на полях Моавитских, что вспомнил Г-сподь о народе Своем и дал ему хлеб. (7) И вышла она из того места, где жила, и с нею обе невестки ее. И пошли они в путь, чтобы вернуться в страну Йеудейскую. (8) И сказала Наоми обеим невесткам своим: ступайте, возвратитесь каждая в дом матери своей! Да окажет вам милость Г-сподь, как оказывали вы (ее) умершим и мне! (9) Пусть даст вам Г-сподь, чтобы обрели вы покой, каждая в доме мужа своего! И поцеловала она их, но они подняли вопль и зарыдали. (10) И сказали они ей: нет, мы с тобой возвратимся к народу твоему! (11) Но сказала Наоми: вернитесь, дочери мои, зачем вам идти со мной? Разве есть еще сыновья во чреве моем, что стали бы вам мужьями? (12) Вернитесь, дочери мои, ступайте! Ведь стара я уже, чтобы быть замужем. Даже если бы сказала я (себе): «Есть у меня (еще) надежда», – и еще нынче же ночью была бы я с мужем, и родила бы сыновей, (13) Разве станете вы дожидаться, пока они вырастут? Разве ради них станете вы (медлить) и оставаться безмужними? Нет, дочери мои, очень мне горько за вас, ибо постигла меня рука Г-сподня! (14) Но подняли они вопль и опять зарыдали. И поцеловала Орпа свекровь свою (на прощанье), а Рут осталась с нею. (15) И сказала (Наоми): вот, невестка твоя вернулась к народу своему и к Б-гам своим. Возвращайся и ты за невесткой своей! (16) Но сказала Рут: не проси меня покинуть тебя и уйти от тебя обратно, потому что куда ты пойдешь – пойду и я, и где ты заночуешь, там заночую и я. Твой народ (это) мой народ и твой Б-г – мой Б-г. (17) Где ты умрешь, там и я умру, и там похоронена буду. Пусть воздаст мне Г-сподь и еще усугубит, если не разлучит меня с тобою (лишь) смерть! (18) И увидела та, что она настаивает на том, чтобы идти с ней, и перестала уговаривать ее. (19) И шли они обе, пока не пришли в Бэйт-Лэхэм. А когда пришли в Бэйт-Лэхэм, то взволновался из-за них весь город, и женщины говорили: неужели это Наоми? (20) И сказала она им: не зовите меня Наоми, а зовите меня Мара (Горькая), ибо послал мне Всемогущий горесть великую. (21) Уходила я в достатке, а возвратил меня Г-сподь с пустыми (руками). Зачем же зовете вы меня Наоми, когда Г-сподь осудил меня и Всемогущий навел на меня беду. (22) Так вернулась Наоми и Рут Маовитянка, невестка ее, что пришла с полей Моавитских. А пришли они в Бэйт-Лэхэм к началу жатвы ячменя.

2

(1) И был у Наоми родственник по мужу ее, человек мужественный (и) знатный из рода Элимэлэха по имени Боаз. (2) И сказала Наоми Рут Моавитянка: пойду-ка я в поле и стану собирать колосья за кем-нибудь, в чьих глазах найду я милость. И сказала та ей: ступай, дочь моя! (3) И пошла она, и пришла, и стала собирать (колосья) на поле за жнецами. И случилось, что попала она на участок поля Боаза, который из рода Элимэлэха. (4) Боаз же как раз пришел из Бэйт-Лэхэма и сказал жнецам: Г-сподь да пребудет с вами! И сказали они ему: да благословит тебя Г-сподь! (5) И сказал Боаз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это девица? (6) И сказал в ответ слуга, приставленный к жнецам: эта девица-Моавитянка, что вернулась с Наоми с полей Моавитских. (7) И сказала она: (дай) мне подбирать и собирать меж снопами (колосья) за жнецами. Пришла она и с самого утра по сей час она на ногах, недолго сидела в доме. (8) И сказал Боаз Рут: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не уходи отсюда, а оставайся здесь с моими работницами. (9) Смотри, где они жнут на поле, и иди следом за ними. А я приказал слугам не трогать тебя. А когда захочешь пить, то иди к сосудам и пей оттуда же, откуда черпают слуги. (10) И пала она ниц, и поклонилась до земли, и сказала ему: чем снискала я милость в глазах твоих, что ты обратил внимание на меня, хотя я и чужеземка? (11) И сказал ей Боаз в ответ: много рассказывали мне обо всем, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего: что оставила ты отца и мать свою, и родную землю свою, и пошла к народу, которого не знала ни вчера, ни третьего дня. (12) Да воздаст тебе Г-сподь за твой поступок и да будет тебе сполна воздано Господом, Б-гом Йисраэйлевым, за то, что пришла ты, чтоб найти пристанище под крылами Его. (13) И сказала она: да найду я милость в глазах твоих, господин мой, ибо ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, хотя я не стою ни одной из рабынь твоих. (14) А в час еды сказал ей Боаз: иди сюда и поешь хлеба, и макай в уксус ломоть свой. И села она рядом со жнецами, а он нащипал ей обжаренных колосьев. Она поела и насытилась, да еще осталось. (15) Затем поднялась она, чтобы подбирать, а Боаз наказал слугам своим: пусть подбирает она и меж снопами, а вы не обижайте ее. (16) И от пучков колосьев откидывайте ей и оставляйте, – пусть она подбирает, а вы не укоряйте ее. (17) Так подбирала она на поле до вечера, и смолотила она собранное, и вышло около эйфы ячменя. (18) И унесла она (это с собой), и пришла в город, и увидала свекровь ее то, что она собрала; да (еще) вынула она и отдала ей то, что оставила (из еды), после того как насытилась. (19) И сказала ей свекровь ее: где собирала ты сегодня и где работала? Да будет благословен благодетель твой! И рассказала она свекрови своей, у кого она работала и сказала: того человека, у которого я сегодня работала, зовут Боаз. (20) И сказала Наоми невестке своей: благослови его Г-сподь за то, что не оставил он милостью своей ни живых, ни мертвых. И (еще) сказала Наоми: человек этот из нашей родни, он наш близкий родственник. (21) И сказала Рут Моавитянка: и еще вот что сказал он мне: «Оставайся со слугами моими, пока не закончат они всей жатвы моей». (22) И сказала Наоми невестке своей Рут: хорошо, дочь моя, что ты будешь выходить (в поле) со служанками его: так не обидят тебя на чужом поле. (23) Так и осталась она со служанками Боаза, подбирая (колосья), пока не кончилась жатва. ячменя и жатва пшеницы; а жила она у свекрови своей.

3

(1) И сказала ей свекровь ее Наоми: дочь моя, я ведь ищу тебе покоя, чтобы было тебе хорошо. (2) Так вот, ведь родственник наш Боаз, со служанками которого ты была, вот, этой ночью веет он ячмень на гумне. (3) Так омойся, и умастись, и надень на себя одеяния свои, и сойди на гумно, но не давай этому человеку узнать себя, пока не кончит он есть и пить. (4) И будет, когда ляжет он (спать), ты выведай то место, где он ляжет, и придешь, и откроешь изножье его, и ляжешь, а он (уже) скажет тебе, что тебе делать. (5) И та сказала ей: я сделаю все, что ты скажешь мне. (6) И сошла она на гумно, и сделала все так, как наказала ей свекровь ее. (7) А Боаз поел и попил, и стало у него хорошо на душе, и пошел он, чтобы лечь (спать) у края вороха (зерна). А она подошла тихонько, и открыла изножье его, и прилегла. (8) И было, в полночь вздрогнул этот человек и повернулся, и вот, – женщина лежит у ног его! (9) И сказал он: кто ты? А она сказала: я Рут, раба твоя! Простри полу (одежды) своей на рабу твою, ибо ты – близкий родственник. (10) И сказал он: благослови тебя Г-сподь, дочь моя! Эта твоя последняя милость (еще) лучше первой – не пошла ты за юношами, ни за бедными, ни за богатыми. (11) Так вот, дочь моя, не бойся! Все, что ты скажешь, сделаю я для тебя, потому что всем (людям) у ворот народа моего известно, что ты женщина добродетельная. (12) А теперь, хотя и верно то, что я – близкий родственник, но есть еще родственник, более близкий, чем я. (13) Переночуй (здесь) эту ночь, а утром, если выкупит он тебя, (то) хорошо, пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, (как) жив Г-сподь! Полежи до утра. (14) И пролежала она у ног его до утра, и встала прежде, чем (один) человек может узнать другого. И сказал он: пусть не знают, что на гумно приходила женщина. (15) И сказал он ей: дай свой платок, который на тебе, и подержи его. Она держала его, а он отмерил ей шесть (мер) ячменя и положил ей (на плечи), а (сам) пошел в город. (16) И пришла она к свекрови своей, а та спросила: кто ты, дочь моя? И рассказала она ей обо всем, что сделал для нее тот человек. (17) И сказала она: эти шесть (мер) ячменя он дал мне, сказав: «Не ходи к свекрови своей с пустыми (руками)!» (18) И та сказала: посиди (здесь), дочь моя, пока не узнаешь, как обернется дело, потому что человек этот не успокоится, пока сегодня же не окончит этого дела.

4

(1) И поднялся Боаз к (городским) воротам, и сел там. И вот, идет мимо тот самый близкий родственник, о котором говорил Боаз. И сказал он: заверни-ка, такой-то, присядь здесь. И свернул тот, и сел. (2) И взял (Боаз) десятерых мужей из старейшин города, и сказал: присядьте здесь. И они сели. (3) И сказал он родственнику: Наоми, вернувшаяся с полей Моавитских, продает участок поля, что принадлежал брату нашему, Элимэлэху. (4) И подумал я: открою я уху твоему, сказав: выкупай (участок) при сидящих (здесь) и при старейшинах народа моего. Если (хочешь) выкупить, то выкупай, а если не выкупит (тот, кто обязан выкупить), то скажи мне, чтобы я знал, ибо нет (более близкого), чем ты, чтобы выкупить, а я – (следующий) после тебя. И сказал тот: я выкупаю. (5) И сказал Боаз: в день, когда ты купишь поле у Наоми, (ты купишь его) и у Рут Моавитянки, жену умершего купил ты, чтобы восстановить имя умершего в его уделе. (6) И сказал тот родственник: не могу я выкупить (его) для себя, чтобы не расстроить своего удела. Выкупай для себя то, что я должен был выкупить, потому что я выкупить не смогу. (7) А в Йисраэйле так велось издревле при выкупе и при обмене для подтверждения всякого дела: один снимал свой башмак и отдавал другому, – это и было в Иисраэйле свидетельством. (8) И сказал тот родственник Боазу: покупай для себя! И снял он башмак свой. (9) И сказал Боаз старейшинам и всему народу: вы свидетели ныне, что откупил я у Наоми все, что (было) у Элимэлэха и все, что (было) у Килйона и Махлона. (10) А также и Рут Моавитянку, жену Махлона, приобрел я себе в жены, чтобы восстановить имя умершего в уделе его и чтобы не исчезло имя умершего из среды братьев его и из ворот (родного) места его. (11) Вы ныне (тому) свидетели! И весь народ, что был в воротах, и старейшины сказали: (мы) свидетели! Да уподобит Г-сподь жену, входящую в дом твой, Рахэйли и Лэйе, которые вдвоем построили дом Йисраэйлев; да обретешь ты силу в Эфрате и да славится имя твое в Бэйт-Лэхэме! (12) А потомством, которое даст тебе Г-сподь от этой молодой женщины, пусть будет дом твой подобен дому Пэрэца, которого родила Йеуде Тамар. (13) И взял Боаз Рут, и стала она ему женою, и вошел он к ней. И одарил ее Г-сподь беременностью, и родила она сына. (14) И говорили женщины Наоми: благословен Г-сподь, что не лишил тебя ныне близкого родственника! И да славится имя его в Иисраэйле! (15) И пусть будет он тебе отрадой души и кормильцем в старости, потому что родила его невестка твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семерых сыновей. (16) И взяла Наоми дитя, и прижала его к груди своей, и стала она ему нянькой. (17) И дали ему соседки имя, сказав: сын родился у Наоми. И назвали они его Овэйд. Он был отцом Йишая, отца Давида. (18) И вот родословная Пэрэца: (19) Пэрэц породил Хэцрона, Хэцрон породил Рама, а Рам породил Амминадава; (20) А Амминадав породил Нахшона, а Нахшон породил Салму; (21) И Салмон породил Боаза, а Боаз породил Овэйда; (22) А Овэйд породил Йишая, и Йишай породил Давида.

 

 

Праздник Шавуот

 

Есть много вопросов, касающихся праздника Шавуот. В чем именно заключается смысл праздника Шавуот, называемого «Дарованием Торы», с точки зрения Каббалы? Почему его называют «Дарованием Торы», а не «Получением Торы»? Есть ли пропасть между отдачей и получением? Как мы должны относиться к произошедшей истории, включающей Дарование Торы под горой Синай и так далее? О чем это говорит применительно к рядовому человеку? Какой посыл передается самой Торой? В чем каббалистический смысл числа 600.000 – 600.000 человек, собравшихся под горой Синай? Каково содержание всех понятий, касающихся праздника Шавуот, включая Моше, Тору, народ Израиля, гору Синай, 10 заповедей? Каков духовный корень основных обычаев этого праздника – есть молочные продукты и носить белую одежду? Почему каббалисты читают на протяжении всей ночи этого праздника статью «Ночь невесты»? Давайте начнем с первого вопроса.

В чем именно заключается смысл праздника Шавуот с точки зрения Каббалы? Что он символизирует для человека, занимающегося Каббалой?

 

Творец – это Высшая, Единственная сила, существующая до всего сотворенного. Замысел Творца, по которому Он начал создавать творение, заключался в том, чтобы «насладить сотворенных», то есть, Творец пожелал создать человека, который сможет достичь совершенства, самого лучшего состояния. А самое лучшее состояние – единственное, существующее вне всякого сомнения – это состояние самого Творца.

Творец должен привести человека к состоянию, в котором Он сам пребывает. Но для того чтобы человек ощутил все благо, содержащееся в отдаче, он должен сам выбрать для себя это состояние как наилучшее из всех возможных, отличных от него, противоположных ему состояний.

Если человек выбирает своим свободным выбором, независимым от Творца, возможность стать таким же, как Творец, и самостоятельно достигает этого состояния своими усилиями, по собственному желанию, то, безусловно, достигая состояния, в котором он подобен Творцу, он словно создает Творца в себе, внутри самого себя. И тогда он несомненно может наслаждаться вечностью и совершенством Творца, способен понять мысли Творца, согласно которым Он создал человека. В сущности, когда в итоге человек достигает конца пути, он понимает также мысли и действия, бывшие до его рождения, до его создания.

Весь этот процесс, по которому Творец должен провести творение от края и до края, включен в Замысел творения, и все это изучается в науке Каббала.

Творец создал творение в желании наслаждаться, противоположном Его желанию отдавать, именно для того, чтобы человек был самостоятельным, противоположным Творцу, чтобы из всех возможных состояний, он пожелал бы, в конечном итоге, уподобиться Творцу.

Для того чтобы исправить человека, сделать его подобным Творцу вопреки тому, что он родился в противоположной, эгоистической форме, как написано: «диким рождается человек», существует Высшая сила, которая приходит к человеку от Творца и исправляет эгоистическое желание человека наслаждаться ради себя, использовать все и всех, в том числе и Творца, не отдавать, а лишь получать, не считаясь ни с чем и ни с кем.

Сила, которая приходит и исправляет человека, называется «Тора», как написано: «Заключенный в ней (в Торе) свет возвращает к Источнику». Когда впоследствии человек исправляет себя и становится по своим свойствам подобным Творцу, он наполняется наслаждением, ощущением совершенства, вечности, бесконечности, подобно Творцу. То, чем он наполняется, также называется Торой – от слова «свет» («ор», «ора»).

Сила, приходящая от Творца, исправляющая человека и полностью наполняющая его, называется Торой. Поскольку человек состоит из 613 (ТАРЬЯГ) эгоистических желаний, то должен исправить каждое из этих желаний. Поэтому говорится, что он получает Тору – силу для исправления каждого своего желания. Исправление каждого желания называется выполнением заповеди.

Получатся, что человек выполняет заповеди с помощью Торы, света Торы, возвращающего к Источнику, для того, чтобы уподобиться Творцу. И тогда он наполняется в исправленных желаниях светом Торы. Но не сразу, не за один прием человек достигает всего этого процесса. Напротив, он должен много изучить, пройти множество изменений внутри самого себя для того, чтобы понять, как он существует.

Творец выбрасывает человека вниз из Бесконечности, из состояния, в котором Он создал его, из совершенного состояния, называемого «Ган Эден» (Райский Сад) – так называется состояние человека в момент его создания в мире Ацилут. Творец разбивает человека — это означает, человек совершает прегрешение и теряет все свои хорошие желания отдавать, в которых он был подобен Творцу, был словно ангел, и получает вместо этих желаний отдавать эгоистические желания. И тогда он ощущает во всех своих эгоистических желаниях не мир, наполненный светом, – мир Ацилут, духовный мир, а горькую, темную реальность, называемую этим миром.

В конечном итоге нет никаких миров. Внутреннее ощущение человека согласно его подобию с Творцом или отличию от Него называется миром, в котором он пребывает. Это ощущение зависит от свойств человека, от того, насколько он сможет исправить все свои неисправленные желания, чтобы уподобить их свойствам Творца.

Но для того чтобы исправить эти желания, человек должен узнать, что они плохие. Поэтому ему нужно пройти очень длительный, очень горький период, называемый Египетским изгнанием, когда он видит, что все его эгоистические желания, в сущности, идут ему только во зло, что никогда в эгоистическом желании он не может насладиться, что эти желания, в итоге, остаются вдвойне пустыми после того, как он старается наполнить их, как написано: «Тот, кто получает сто, желает двести», а тот, кто получает двести, хочет затем четыреста.

Как бы человек ни старался достичь чего-то, насладиться чем-то, приобрести что-то, все равно, даже если он обретает желаемое, в нем всегда тотчас же возникает удвоенный недостаток, потребность, и он вновь должен бежать в поисках следующего, иного наполнения, поскольку в келим получения, желающих наполниться, не может быть наполнения.

Наполнение – это ощущение наслаждения, а наслаждение может ощущаться только в том случае, если я желаю наслаждаться. Но в тот же миг, как только наслаждение входит в келим, желание убывает, оно уже наполняется, наслаждение прекращается, и выходит, что я уже не ощущаю наполнение. Точно так же по мере поглощения пищи мое наслаждение от еды все время уменьшается.

Поэтому гонка человека за всеми наслаждениями этого мира в конечном итоге приводит его к ударам, к ощущению невозможности наполнения. Эти удары называются ударами Фараона. Фараон – это злое начало человека, находящееся внутри него, — наш эгоизм. С одной стороны, человек гонится за наслаждениями, с другой стороны – остается пустым. Фараон властвует над человеком. Он властвует и над тем желанием в человеке, которое стремится немного подняться над этим миром, ищет советов, как оживить свою душу, — над желанием, называющимся «сынами Израиля». «Исраэль» происходит от слов «исра» (прямо) и «эль» (к Творцу) – человек, стремящийся к Творцу.

Когда человек стремится немного выйти из этого мира, подняться над материалом желания наслаждаться, над этим миром (такое желание называется «Исраэль»), тогда тотчас же против него приходит желание Фараона и тянет его обратно. И тогда внутри человека начинается борьба – что с этим делать?

В корне это происходило две-три тысячи лет назад, во время выхода из Египта, примерно в 1500 году до начала летоисчисления. Затем, как рассказывает Тора, сыны Израиля сбежали из Египта, то есть, вышли из-под власти Фараона и убежали от него.

Это знак для человека, желающего выйти из своей животной, материальной жизни, когда он видит, что вся эта жизнь полна ударов, что он никогда не способен наполнить себя, и получается, что ему совершенно нечем оживить свою душу. И тогда он убегает от такой жизни, в которой должен гнаться за всевозможными наслаждениями этого мира – за телесными наслаждениями, деньгами, почетом, знаниями. Он хочет подняться над ними, видит, что им нет конца, и что всегда он остается пустым. И что же будет с его жизнью?!

Тогда человек будто бы сбегает от Фараона. Когда он убегает от него, от своего желания наслаждаться, от эгоизма, желая немного подняться над ним, он начинает ощущать, что действительно есть некоторое свечение свыше, готовое помочь ему. Он ощущает, что свыше словно приходит какая-то сила, поддерживающая его и желающая помочь ему.

И тогда, как рассказывается в Торе, сыны Израиля стоят под горой Синай, Моше поднимается на гору Синай, и ему дается Тора. Имя Моше происходит от слова «лимшох» (притягивать) – это та самая точка в человеке, притягивающая его к духовному, к жизни без ограничений, без ощущения жизни и смерти, к совершенной и вечной жизни. В сущности, эта точка связывается с чем-то свыше и приносит человеку некоторое возвышение. А человек и желает возвыситься, и не способен на это, что называется «прегрешением с золотым тельцом», затем снова совершает другие прегрешения, и вновь получает пробуждение, и снова падает. Так он проходит огромное множество этапов до того, как будет готов к получению Торы.

Когда он будет готов получить Тору? Согласно нашей истории мы видим, что получение Торы еще не свершилось. В Шавуот произошло только дарование Торы, когда народ стоял под горой Синай, и свыше Творец дал ему методику исправления эгоистического желания, чтобы человек мог исправить его в подобии Ему. В мере исправления этого желания мы наполнимся светом Торы, но исправление еще не произошло.

Получив Тору, сыны Израиля поднялись с ней в страну Израиля, то есть, возвысились с помощью этой силы получения Торы, а через несколько лет начали спускаться с этого уровня. Это означает, что желание наслаждаться возросло, и произошло разрушение Первого Храма. Затем они пытались исправить себя после Вавилонского изгнания, построив Второй Храм, но он тоже был разрушен.

Результатом этих разбиений является то, что десять колен Израиля ушли в изгнание и пропали, смешавшись со всеми остальными народами мира, а затем и последние два колена, оставшиеся во времена Второго Храма, также ушли в изгнание, были выброшены с земли Израиля и 2000 лет также находились в изгнании среди народов мира.

Все это произошло для того, чтобы сыны Израиля смешались с народами мира, и смогли исправить себя и народы мира, привести все творения, словно Адама и Хаву, к подобию свойств с Творцом, как написано: «Не будет отторгнут от него отверженный», и «Все узнают Меня от мала до велика».

Все это начинает материализоваться только в наши дни, когда закончился период изгнания, и народ Израиля удостоился возвращения ему земли Израиля, уже достаточно побывав в последнем изгнании и смешавшись со всеми народами. Как написано в Книге Зоар, в конце изгнания эта книга должна раскрыться и принести человечеству свет, необходимый для нашего исправления.

Теперь народ Израиля должен исправить себя и принести методику исправления всем народам, быть проводником света для остальных народов мира. Когда народ Израиля придет к этим исправлениям, исправит себя и распространит науку Каббала среди всех народов, чтобы они также смогли присоединиться к исправлению, когда все вместе мы осуществим все 613 (ТАРЬЯГ) заповедей, тогда на самом деле получим Тору в нашу общую душу как «один человек с одним сердцем», и тогда все творения будут служить кли для Шхины, для воцарения света Торы.

Поэтому мы празднуем Шавуот. В сущности, этот праздник символизирует только вручение нам Торы свыше, но реализация этого зависит от нас. Именно сейчас, в наше время это начинает осуществляться.

 

Это значит, что, по сути, мы еще не получили Тору?

 

Мы еще даже не получили Тору, поскольку «получить Тору» означает желать получить свет, возвращающий к Источнику.

На сегодняшний день человечество находится в особом кризисе, подобного которому не было никогда. На протяжении всей истории человечество постоянно переживало всевозможные кризисы, но в то же время всегда продвигалось — от рабовладельческого периода к другим, от развития общества к развитию науки, культуры, развитию всего существующего.

Но сегодня мы пребываем в состоянии всеобщего кризиса, включающего в себя все сферы деятельности человека в этом мире. Этот кризис, по сути, исходит из вопроса, который каждый человек начинает задавать себе: «Для чего я живу?» Это означает, что кризис заключается не в том, что людям не хватает денег или еды, — он гораздо глубже. На этот вопрос нет ответа в нашем мире. Что бы человек ни делал, какой бы областью деятельности в этом мире ни занимался, он не может получить достаточного ответа на этот вопрос.

Этот вопрос – выше нашей жизни, вопрос о том, откуда я пришел в этот мир, для чего я живу и куда иду. Поэтому ответ на него может дать лишь открытие истинной, скрытой от нас реальности, чтобы суметь увидеть себя существующими в другом измерении, вне периода нашей жизни в этом мире, чтобы человек увидел, как он плывет за пределами материального течения времени в этом мире, как он живет и в ином измерении.

Если человечество раскроет глаза и увидит всеобъемлющую, огромную, истинную реальность, если человек получит понимание всеобщих законов природы, то он будет знать, как правильно относиться к самому себе, к другим и к Творцу.

Горечь этого вопроса, тьма, отчаяние и опустошенность от неполучения ответа на него приводит человечество к террору, к фундаментализму, к наркотикам, к кризису семьи, к политическим кризисам, ко всему, что происходит сегодня. От этого нет лекарства.

Лекарство заключается только в том, чтобы для начала выяснить этот вопрос, поскольку пока еще люди не раскрывают его на всю его глубину — человек просто ощущает, что он страдает, что он несчастен, пребывает в бессилии, не ощущает вкуса в жизни. Он должен еще раскрыть, в чем именно заключается вопрос, и тогда начнет искать на него ответ.

И тогда только наука Каббала, открывающая человеку духовный мир, то есть, его жизнь вне жизни в этом мире, его существование в ином измерении, может спасти человечество.

Поэтому написано в Книге Зоар, что в конце дней эта мудрость раскроется всем народам и принесет всему человечеству понимание того, как мы живем, в каком истинном мире, включая духовный мир, мы существуем, что представляет собой Высшая сила, что она хочет от нас, и как мы можем прийти к ней.

Поэтому получение Торы зависит, в сущности, от изучения науки Каббала. И потому каббалисты на протяжении всех поколений писали об этом и говорили о том, что только, изучая науку Каббала, мы придем к освобождению. Когда мы исправим наши келим от эгоизма, от получения – к альтруизму, к отдаче, в подобии Творцу, полностью Доброму и Отдающему, тогда каждый человек будет связан с другим как «один человек с одним сердцем», по принципу «возлюби ближнего как самого себя», и все мы будем как одна общность напротив нашего Творца.

Поэтому символы такого праздника, такого состояния – это молочная пища, поскольку молочное символизирует собой отдачу со стороны Высшего низшему для того, чтобы вскармливать его. Принято также надевать белую одежду – символ Высшего света, отдачи, имеющей белый цвет. Белый цвет означает, что он ничего не требует для себя, что нет внутри него никакой черноты. Есть еще много других символов этого праздника.

Это праздник — будто бы очень маленький, не такой, как «грозные дни», Суккот или Песах. Почему? – Потому что он является только символом будущего, он еще не осуществился, это только знак того, что нам была передана Тора, но с нашей стороны еще не было получения и реализации самой Торы.

Он служит нам напоминанием?

Да.

Если так, то сыны Израиля обязались выполнить «сделаем и услышим», и не сделали этого до сих пор?

Сыны Израиля обязались: «Сделаем и услышим», но что именно «сделаем и услышим»? – Когда человек сделает все, о чем говорится в Торе, то есть, совершит все исправления, то достигнет «слуха», то есть, уровня Бины, отдачи, делающей его подобным Творцу.

Народ Израиля еще не выполнил свое обещание?

Безусловно, народ Израиля пока еще не осуществил его, но стоит перед его осуществлением. Будем надеяться, что это на самом деле быстро реализуется в наши дни, потому что все мироздание и все народы ожидают этого и оказывают на народ Израиля давление для того, чтобы ускорить его и подтолкнуть к этой работе.

Потому народ Израиля и называемся избранным народом, что он избран для этой работы – быть проводником света для всех народов, принести им методику исправления для того, чтобы достичь подобия свойств с Творцом, равенства с Ним, уподобиться Ему, потому что тогда мы все переходим с уровня животного к уровню человека, как написано: «Вы назоветесь человеком». Почему? — Потому что человек называется «подобный Творцу» (слово человек – «адам» происходит от слова «эдоме» — подобный).

В сущности, в этом — весь смысл праздника Шавуот, это некое напоминание свыше о том, что народу Израиля была дана Тора, но он все еще не получил ее?

Верно. Можно очень многое изучить из того, что написано о выходе народа Израиля из Египта, о переходе Конечного моря, о собрании народа под горой Синай, где на самом деле раскрывается ненависть (сина), наибольшее желание наслаждаться, и вопреки этому свыше приходит Высшая сила, предлагающая получить Тору: «Если вы примете ее, вам будет хорошо, а если нет, то здесь будет место вашего погребения».

Это означает, что свыше народу Израиля было передано достаточно света для того, чтобы исправить его, и ему не хватает только практической реализации всего этого в действии. Все, происшедшее с народом Израиля с момента получения Торы, разбиения Первого и Второго Храмов, последнего изгнания и до нашего времени обязано было осуществиться таким образом, потому что все это относится еще к передаче свыше. Необходимость смешаться с народами мира, упасть во времена Первого и Второго Храма, и так далее, — все это должно было осуществиться в народе Израиля и во всем мире.

Сейчас человечество всё вместе приходит к состоянию бессилия во всем процессе материального развития в этом мире, и потому и народ Израиля, и остальные народы готовы к реализации полученного прежде, при выходе из Египта. Все произошедшее до сих пор осуществилось сверху вниз – от Творца, программа которого движется вперед и реализуется. Тогда как сейчас, с нашего времени и далее начинается наш свободный выбор в реализации Торы, исправлении и наполнении наших душ, в уподоблении их Творцу. Так мы должны относиться к нашему времени.

Сейчас начинается время, в котором все зависит от нас.

 

Рут – прародительница царской династии

 

Хотя Билам и Балак приносили свои жертвы отнюдь не с чистыми, а скорее, с тайными греховными намерениями, тем не менее, Творец все же наградил их: впоследствии Балак стал предком Рут, обращенной моавитянки и прародительницы царской династии (царя) Давида. [Большой комментарий, глава «Балак»]

Вопрос: Почему величайшие грешники стали основоположниками царского еврейского дома?

Ответ: Иначе быть не может. Ведь в царском доме должны быть самые огромные, самые низкие желания, которые идут на исправление.

Царь – это мелех, Малхут,  и с женской части ему полагается очень сильное подспорье, пара. Поэтому прародительницей царя Давида была Рут из рода Балака. В третьем поколении после нее и родился царь Давид.

Вообще евреи – это не народ, а возникновение нового свойства. Поэтому здесь нет никаких противоречий. Просто добавляется очень сильное исправление в продвижении к Цели творения в виде Рут. Самые низкие желания переворачиваются на отдачу и становятся самыми высокими.

 

Вопрос: Какова роль женщин в критических точках развития истории человечества?

Ответ: Во всех поворотных пунктах развития человечества, с древних времен и по сегодняшний день, именно женщина является самой критической точкой.

Первой великой женщиной была Хава (Ева), которая привела к тому, что весь наш мир раскрыл эгоизм как огромную эгоистическую силу своего развития. Слава нашей общей праматери!

Следующая великая женщина – Сара. Именно благодаря ей Авраам пошел дальше, потому что Творец сказал ему: «Слушай, что говорит тебе Сара и выполняй это».

На самом деле все великие мужья, которыми мы так восхищаемся, были великими в том, что слушались своих женщин. Это факт!

В свое время от ветви Авраама отпочковался его первенец Ишмаэль, исламский пророк и предводитель арабов. Он стал великим благодаря своей матери, которая была наложницей Авраама и добилась от него благословения.

Далее идут праматери Ривка, Лея, Рахель, которые руководили своими мужьями, Ицхаком и Яковом. Стараниями своей матери Яков получил первородство.

А разве состоялся бы вход в Египет, если бы жена Потифара, заместителя фараона, не соблазнила Йосефа и не ввергла его в темницу, из которой он вышел уже героем?

Благодаря своей сестре Мирьям, Моше попал в дом фараона, где его вырастила дочь фараона Батья. Затем, будучи у Итро, Моше женился на его дочери Ципоре, которая направляла его, рожала ему детей и отправляла обратно в Египет, говоря: «Ты должен вернуться к своему народу».

А по выходу из Египта, женщины все время поддерживали мужчин, вдохновляли их своими песнями, заставляли их быть связанными друг с другом добрыми узами. Они окружали мужчин у горы Синай и давили на них, чтобы те раскрыли Творца. Ведь когда посредине – Творец, а сзади – женщины, невозможно не получить Тору.

После входа народа в Землю Израиля среди женщин появились великие пророчицы, которые стали предводительницами поколения. Но это уже пророчицы совершенно другого типа, нежели Сара, Ривка, Лея, Рахель, – они выше мужчин. К ним приходят белобородые ученые мужи и спрашивают у них советов, причем очень серьезных, внутренних, духовных.

Это мы видим и по последующему вавилонскому изгнанию, которым неосознанно, тайно руководила царица Эстер. Имя «Эстер» происходит от слова «астара» (скрытие), поэтому и великая книга выхода из вавилонского изгнания называется «Свиток Эстер» («Мегилат Эстер» – «Раскрытие скрытия»).

Весь царский дом Израиля был основан благодаря маовитянке Рут – пришелице из другого народа, которая присоединилась к народу Израиля, сказав: «Этот дом будет моим домом».

Она стала прабабкой самого великого иудейского царя – царя Давида. Таким образом, царский дом был царским не по наследству, как у других народов, а по духовному уровню. Поэтому Рут смогла стать прародительницей самой высокой духовной династии.

Что касается царя Давида, то он достиг больших вершин и стал самым великим духовным предводителем в нашем мире благодаря тому, что у него была связь с особой женщиной –  Бат Шевой. С ее помощью он поднялся на следующий уровень. А свои великие постижения, восхищение Творцом, он изложил в Псалмах, которые распевает весь мир.

 

Семь недель отсчитай себе со времени, когда заносят серп на колосья, начинай считать семь недель. И совершай праздник Шавуот… [Тора, «Дварим», «Рээ«, 16:09 – 16:10]

После Песаха начинается подготовка к лету, поре жатвы. Это время, когда нельзя заниматься большими исправлениями.

В материальном мире их символизирует запрет стричься и другие законы поведения, говорящие о том, что в это время человек не может заниматься серьезными исправлениями, для которых нет достаточно света, сил.

Такой период называется временем малого состояния (катнут), и поэтому на него не выпадают праздники, запрещено играть свадьбы, покупать новые вещи и так далее. Это значит, что мы не вооружены большими силами против своего эгоизма, потому что все это время подготавливаем себя к получению Высшего света в праздник Шавуот.

В течение 49 дней происходит постепенное накопление правильного желания, которое исправляется в очень напряженных состояниях, а затем прорывается, раскрывается, и в нем проявляется высший свет, который называется «Дарованием Торы«.

О вручении и получении

Шавуот – это дарование Торы, растянувшееся на тысячелетия. Что, собственно, вручили нам у горы Синай? Почему мы все время возвращаемся к ней? Сколько можно получать Тору?

2017-05-22_shavuot_w

Еврейский народ выкован в горниле Синая. Над самой вершиной в черной туче вспыхивали молнии, гремел гром, и мы в страхе выглядывали из стана. Повсюду разносился трубный глас. Когда мы подошли к подножию, гора дымилась и содрогалась. И Моше отправился наверх по зову Творца.

Или Тора описывает вовсе не эту голливудскую картинку, а что-то гораздо более серьезное? То, что происходит в нас, сегодняшних. Может, туча легла на сердце? Может, то была гора ненависти, нависшей над нами в дыму и огне? Может, в нас гремели и пылали страсти, заставляя содрогаться до глубин естества?

Тора – не летопись о делах прошлого, наоборот, она описывает момент, когда решается наше будущее. Впервые от всех нас требуется четкий ответ: готовы ли мы принять взаимное поручительство как Закон жизни? Ведь именно это и есть «Тора» – инструкция о том, как стать поручителями друг другу.

С тех пор из поколения в поколение передавался главный урок: однажды дарованную Тору надо получать вновь и вновь. Получать у горы ненависти (синá), под грохот стихий, бушующих внутри. Принимая этот Закон, мы жили вместе, на своей земле. Отвергая его, мы рассеивались среди народов.

И вот что удивительно в современную эпоху: «дарованная» нам земля Израиля, подобно Торе, тоже ждет, чтобы мы ее получили. С момента провозглашения независимости прошло почти 70 лет. Полвека назад мы воссоединили Иерусалим. Но это еще не поручительство, не народ, сплоченный, «как один человек с одним сердцем». Да, физически мы «вышли из Египта», вернулись домой – но внутренне еще не прошли через Синай и потому рискуем упустить свой шанс.

Современное государство Израиль – историческое окно возможностей. А главное – оно открыто не только для нас, но и для всего мира. Ведь сегодня все человечество превращается в пороховую бочку страстей. И наш выбор станет для него решающим.

Лекарство по требованию

Шавуот, как и все еврейские праздники, несет призыв к действию. Он светел, он полон белизны, но он непрост. Если бы достаточно было на секундочку взяться за руки и улыбнуться друг другу, мы бы уже давно выстроили здесь «город-сад» всем на загляденье.

Но нет. Нам предоставили землю и возможность жить на ней по-братски, а мы вместо этого мнемся, склочничаем, пьем друг из друга кровь и пытаемся хоть как-то решать проблемы по мере их поступления.

Судьба подарила нам уникальный шанс на единство, а мы даже не понимаем, чтó происходит. Лязгают острые углы, которыми мы сталкиваемся, людей душит безразличие, обжигает злоба, оглушает канонада секторальной вражды, но мы делаем вид, что все нормально. Ничего страшного. Жить можно. За плечами у нас такой опыт бедствий, что, как бы, грех жаловаться.

Но это же передышка, не более! На самом деле нас медленно, но верно придавливают к горе. К горе собственной ненависти. Мы не выглядываем из стана, но она все равно нависает над нами. Прямо сейчас.

Естественно, пока мы не замечаем ее, нам не нужна Тора. Где-то посверкивает, откуда-то обдает жаром, сердце порой рокочет «под капотом»… Но мы же на своей земле, а не в какой-то там пустыне, верно?

Нет. Мы там, где наши сердца. В пустыне бесплодных, бездушных отношений. И если мы вдруг обнаруживаем, как эгоизм раздирает нас на куски, если, попытавшись соединиться в нечто цельное, сталкиваемся с непреодолимым внутренним расколом – вот тогда нам нужна помощь.

Оказывается, «номинальный» выход из Египта – это еще не все. Главное испытание ждет нас впереди. Все пути ведут к горе. И под ней, осознав наконец проблему, распознав болезнь, мы понимаем и принимаем лекарство. Оно и раньше лежало в этой «аптеке», но мы не чувствовали, что больны. Вот почему вручение Торы и ее получение – не одно и то же.

Эликсир или яд?

Тора – это лекарство, предназначенное исключительно для «внутреннего применения», для соединения между нами. Все наши беды, изгнания, крушения Храмов, скитания, гонения были вызваны беспричинной ненавистью, сделавшей нас далекими, чужими друг другу.

Тора позволяет нам сблизиться вновь, «выйти из-под огня». Однако если ограничиваться ее внешним применением, не устремляясь к единству всего народа, тогда «эликсир жизни» превращается в «смертельный яд».

Нет, это вовсе не метафоры, а четкие термины, к которым прибегают наши мудрецы. Не используя Тору или используя ее не по назначению, мы даже не видим, какой ущерб наносим сами себе. Иногда еще и кичимся «чистотой», хотя на самом деле погрязли в собственной грязи по уши. Крупные сектора в стране обитают «в параллельных мирах», почти не соприкасаясь. Некоторые живут за счет остального населения, да еще и противопоставляют себя ему под предлогом «праведности».

Так вот, все, что разделяет нас – напрямую или под фасадом красивых и правильных слов, – это смертельный яд. И он разъедает всех.

Если поднять глаза от повседневных забот, мы увидим, как далеко нас разбросало друг от друга. Мы не просто разобщены, нам приятно колоть, унижать, попирать. Каждый хочет быть успешнее, богаче, умнее, выше других. Особенно ярко это проявляется в зеркале СМИ, где пороки общества видны, как на ладони. Никто уже ничему не удивляется. Никому не стыдно.

Не самое приятное зрелище, зато все встает на свои места: мы блуждаем в пустыне человеческого естества, и оно горой вздымается перед нами. «И пришли в пустыню Синай, и расположились станом в пустыне, и расположился там Исраэль против горы» (Тора, Шмот).

Теперь у нас есть возможность получить помощь – инструкцию, силу, которая сблизит нас, так чтобы мы выстроили в обществе здоровые отношения и счастливо жили в своей стране. Таков текущий момент эволюционного развития: или мы повзрослеем сами и начнем использовать Тору по назначению, ради единства над всеми разногласиями, или невзгоды взросления заставят нас это сделать. По сути своей, ситуация, в которой оказывается любой ребенок, как только выходит из младенчества.

Средство на все времена

Лучшее, что мы можем сделать для себя и для мира, – это сплотиться у горы ненависти, горы своих сомнений и раскрыть в себе Моше – ту силу, что тянет (мошех) наверх. Она всегда срабатывает, если мы вместе.

Тогда мы поймем: не какие-то там беженцы из Древнего Египта расположились станом в пустыне, чтобы принять самый главный в жизни дар, а каждый, где бы он ни жил, к какому бы народу ни принадлежал, какую бы веру ни исповедовал, стоит у подножия. Тут одна национальность – Человек. И сердце – одно на всех.

Тора, на самом деле, – мощнейший инструмент, который мы до сих пор не научились использовать. Поодиночке не дотягиваемся до него, а вместе взяться не готовы. Она обеспечит нам безопасность и процветание, она даст миру мир. Надо только свыкнуться с тем фактом, что она действует не в отдельном человеке, а между нами.

Ведь эгоизм проявляется именно по отношению к другим. Когда-то он вспыхнул при вавилонском столпотворении и потом всегда проявлялся в социуме, в отношениях между людьми.

Поэтому Тора предназначена для того, чтобы исправлять связь человека с окружением. В любые времена и на любом уровне технического развития. Ее не заменят новейшие средства коммуникации. Все, что у нас есть, без нее не будет работать правильно. Только позитивная взаимосвязь позволит нам заложить твердую основу своего будущего.

Первое решение о принятии поручительства происходит в праздник Шавуот. Праздником Шавуот он называется со стороны желаний, поскольку мы постепенно исправляем себя в 50 дней, проходящих от праздника Песах до праздника Шавуот, называющиеся днями отсчета омера.

«Омер» (сноп) символизирует соединение. Все эти 50 дней мы собираем и собираем себя, насколько это возможно, и выясняем, что мы способны исправить, а  что — нет. Собрав все желания, на 50-й день мы приходим к решению о том, что теперь можно сделать со всем этим.

Каждый день мы просим исправления в одной из сфирот и благодарим за него: всего 7х7=49 сфирот, составляющих связь между нами: Малхут с Биной. А на 50-й день мы стоим со своими исправленными, то есть соединенными желаниями, и тогда уже можем получить свет, возвращающий к источнику.

Таким образом, мы превращаемся в одного человека, один сосуд, и тот же свет, вместо исправляющего и возвращающего к источнику, приходит к нам как свет наполнения. Это уже начало получения Торы.

Все это символизирует праздник Дарования Торы – Шавуот. Праздник этот особенный, очень важный и большой. Нет для Исраэль более радостного дня, чем день получения Торы.

Но в народе этому празднику не придается должной важности – известно лишь, что нужно есть молочные изделия. Этот праздник еще называется праздником урожая, первой жатвы. Как корова дает нам молоко, так и Творец дает нам урожай.

Но народ Израиля, находящийся на земле Израиля, как материальная ветвь духовного корня, обязан понять истинный смысл Дарования Торы. Нет более великого праздника. Понятно, что выход из Египта – это начало пути, но все это для того, чтобы потом получить Тору.

Неважно, что мы получаем первые скрижали завета и разбиваем их. От этого искры Торы входят в наши желания. Ведь эти желания пока перемешаны с египтянами, и потому мы выплавляем золотого тельца. Потом мы получаем вторые скрижали завета уже в Йом Кипур, и после всех праздников приходим к Пуриму. Так завершается год. Будем надеяться, что мы сможем, по крайней мере, начать этот процесс, который завершится только в конце исправления.

 

10 заповедей

В канун праздника «Шавуот», символизирующего дарование Торы, объясните, пожалуйста, смысл десяти заповедей – речений, провозглашенных с горы Синай, которые нужно повторять каждый день?

Ответ: Для нас десять заповедей, прежде всего, означают проверку наших желаний относительно соединения. Речь идет только о соединении.

Дарование Торы происходит лишь после того, как народ принимает условия взаимного поручительства, как один человек с одним сердцем у подножия горы. То есть мы понимаем, что над нами возвышается гора нашего эгоизма, и мы можем подняться на эту гору только с одной точкой в сердце. Эта точка называется Моше, потому что она вытягивает (мошех) нас из нашего эго.

Гора Синай – огромная, словно Вавилонская башня, и даже еще больше. А мы собрались у ее подножия и готовы стоять вокруг этой горы нашего эгоизма. То есть мы согласны сложить все свои частные эгоизмы вместе в одну гору и не бояться их, а несмотря на эту гору ненависти, стремиться к единству. Хотя вся цель нашего эгоизма состоит в том, чтобы протестовать против соединения.

Когда мы так соединяемся, то требуем раскрытия силы отдачи внутри нашего единства. Ведь стремление к объединению – это духовный сосуд, желание к взаимной отдаче, как сказано: «От любви к творениям – к любви к Творцу». Так мы принимаем условие любви к ближнему, как к самому себе.

…………………………………………….

Вечер – это не конец дняа начало

Вопрос: В ночь на Шавуот принято всю ночь читать отрывки из Торы, причем известно, что эта традиция исходит из науки каббала. В чем заключается это особое исправление ночью?

Ответ: Сказано в Торе: «И был вечер, и было утро – день один». То есть все начинается с вечера, в противоположность традициям всех остальных народов, где принято откладывать новое начало на завтра. Завтра – это значит, что человек встает утром, при солнечном свете, когда уже начался новый день.

В иудаизме же наоборот – день начинается с вечерней темноты, после которой нам еще предстоит ночь. Мы ложимся спать, то есть отключаемся от реальности, и именно в этом отключении реализуется начало нового дня.

Что дает нам этот отрыв, как готовит нас к дневному времени, ко второй части суток? Каббала объясняет, что прежде всего нам необходимо раскрыть свой эгоизм, наше желание насладиться, которое мешает нам и отделяет нас от высшей силы. Эгоизм не дает нам увидеть жизнь в истинном свете, чтобы понять, в какой системе мы находимся.

Мы ощущаем себя внутри крохотной сферы под названием «этот мир». Она ограничивает нам даже не просто физическое пространство, но и наше мироощущение, понимание, скрывает то, что случится через мгновение, результаты наших действий. Мы находимся в полном непонимании и темноте, и каждый по отдельности, и все вместе.

Поэтому не удивительно, что при всем высоком развитии человечества и полученных им необыкновенных возможностей, мы так и не пришли к счастливой жизни. Происходит раскрытие темноты.

Постепенно мы начинаем осознавать, что все наше развитие было отрицательным. Но мы не в силах его изменить, потому что находимся под управлением силы природы, которая уводит нас в плохую сторону, запутывает и заставляет вечно враждовать и воевать друг с другом. Это не жизнь, а полный мрак.

Но наука каббала объясняет, что это раскрытие тьмы, нашей злой, эгоистичной природы. Никто не способен считаться с другими, как бы ни старался. На нашей планете наступает вечер и сгущается тьма. В этих сумерках смешивается и становится неразличимым все доброе и злое.

Когда-то человечество полагало, что понимает, что такое добро и зло. Но сегодня все смешалось: отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми. Стерлась всякая граница между добром и злом, и никто уже не стесняется плохих поступков.

Мы теряем цель в жизни. Когда-то нам казалось, что есть для чего жить. Но вдруг эгоизм настолько вырос, что вчерашние жизненные цели уже не удовлетворяют нас. Мы оказались в вечерних сумерках, которые кажутся нам концом человечества.

Однако согласно науке каббала – это как раз доброе начало. Наконец-то мы осознали свое истинное состояние и необходимость исправления.

Современный мир постепенно погружается в темноту, против которой мы оказываемся совершенно беспомощны. Мы не способны отделить добро от зла, свет от темноты, и понять, кто мы такие и что нам с собой делать.

Наступает полная неразбериха. С одной стороны, мир становится взаимосвязанным, интегральным, глобальным, а с другой стороны, он лишается разума и чувств.

Когда-то в обществе была элита: аристократы, знатные люди, властители. Сегодня все мельчает и видно, как каждым движет его мелкий эгоизм, который они даже не в силах скрыть. Где сегодняшние Наполеоны?

Наступает вечер – закат человечества, но не такой, на котором все заканчивается, а с которого начинается новый день. И потому правильное решение принимается именно ночью, в полночь, когда воцаряется самая черная тьма. Ведь это осознание того, что мы ничего не имеем, ничего не можем и не понимаем, что нет никакой пользы от всего, к чему мы пришли: в наших религиях и верах, в высоких технологиях, в образовании.

Все современные достижения человечества оказались абсолютно бессмысленными. К такому выводу приходит человек, разочаровавшись в своих силах и поставленных целях, и решая, что это не жизнь, а полный мрак.

Но это темнота с точки зрения тех несбывшихся планов, которые строил человек. Если же разобраться, то темнота исходит из того, что наше эгоистическое желание запирает каждого из нас внутри самого себя и не дает ему видеть дальше своего носа.

Тут наступает осознание зла, и мы понимаем, что это не кромешная темнота – в ней скрывается очень большой свет, который подсвечивает нашему разуму и чувству. Свет раскрывает нам, кто мы такие на самом деле и как можем развиваться дальше.

Нужно лишь развить внутри этой темноты формы отдачи, научиться отдавать именно из тьмы. Если мы воспользуемся тем, что наш эгоизм ощущает тьму, и повернем его на отдачу другим, то это может развиться в совершенно новое состояние. Если я отдаю другому последнюю подушку и последний стул, то достигаю новых свойств.

Это не простое исправление – его возможно сделать только в группе, лучше всего из десяти человек, работая над нашим объединением. Если мы начинаем так относиться друг к другу, то раскрываем свет, возвращающий к источнику, который называется «свет Торы«.

Написано: «Я создал злое начало и Тору как средство для его исправления, ведь ее свет возвращает к источнику». Скрытая в природе сила может исправить нас и превратить из эгоистов в альтруистов. Вместо того, чтобы тянуть себе от других каждую подушку и стул, я буду отдавать им все, что  меня есть, и в чем они нуждаются.

Эта сила, превращающая нас из получающих в отдающих, называется Тора. А человек, который учится, как произвести это исправление, считается изучающим Тору. Он учится именно ночью, «в темноте», когда понимает, что сам не в силах ничего сделать со своим эгоизмом. Только сила, скрытая в природе, способна произвести это изменение.

То есть мы заранее должны приготовиться к такой ночи, к такому состоянию. Когда во тьме раскрывается свет, возвращающий к источнику, это называется ночью получения Торы. Свет производит в нас изменение, так называемое «исправление в ночь Шавуот», превращая ночь в свет любви, в завтрашний день.

После того, как нам удается выйти из своего эгоизма, что называется исходом из Египта и бегством от Фараона, мы затрачиваем пятьдесят дней на то, чтобы понять, чего нам действительно не хватает. Пятьдесят дней, семь недель до дарования Торы — это особая ступень.

После этого мы наконец получаем свет, возвращающий к источнику, который нас исправляет. За счет такого исправления особая ночь получения Торы превращается в свет, в завтрашний день.

Свет означает отдачулюбовь. Речь не идет об астрономическом времени, когда солнце стоит в зените или уходит на другую сторону Земного шара. Свет и тьма существуют внутри меня, в моем сердце.

Это называется исправлением в ночь Шавуот. Мы доходим до того, что воспринимаем свое состояние как абсолютную тьму и очень нуждаемся в свете, который бы превратил нас из получающих в отдающих, темноту в свет, из испорченных существ сделал творения, подобные Творцу. Человек, Адам означает «подобный» (домэ) высшему.

Благодаря этому направлению «прямо на Творца» (яшар эль), мы зовемся Исраэль, и кроме того «егудим», ведь хотим достичь единства (ихуд) между нами. Только благодаря силе единства и взаимной помощи мы можем реализовать отдачу и почувствовать, что значит находиться на ступени Творца, который тогда раскрывается между нами.

Этой методике нужно учиться несколько лет, пока свет не исправит нас. Но эта учеба под силу любому: умному и глупому, мужчине и женщине, молодому и старому. Она предназначена для любого человека, ведь Тора дается всем без исключения.

Стараясь реализовать эту методику, мы постепенно начинаем ощущать, как приближаемся к высшему свету и попадаем под его влияние. В конце концов, мы доходим до ночи Шавуот.

Вопрос: Как возможно во всех темных событиях жизни увидеть свет?

Ответ: Я – маленький эгоист, стою против света, Творца. А остальные люди и весь этот мир – это тоже части желания насладиться, созданного Творцом. Все мы находимся в полной власти света, который продвигает нас к намеченной им цели. С того момента, как я понимаю это, моя единственная работа – это отождествить себя со светом.

Прежде я думал, что нахожусь во власти природы, других людей, в своей собственной власти. Но с этого момента и далее я все отношу лишь к одному источнику и согласно этому строю свое отношение ко всему происходящему.

Я понимаю, что весь мир – это проявление Творца, который хочет в такой форме  предстать передо мной. Если я буду правильно относиться ко всем формам Его скрытия и стараться через эти обратные Ему формы почувствовать Его, то через них раскрою Творца и прилеплюсь к Нему. Сила разделения превращается в силу соединения, слияния. Так я продвигаюсь и благословляю любые события, которые со мной происходят.

Но это лишь при условии, что я способен оправдать Творца и объединиться с Ним во всем случившемся поверх своего ощущения, то есть верой выше знания.

Вопрос: Говорят, что в ночь Шавуот происходит какое-то особое исправление. Что это такое? Это не мистика?

Ответ: Многие думают, что достаточно всю эту ночь читать специальные тексты, чтобы произошло исправление. Но каббала говорит, что прежде всего, мы должны почувствовать, что находимся в ночи, во тьме.

Темно нам от того, что между нами нет правильных отношений. Ведь отношения между людьми – это то же самое, что отношения между человеком и Творцом. Я не могу ненавидеть какого-то человека и в то же время, любить Творца. Такого не может быть.

Мое отношение к Творцу проходит через все человечество. Поэтому исправление в ночь Шавуот означает, что я исправляю свое желание, свое сердце на любовь к ближнему. Или хотя бы начну это делать! И тогда назавтра утром я уже продолжу идти путем Торы, исправляя свои желания одно за другим, каждый раз на все более высокой ступени.

Совершить исправление – это значит принять обязательство идти новым путем, который приближает меня к другим людям, чтобы в любви к ним раскрыть мою любовь к Творцу.

Вопрос: Зачем мне любить Творца?

Ответ: Любовь к Творцу приводит меня к подобию формы с Ним: сходству наших с Ним свойств, состояний. Я становлюсь таким же, как Он. Таким образом я поднимаюсь на самую высокую, самую возвышенную ступень из всех, существующих во всем творении.

Творец хотел создать творения и дать им возможность достичь Его ступени – самой вершины понимания и осознания. Поэтому Он создал творения в обратной себе форме, чтобы из этой противоположности они смогли раскрыть Его и почувствовать, кто Он такой на самом деле.

Ведь любое постижение возможно только на контрасте противоположностей, как преимущество света из тьмы. Мы познаем горькое и сладкое, темноту и свет, добро и зло только на основе противоположного ему свойства.

Потому Творец создал нас противоположными себе и все время добавляет злое начало, эгоистические желания. А за счет каждого исправления своего обновляющегося, растущего эгоизма на подобие Творцу мы постигаем доброе начало, Творца.

Достигнув конца своего развития, вершины горы, верхнего края лестницы, я вберу в себя все злое начало и все доброе. Злое начало развивается во мне в той мере, насколько я могу правильно настроить его в направлении Творца, то есть «прямо к Нему» – «Исраэль». А доброе начало растет по мере того, как я притягиваю к своему эгоизму исправление, то есть высший свет, называющийся «Тора».

Получается, что с одной стороны, я нахожусь в темноте, которую мне надо исправить. Но с другой стороны, это ночь дарования Торы, ночь праздника Шавуот, в которую я приношу свет. И две эти противоположности соединяются вместе: преимущество света внутри тьмы. Тогда я раскрываю, что такое в действительности ступень Творца и достигаю своего исправления.

Вопрос: Исправление может быть личным или его обязано достичь все общество?

Ответ: Исправление не может быть личным, ведь оно заключается в достижении любви. А любовь возможна лишь тогда, когда я начинаю выстраивать добрые отношения, начиная с маленького круга и расширяя его все больше и больше.

Но это не искусственная любовь. Я должен притянуть свет, возвращающий к источнику, который повлияет на меня и поселит в моем сердце любовь к ближнему.

Чем большее влияние оказывает на меня свет, тем больше расширяется мой круг, до тех пор, пока я не смогу включить в него всю неживую, растительную, животную природу и все человечество. Чем больше света, тем больше моя любовь.

Поэтому исправление в ночь Шавуот состоит в том, чтобы сесть в круг из десяти человек и раскрыть между нами высшую силу любви, которая воцарится в каждой такой десятке. А все десятки повлияют друг на друга и под воздействием высшего света соединятся в одну десятку, подобно описанному в Торе разделению народа Израиля во времена Моше на десятки, сотни, тысячи.

Вопрос: А почему в эту ночь принято читать особые тексты?

Ответ: Чтением этих текстов мы пробуждаем в себе желание к объединению и к подобию Творцу. Главное, стремиться притянуть свет, возвращающий к источнику, чтобы он наполнил каждое сердце любовью. Прежде всего, мы сможем полюбить близких товарищей, стремящихся к той же цели. А затем эта сила любви распространится на все человечество из нашего желания порадовать Творца.

Вопрос: Зачем Творцу нужна наша любовь?

Ответ: Затем, что эта любовь поднимает нас на Его ступень! Человеку свойственно любить то, что приносит приятное наполнение. Но это животная любовь. А Творец хочет, чтобы мы получили его свойство любви и отдачи, благодаря которому постигнем всю реальность и достигнем вечной и совершенной жизни. Это то, что Он хочет!

Вопрос: Что значит любить Творца?

Ответ: Любить Творца – значит быть таким же, как Он – вечным и совершенным, добрым и творящим благо. Быть добрым – значит любить Творца. Поэтому исправление в ночь Шавуот возможно только в группе единомышленников, которые вместе со мной притягивают свет, возвращающий к источнику. Мы достигаем любви между нами и внутри нее раскрываем форму высшей, общей отдачи, которая называется «Творец».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *