23) Знай, что 4 свойства есть в мире Ацилут относительно состояния положений захар и нуква, имеющихся там, и тогда, когда они находятся в свойствах некудот, до исправления, так и когда они находятся в виде завершенного парцуфа, после исправления. Их порядок таков: худшее из них – когда они оба ахор бе-ахор. Выше этого – ахор бе-паним. Пояснение: захар обращает свои ахораим против паним нуквы, и теперь нуква может получать свет из ахораим захар, через свои паним, однако из паним захар у нее пока нет сил для получения света. Выше этого – паним бе-ахор. Пояснение: захар обращает свои паним против ахораим нуквы, и светит в ней. И это – большая высота, т.к. свет самих паним захар светит в нукве, но пока еще нет в ней достаточно силы получить его через паним, и потому она обращает свои ахораим и оттуда получает свет в сами паним, и этим немного увеличивается там авиют света, и когда свет проходит через ахор и достигает стороны ее паним, она уже может получить его, поскольку ее авиют немного увеличился. И это означает: «мудрый и в ахор будет возвеличен». Т.к. хохма, т.е. захар, когда его паним обращены к ахораим нуквы и светят в ней, возрастает, и в ней светит дополнительное свечение, большее, чем это было в противоположном состоянии, в ахор бе-паним, как это описано выше, на 2-ой ступени.
Ор пними
23) «4 свойства, … худшее из них – когда они оба ахор бе-ахор»: эти 4 ступени действуют как в ЗО»Н, так и в АВ»И, но их источник – в АВ»И. И поскольку это – самые первые основы для понимания мохин АВ»И и ЗО»Н, стоит углубиться в них и выяснить детально.
Как мы выяснили выше, (в ч.6), рош де-Некудим, называемая АВ»И – это только свойство хотем пэ де-рош относительно 10 сфирот общей рош, см. там детали. А со стороны 2-ой рош – это свойство АХА»П, которые вышли из рош вовне, т.к. нижняя хэй – в эйнаим кетера, и АВ»И находятся ниже масаха де-рош и считаются вследствие этого как ХАГА»Т. (Как это подробно описано в О»П выше, в ч.6, п.44, со слов «буква юд»).
Следует знать, что хотя мы и сказали, что эти АВ»И являются свойством ХАГА»Т, они все же считаются свойством ГА»Р и рош со стороны бины, т.е. благодаря исправлению ахор бе-ахор, имеющемуся там. Это исправление продолжается силой бины де-О»Я, т.к. бина де-О»Я означает свет хасадим, а не хохма, в виде: «хафец хесед он» (желает хасадим). (Как пишет Ари выше, в ч.5, п.41, и в О»П, п.40, со слов «и паним».) И потому определяется, что ее ахораим отталкивают хохма, а ее паним – это лишь свет хасадим. Получается, что хохма и бина де-О»Я – в состоянии ахораим друг к другу. (См. выше, в ч.1, в О»П, п.50, со слов «и смысл обязательности».)
Мы выяснили выше, в словах Ари (в ч.6, п.23), что АВ»И взяли небольшое свечение от света озен, т.е. от света бины 10 сфирот общей рош (см. там в О»П), и потому для них эффективны ахораим света бины, упомянутые выше, чтобы удержать их в свойстве ГА»Р. И хотя они находятся ниже масаха де-рош, который в никве эйнаим де-кетер, так что этот масах, т.е. нижняя хэй, не допускает к ним свечение хохма из рош, но все же для них это совсем не считается дефектом, поскольку у них и так совсем нет желания получить свечение хохма, поскольку они стремятся и желают именно хасадим и отталкивают свет хохма, силой ахораим света озен, управляющего ими и дающего им природу этого желания, в виде «хафец хэсед он».
И из этого более понятны слова Ари (в ч.6, п.24) о ЗА»Т, которые не получили ничего от свечения озен, и потому разбились келим паним и ахор, но АВ»И, получившие немного свечения от света озен, не разбились, только их ахораим, а их паним живы и не разбились, несмотря на то, что получили свечение света озен издалека. См. там детали.
И из сказанного хорошо пойми эти слова. Мы выяснили, что благодаря свечению, полученному от ахораим света озен, они не получили никакого вреда от удаления по месту. Это значит: от того, что отдалились от свойства рош под действием нижней хэй, что в эйнаим кетера, препятствующей свечению хохма де-рош, поскольку они вовсе не желают света хохма, и даже если бы находились близко по месту, так же отталкивали бы от себя свет хохма, находясь с ним в состоянии ахораим, как сказано выше. И потому в них еще имеется свойство полной рош, от этого свойства бины, и потому над ними совершенно не властен дефект разбиения, в таком виде, т.е. келим де-паним, которые сохранились целиком, т.е. паним бины, означающие свет хасадим, как сказано выше. И только то, что они получили в своих келим де-ахораим, затем посредством зивуга есода А»К, таким образом, что обратили посредством этого зивуга свои келим де-ахораим и сделали их свойством паним. Это значит, получили в них свечение хохма (см. ч.6, О»П, п.40, со слов «И паним»). И вот эти келим одни и разбились.Потому что они уже имели дефект из-за удалённости по месту, так что они стали свойством рош, как сказано выше. И это будет еще выясняться далее.
И об этом говорит Ари далее, что если бы не были АВ»И изначально в состоянии ахор де-ахор, то разбились бы и паним, и ахор, подобно ЗА»Т де-Некудим. Т.е., как выяснили, благодаря этому исправлению ахор бе-ахор, т.е. свечению света озен, они считаются свойством рош, хотя и находятся ниже масаха нижней хэй, что в эйнаим, и потому в них не действует разбиение, как сказано выше. Но если бы в них не было этого исправления в виде ахор бе-ахор, то они считались бы точно как гуф, подобно ЗА»Т де-Некудим. Т.к. и те, и другие – только лишь свойство хотем пэ. (Как сказано выше, в О»П, п.5, со слов «И не затруднись».)
Итак, мы детально выяснили понятие «ахораим де-Има» относительно хохма. Однако и в Аба определяется, что его ахор – относительно бины, и это – по причине того, что нижняя хэй, что в никвей эйнаим кетера, и потому Аба не может ничего дать в бину со стороны хохма, поскольку находится ниже масаха, как сказано выше, и потому это состояние называется ахор бе-ахор, т.к. Аба не может дать бине от свечения хохма, по причине ахораим нижней хэй, даже если бы бина повернула бы свои паним к хохме. И наоборот, бина не могла бы получить свет хохма от Аба, даже если бы Аба повернул паним к бине, чтобы дать ей свет хохма. Поскольку он «хафец хэсед» (желает только хасадим), как сказано выше. Итак, мы детально выяснили состояние первой ступени, называемое ахор бе-ахор.
«Выше этого – ахор бе-паним. Пояснение: захар обращает свои ахораим против паним нуквы»: Следует знать, что 2 уменьшения произошли в бине в силу подъема нижней хэй в эйнаим: 1 – со стороны масаха, установленного в эйнаимтак что вследствие этого бина спустилась в свойство сокращенной малхут, и в ней произошел зивуг де-акаа в рош, и в ней заканчивается весь парцуф, т.е. в сфире бина де-НЭХ»И, как известно. А 2-ое уменьшение произошло в ней силой гвурот, т.е. закрытием хасадим, что в кли малхут от источника ее создания.
Понятие этих гвурот что в кли малхут, было выяснено выше, в словах Ари относительно света малхут, что в кли де-есод, имеющегося в парцуфе А»Б де-А»К, т.е. во 2-ом распространении А»К, когда поменялись света, и свет хохма приходит в кли кетер, свет бина – в кли хохма, и т.д., вплоть до света малхут в кли есод, (как сказано выше, в ч.5, в п.45 Ари и в О»П там же, со слова «вернулся»), что это свет ахораим, оставшийся от сфиры ход, и в нем уже нет свечения хасадим из ВА»К де-З»А, и потому определяется там, в кли де-есод, как свойства 5-ти гвурот, см. там детали.Мы также выяснили там, что корень малхут – это сфира ход, т.е. 5-й хэсед из 5-и хасадим, но у нее имеются 2 уменьшения – в есоде и в малхут, см. там детали. И потому определяется в малхут, со стороны ее включения в З»А, что в ней имеются келим де-паним, т.е. получающие свечение хохма, подобно З»А, но в скрытии хасадим. И помни это.
Итак, мы выяснили паним и ахораим, находящиеся в келим малхут, и оба они – свойства гвурот: со своей стороны она исправлена масахом, отталкивающим хохма, и это свойство ее ахораим, а со стороны ее включения в З»А, т.е. в 5-й хэсед, ход, как сказано выше, в ней имеется свечение ГА»Р, но в скрытии ее хасадим, как уже выяснили. Эти 2 уменьшения бина получила от малхут, силой подъема нижней хэй в эйнаим.
Из этого пойми обязательность 2-х этих состояний: ахор бе-ахор и ахор бе-паним. Т.к. сначала исправляется 1-е уменьшение, т.е. жесткие ахораим малхут, по причине масаха и цимцума, действующих на бину вследствие нижней хэй, находящейся в никвей эйнаим, и это исправление происходит посредством ахораим бины, как сказано выше. После того, как это исправлено, в ней остается еще 2-е уменьшение: скрытие хасадим, находящихся в кли паним малхут, действующее на бину вследствиенижней хэй в эйнаим, и это происходит посредством состояния ахор бе-паним,т.к. захар, т.е. хохма, светит ей светом хасадим со стороны ее ахораим, внутрь келим де-паним бины, которые страдают только от этого недостатка. Т.к. в свечении ГА»Р нет недостатка, как сказано выше, а теперь уже бина исправлена и со стороны келим, как в части ее ахор, так и в части ее паним. Однако она не получает еще ничего, кроме лишь света хасадим, со стороны ахораим хохма, и еще не пригодна для получения света паним, т.е. света хохма. Как это здесьи описано.
«Выше этого – паним бе-ахор»: эти 2 исправления, ахор бе-ахор и ахор бе-паним, произведены силой ахораим бины, как сказано выше. 1-е исправление – это ахораим де-бина, отталкивающие хохма в силу того, что «хафец хэсед он», как сказано выше, и потому масах не уменьшает его нисколько, поскольку он и так отталкивает хохма, и в этом у нее совсем нет дефекта по причине экрана, как сказано выше.
Понятие этих гвурот, что в кли малхут, было выяснено выше, в словах Ари относительно света малхут, что в кли де-есод, имеющегося в парцуфе А»Б де-А»К, т.е. во 2-ом распространении А»К, когда поменялись света, и свет хохма приходит в кли кетер, свет бина – в кли хохма, и т.д., вплоть до света малхут в кли есод, (как сказано выше, в ч.5, в п.45 Ари и в О»П там же, со слова «вернулся»), что это свет ахораим, оставшийся от сфиры ход, и в нем уже нет свечения хасадим из ВА»К де-З»А, и потому определяется там, в кли де-есод, как свойства 5-ти гвурот, см. там детали.Мы также выяснили там, что корень малхут – это сфира ход, т.е. 5-й хэсед из 5-и хасадим, но у нее имеются 2 уменьшения – в есоде и в малхут, см. там детали. И потому определяется в малхут, со стороны ее включения в З»А, что в ней имеются келим де-паним, т.е. получающие свечение хохма, подобно З»А, но в скрытии хасадим. И помни это.
Итак, мы выяснили паним и ахораим, находящиеся в келим малхут, и оба они – свойства гвурот: со своей стороны она исправлена масахом, отталкивающим хохма, и это свойство ее ахораим, а со стороны ее включения в З»А, т.е. в 5-й хэсед, ход, как сказано выше, в ней имеется свечение ГА»Р, но в скрытии ее хасадим, как уже выяснили. Эти 2 уменьшения бина получила от малхут, силой подъема нижней хэй в эйнаим.
Из этого пойми обязательность 2-х этих состояний: ахор бе-ахор и ахор бе-паним. Т.к. сначала исправляется 1-е уменьшение, т.е. жесткие ахораим малхут, по причине масаха и цимцума, действующих на бину вследствие нижней хэй, находящейся в никвей эйнаим, и это исправление происходит посредством ахораим бины, как сказано выше. После того, как это исправлено, в ней остается еще 2-е уменьшение: скрытие хасадим, находящихся в кли паним малхут, действующее на бину вследствиенижней хэй в эйнаим, и это происходит посредством состояния ахор бе-паним,т.к. захар, т.е. хохма, светит ей светом хасадим со стороны ее ахораим, внутрь келим де-паним бины, которые страдают только от этого недостатка. Т.к. в свечении ГА»Р нет недостатка, как сказано выше, а теперь уже бина исправлена и со стороны келим, как в части ее ахор, так и в части ее паним. Однако она не получает еще ничего, кроме лишь света хасадим, со стороны ахораим хохма, и еще не пригодна для получения света паним, т.е. света хохма. Как это здесь и описано.
«Выше этого – паним бе-ахор»: эти 2 исправления, ахор бе-ахор и ахор бе-паним, произведены силой ахораим бины, как сказано выше. 1-е исправление – это ахораим де-бина, отталкивающие хохма в силу того, что «хафец хэсед он», как сказано выше, и потому масах не уменьшает его нисколько, поскольку он и так отталкивает хохма, и в этом у нее совсем нет изъяна по причине экрана, как сказано выше. После того, как исправлены ахораим, началось исправление келим де-паним над ними, т.к. весь их недостаток был от закрытия хасадим, а теперь, после исправления ахор бе-ахор, получают хасадим в изобилии от ахораим хохма, как сказано выше. Но эта 3-я ступень, паним бе-ахор, что означает паним де-захар в ахораим нуквы, она приходит к нему посредством зивуга А»Б СА»Г, опускающего нижнюю хэй из эйнаим в пэ. Тогда хохма и бина возвращаются в рош, тогда постигает захар, т.е. хохма, свойство его ахораим, как и вначале. Однако бина пока еще остается в состоянии ахораим, т.к. в ней пока нет силы получать вместе с ее келим де-паним. Как это здесь и описано.
«Нет в ней достаточно силы получить его через паним»: т.к. на самом деле она может получать свет паним хохма, поскольку она уже находится выше масаха, как в предшествующих парцуфим А»К. Однако в силу 2-х предыдущих исправлений: ахор бе-ахор и паним бе-ахор, где 1-е – это ахораим де-Има, желающие хэсед и отталкивающие хохма; 2-е – это свойство гвурот, что в ее келим де-паним, которые жаждут света хасадим из их корня, и потому бина усиливает свои ахораим, и не желает раскрывать свои келим де-паним, чтобы получать свет хохма от захар, а только свет ахораим, т.е. хасадим, как выяснили. И об этом сказано, что «нет в ней достаточно силы получить его через паним». Т.е., по причине большого стремления к свету хасадим, имеющегося у нее.
«Немного увеличивается там авиют света, … , она уже может получить его, поскольку ее авиют немного увеличился»: Пояснение. Этот свет паним, получаемый в келим ахораим бины, очень возвеличивает ее ахораим вплоть до того, что сами эти ахораим поднимаются в свойство законченных ГА»Р, таким образом, что келим де-паним становятся менее значительными и получают свет ГА»Р от келим ахораим. Получается, что келим ахораим более важны, чем келим де-паним, т.к. являются дающими для них.
Смысл этого в том, что на самом деле не получают келим де-ахораим от света паним захар ничего, кроме очень маленького свечения, поскольку это келим, отталкивающие хохма и стремящиеся только к свету хасадим, как сказано выше. Но то небольшое свечение, которое они получают, возвращает их ахораим в состояние большей важности, чем келим де-паним, ведь в то время, когда келим де-паним получали хохма, т.е. свет малхут, что в кли есода, что в предшествующих парцуфим, они тогда были в большом закрытии от света хасадим, как сказано выше. И это 5 гвурот, что в есоде. Однако у этих келим де-ахораим имеется свет хасадим в изобилии, а также небольшое свечение хохма, которое они получают, как мы выяснили.
И, как сказано: «немного увеличивается там авиют света», т.е., что это совсем небольшое свечение, из-за силы отталкивания, имеющейся в келим де-ахораим. «И когда свет пройдет через ахор и достигнет стороны ее паним, она уже может получить его, поскольку авиют немного увеличился». Т.е. келим де-паним в момент, когда получали свечение хохма, не могли еще тогда получить свет хасадим, а были в свойствах гвурот, но теперь, когда они получают свечение хохма при помощи келим де-ахораим, в них имеются хохма и хасадим вместе.
«Мудрый и в ахор будет возвеличен». … «Большее, чем у тех, кто были в противоположном состоянии, в ахор бе-паним»: т.к. хохма облагораживает теперь свет ахораим и делает его свойством ГА»Р и светом паним. В то время как до этого, когда были в состоянии ахор бе-паним, хотя и получали в келим де-паним, однако не получали иначе, как свет ахор из хохма, однако теперь, хотя и получает в келим де-ахораим, она получает свет ГА»Р и паним, как сказано выше.
24) И выше всех – 4-я ступень, когда захар и нуква паним бе-паним друг против друга, потому что она теперь получает свет паним захар, и это чудесный свет. И более того, нет надобности в том, чтобы вначале увеличивался авиют в ее ахор, она уже может получать его как она есть, в чистоте (зах) через ее паним.
Ор пними
24) «4-я ступень, когда захар и нуква паним бе-паним»: итак, первые две ступени: ахор бе-ахор и ахор бе-паним, исходят посредством ахораим де-Има, а 3-я ступень исходит посредством высшего зивуга А»Б СА»Г, опускающего нижнюю хэй из эйнаим, как сказано выше, и это исправление эффективно только для захар, постичь его паним, как вначале. Однако нуква пока еще привязана к силе ее ахораим, и она выбирает больше в хасадим и отталкивает хохма, как сказано выше. И потому бина нуждается в подъеме МА»Н от нижних, т.е. от ЗО»Н, т.к. только тогда онавынуждена прервать силу своих ахораим и возвратить паним к хохма. И она делает это только ради ЗО»Н, т.к. не сможет продолжить к ним свечение хохма иным образом. И потому она возвращается в паним бе-паним с хохма, и это – 4-я ступень.
И знай, что понятие подъема МА»Н, возвращающее в хохма и бина состояние паним бе-паним, имеет корень еще в 10-и сфирот прямого света, О»Я. Т.к. бина де-О»Я – это свойство света хасадим, а не хохма. (Как это описано в О»П, ч.1, п.3, со слов «и смысл».) Поэтому и она также определяется как ахораим к хохма, но в момент, когда она хочет создать З»А, вся суть которого – свечение хохма, как описано там, она вынуждена тогда возвратить свои паним к хохма, паним бе-паним, чтобы получить от него свечение хохма для З»А прямого света. Таким образом, до тех пор, пока она не создает З»А, она находится в состоянии ахораим с хохма, а после того, как она создает З»А, она находится паним бе-паним с хохма, чтобы продолжить ему это свечение. Находим, что источником в корне для состояния паним бе-паним является З»А прямого света.
И из этого хорошенько пойми слова Ари выше (ч.5, п.51), где он говорит, что свет хэсед, данный в бину, т.е. свет З»А, остается в ней навсегда в виде МА»Н, см. там детали. Т.е., как сказано выше, в момент, когда бина хочет продолжить гадлут света хэсед, чтобы воссоздать его на место, она вынуждена возвратить паним к хохма, и потому этот свет хэсед считается для бины свойством МА»Н, что означает: вызывает в ней зивуг паним бе-паним с хохма.
Итак, мы детально выяснили понятие подъема МА»Н, что означает: фактор, побуждающий к зивугу хохму и бину. И если бы не этот фактор, то хохма и бина не произвели бы зивуг паним бе-паним, по причине ахораим де-бина, отталкивающих хохма, в виде «хафец хэсед он». И этот фактор – это ЗО»Н, потому что они – дети бины, и вся их суть – это лишь свечение хохма. Поскольку все отличие бины прямого света от З»А де-О»Я – только в этом свечении хохма, которое бина продолжает для ЗО»Н, поскольку оба они являются светом хасадим, но бина – это свет хасадим безо всякого свечения хохма, а З»А – в свечении хохма. (Как описано выше, в ч.1, п.3, в О»П, со слов «и смысл». См. там детали.) И потому не может произойти зивуг де-гадлут в АВ»И без подъема МА»Н, т.к. до тех пор, пока ЗО»Н не поднимают МА»Н к бине, она связана в стремлении продолжить хасадим, что это – вся суть бины еще со стороны О»Я, как выясняли. И помни об этом везде, где речь каким-либо образом идет о подъеме МА»Н.
23) Необходимо, чтобы понять здесь, т. к. всё идёт по порядку ступени. И хотя, что сказано, что экран де-хазе де-Некудим поднял в МА»Н к АВ»И, и возвратил их Паним бэ Паним, что они уровень истаклют эйнин де-ИШСУ»Т, включённых в зивуг де-АВ»И. Как упомянуто выше. Нет объяснения, что тот-час одновременно сделала это, т. к. уже известны слова рава выше, что 3 ступени находятся в вопросе, что они Ахор бэ Ахор и Паним бэ Ахор и затем Паним бэ Паним.
И так было в экране и решимот, что к ним вышли 10 сфирот де-рош де-ИШСУ»Т во включении в зивуг де-АВ»И. Поскольку сначала пришли и включились в зивуг Ахор бэ Ахор, т. к. также исправление это было недостаточно для них, что это исправление де-ахораим де-Има высшей. И после этого пришли в зивуг Паним бэ Ахор, что он подсветка в размере ступени, выходящей на обновление авиют решимот, как упомянуто выше, и после этого делают для уровня МА»Н и возвращают к АВ»И Паним бэ Паним, что это свечение 2-ое в притягивании мохин. И всё, что мы сказали выше о включении экрана в зивуг де-Ахор бэ Ахор, обновляется свечение ахораим де-Има высшей до прихода также к ахораим де-АВ»И, которые упали к ХГ»Т. И пойми хорошо.
24) И не затруднит тебя, понимание из предисловия рава выше, когда келим новые ДХГ»Т в исправлении линий, распространились во время их правления де-мелахей ТНХИ»М, чтобы освободить место для них и поднять решимот от этих мест. Поскольку эти слова они в противоречии открытом к многим местам, которые в словах рава, что сказал в разъяснении, что келим делаются от ахораим де-АВ»И их самих, что упали в место ДХГ»Т. Также они нарушены от глубины хохма. Как написано выше. Поскольку смысл освобождения этого места делает там путаницу в двух местах: 1)что новое кли де-гвура исправлено прежде нового кли де-хесед. 2) когда кли де-нецах и ход, которое от свойства ВА»К де-хасадим, упал в Брия в середине келим де ГА»Р де-хасадим, и он ещё внизу от кли де-хесед. Что слова эти не даны, чтобы сказать ни в коем случае. Я опасаюсь, что они расширяют вопросы ученика в начале его учёбы, прежде чем он поймёт в мудрости каббала. И уже находились в противоречии этом большие коментаторы. И они привели меня к словам, указанным выше.
Письмо 3
1920 г.
Дорогому … пусть светит его свеча
«Четверо вошли в пард́ес (сад)». Ведь до того, как был сотворен мир, Он и имя Его были едины, так как души не принадлежали свойству душ, ибо всё понятие имени – что когда товарищ отворачивается от человека, человек зовет его по имени, чтобы тот повернулся к нему.
И поскольку до сотворения д́уши были слиты с Творцом в совершенной мере, и Он давал им венцы (атарот) и короны (кетеры), славу (hод) и величие, и великолепие (тиферет), несмотря на то, что они еще не пробудились, ведь Творец знает их желания Сам и дает им. В этом случае, тем более нельзя говорить о назывании имени, которое относится к пробуждению снизу с одной из сторон. И поэтому это свойство «простого света», ибо всё – в абсолютной простоте, и этот свет был понятен каждому простому человеку, даже такому, который не видел никакой хохм́ы.
Поэтому это было названо мудрецами и понимающими: «пшат» (простое понимание), ибо пшат – корень всего, и о нем авторы и книги не говорят, ибо это одно простое и известное понятие. И хотя в нижних мирах, в решим́о простого света, о котором мы говорили выше, различают два вида, это потому, что он разделяет (хал́ак) их собственное сердце в тайне: «Я же человек гладкий (хал́ак)».
Тогда как в том месте, о котором говорится выше, нет никакого изменения в каком бы виде, ты его себе не представил. И это подобно царю, который взял своего любимого сына и вдруг поместил его в свой большой и чудесный сад, и когда царевич открыл глаза, он совсем не смотрел туда, где стоял, потому что из-за света в саду, его взор устремлялся вдаль, далеко от него, как далек восток от запада, и весь свет своих очей он устремил на здания и чертоги, которые были вдалеке от него на западе, и он ходил дни и месяцы, гуляя и восхищаясь великолепием и богатством, которые он видел перед своим взором на западе.
Через несколько месяцев дух его успокоился и страсть его удовлетворилась, и он насытился наблюдением западной стороны. Сел он и задумался: что же есть на всём пути, который я прошел? Повернулся он на восток, в ту сторону, с которой он вошел, и был поражен! Ведь вся прелесть и красота были рядом с ним, и он не понимал себя, как он совершенно не чувствовал этого до сих пор, и был привязан только лишь к свету, который светит на западе.
Начиная с этого момента, он прилепился к свету, который светит на востоке, и он шел, продвигаясь на восток, пока не дошел до самых входных ворот.
Теперь задумайся и скажи мне, в чем разница между входящими днями и выходящими днями, ведь всё, что он видел в последние месяцы, он видел и в первые месяцы, однако сначала оно не производило на него впечатление, потому что глаза его и сердце были обращены к свету, который светит на западе, а после того как он достаточно насытился, он повернулся к востоку, обратив свои глаза и сердце к свету, светящему оттуда, а что в них изменилось?
А дело в том, что когда он был у входных ворот, возможно раскрытие второго вида, называемого на языке мудрецов «р́емез» (намек) от слов: «И как подмигивают глаза твои», – подобно царю, который намекает на что-то своему любимому сыну и пугает его подмигиванием. И пойми.
И хотя царевич ничего не понимает и совершенно не видит внутреннего страха, заложенного в этом намеке, в любом случае, из доверия к отцу он сразу же уходит оттуда в другую сторону.
И это тайна, называемая «второй вид», р́емез, и вглядись в это пристально. Ведь два упомянутых вида, пшат и ремез, записываются для нижних, как один корень, как сказали грамматики, что нет слова, у которого не было бы корня из двух букв, которые называются истоком слова, ведь из одной буквы нельзя понять никакого смысла, и поэтому аббревиатура «пшат, ремез» – это «пар» (телец), который является корнем тельца сына быка в этом мире, и также прия и ревия (плодиться и размножаться) происходит от этого корня, и пойми это.
Потом раскрывается третий вид, называемый на языке мудрецов «друш» (толкование). И поэтому не было никакой нужды (дриш́а) ни в чем, в тайне «Он и имя Его едины», как сказано выше. Однако в этом виде – увеличивают недостаток, и ищут (доршим) и находят, в тайне «приложил усилие и нашел», как тебе прекрасно известно. И поэтому это место считается «нижними». Ибо тут есть пробуждение снизу – в отличие от свечения лика востока наверху, которое было в свойстве: «прежде чем позвали вы, Я уже ответил», – ведь был сильный призыв, и даже усилие и страсть, и это тайна «могил страсти». И пойми.
Затем наступает четвертый вид, называемый на языке мудрецов «сод» (тайна). И на самом деле он похож на ремез, но только в ремезе всё воспринималось не более как тень, следующая за человеком, и уж тем более третий вид, друш, уже облачил ее, и пойми.
Но тут – свойство шепчущего голоса, как с беременной женщиной, которая ощутила запах … ей шепчут на ухо, что сегодня Йом Кипур и т.д. чтобы плод не стал двигаться и не выпал. И вглядись пристально.
И нет тут вопроса, что в таком случае это, наоборот, скрытие лика, а не лик. Ибо это «сод», как сказано: «Тайна Творца – для боящихся Его, и союз Свой Он объявляет им», и поэтому Он кружит в танце, пока не нашептывает ему следующие слова: «Пищу (т́ереф) дал Он боящимся Его», а не трефу (запретную еду), как зубоскалило то воинство. И пойми.
И до этого объяснения ты дошел сам и написал мне в своем письме, но стесняясь и скромничая, ведь ты не женат, как это принято в Исраэле. И достаточно понимающему.
Этот стих, как он дошел до нас, я тебе объясню, ведь это та же проблема, что и у поэта, сказавшего: «Тайна Творца – для боящихся Его». А почему он сказал именно так? Ведь проблема мудрецов, которую мы обнаружили, – что Писание тратит (восемь) 12 букв, чтобы использовать чистую речь: «А от скота, который не чист …».
Но твоего объяснения всё еще недостаточно для поэта, ведь он мог дать душам всё благо, использовав чистую речь, как Лаван, который сказал Яакову: «Почему ты тайно бежал, и похитил ты у меня, и не поведал ты мне? Я отпустил бы тебя с радостью и пением, с тимпаном и с лирой».
На это поэт отвечает: «И союз Свой (брит) Он объявляет им», и это тайна, называемая «хитух (отсечение), прия (отделение тонкой кожицы) и атифу де-дама (выдавливание крови)». Т.е. в частности 13 союзов, ибо, если бы эта тайна была выражена не этими, а другими словами, недоставало бы 4 исправления из 13 исправлений дикны, и осталось бы только 9 исправлений дикны в Зеир Анпине, и Зеир Анпин не облачился бы на Арих Анпин, как известно постигающим тайну Творца. И это тайна: «И союз Свой Он объявляет им», и это тайна: «Право праотцев завершилось, но союз праотцев не завершился».
Но вернемся к нашему предмету, т.е. тайне: «пар» (бык), «пэред» (разделение), пардес (сад), – которая является их порядком и сочетанием сверху вниз, и вглядись.
И теперь пойми, что такое эти четыре мудреца, которые вошли в пардес, т.е. четвертый вид, называемый «сод» (тайна), ведь у нижнего есть от верхних, ему предшествовавших, и поэтому все 4 вида включаются в этот четвертый вид, и тайна их: правая и левая, паним и ахор.
Ибо первые два вида – это правая и левая, т.е. «пар» (и это тайна слов, которые сказал [Бен Зома] наверху ступени Храмовой горы [«Благословен мудрец тайн и благословен, создавший всех этих, чтобы служить мне», Бен Азай сказал:] «Все мудрецы Исраэля для меня подобны шелухе чеснока»). И это – Бен Азай и Бен Зома, души которых питались от двух видов «пар» [из «пардес»].
А два последних вида – это паним и ахор, и это рабби Акива, который вошел целым и невредимым и вышел целым и невредимым, и прекрасны слова его: «Учит, что на каждую деталь буквы следует выводить кружева кружев законов».
А «ахор» – это Элиша бен Абуя, который ушел в греховное поведение (т.е. стал отступником). И об этом сказали мудрецы: «Не должен человек воспитывать злую собаку у себя в доме», – ибо это греховное поведение.
И всё, что сказано о них: «взглянул и умер», «взглянул и повредился» и «ушел в греховное поведение», – всё это говорится о том поколении, которое собралось вместе единовременно, но все они были окончательно исправлены как подобает друг за другом, как известно постигшим тайну кругооборотов. Но дело в том, что Ахер [Элиша бен Абуя] увидел язык Хуцпита ̃га-Метургемана. Поэтому сказано: «Возвратитесь, сыны неразумные», кроме Ахера, и место его унаследовал рабби Меир, ученик рабби Акивы.
Это правда, что и Гмара тоже затрудняется в вопросе, как рабби Меир научился Торе у Ахера, и они [мудрецы Гмары] сказали: «Нашел гранат, сердцевину его съел, кожуру его (Ахера) – выбросил». А некоторые говорят, что и кожуру его он исправил, в тайне «подъема дыма над его могилой»
Отсюда пойми высказывание Элишы бен Абуя: «На что похож обучающийся ребенок? – На чернила, нанесенные на новую бумагу». Т.е. это душа рабби Акивы. «А на что похож обучающийся старик? – На чернила, нанесенные на затертую бумагу». Это он сказал о себе. И в этом смысл его предостережения рабби Меиру: «Досюда граница шабата». Ибо он понял и оценил [расстояние] по шагам своего коня, ведь он никогда не слезал с коня.
Как сказано: «Огонь геенома не властен над преступниками Исраэля, и они полны заповедями как гранат», и приводит: тем более золотой жертвенник, на котором золота не более динара толщиной, он стоял несколько лет и огонь не одолевал его и т.д. тем более пустые в тебе полны заповедями, как гранат. И это выходит согласно тому, кто сказал, что и кожура исправилась.
И знай, что рабби Элиэзер Великий и рабби Йе̃гошуа – тоже из душ «пар» [пшат, ремез], как и Бен Азай и Бен Зома, только Бен Азай и Бен Зома были в поколении рабби Акивы и были его учениками, т.е. принадлежали 24-м тысячам. А рабби Элиэзер и рабби Йе̃гошуа были его учителями. И это смысл того, что у рабби Элиэзера очищали предметы (тайна пшата), делая это на «змеиной» печи, ибо они разрезали ее на отдельные звенья (хай, 18 звеньев) и прокладывали песок между звеньями, т.е. третью сторону [паним] [мудрецы] уподобляют песку («холь») между первым звеном (т.е. второй стороной) и вторым звеном (т.е. четвертой стороной), и, так или иначе, сестра и родственница взаимовключены, как одно. И рабби Тарфон и рабби Йе̃гошуа, –как одно, они – ученики рабби Элиэзера Великого, а рабби Акива – как будто включается среди них, ведь второй праздник по отношению к первому мудрецы уподобляют будням («холь»), – как «друш» относительно «ремеза», как свеча в полдень.
Но мудрецы его поколения осквернили все эти очищенные предметы и сожгли их, а рабби Элиэзер Великий доказал свою правоту водопроводом, который вздыбил свои воды. Ибо великим мудрецом был рабби Йе̃гошуа и стены бейт-мидраша подтвердили и начали падать из уважения к рабби Элиэзеру и не упали из уважения к рабби Йе̃гошуа. И это окончательное доказательство, и нет больше никакого сомнения, что она [печь] чиста.
Однако мудрецы взяли одного рабби Йе̃гошуа и не захотели устанавливать закон, согласно его учителю рабби Элиэзеру, пока не спустился Голос с небес для свойства рабби Йе̃гошуа, который на самом деле был его учеником, однако рабби Йе̃гошуа не сел на свое место и сказал: Не надо смотреть на Голос с небес, «ведь не на небесах он [закон]» и т.д. И тогда благословили его мудрецы, ибо исчез у них свет ́озена, поскольку они не подчинились законам рабби Элиэзера Великого. А рабби Акива, его любимый ученик, сообщил ему. Ибо умерли 24 тысячи его учеников во время сфиры и мир потерял треть олив и т. д. Смотри там.
Элиша бен Абуя и рабби Тарфон происходят от одного корня, однако Элиша бен Абуя – это сами ахораим, а рабби Тарфон – это паним де-ахораим. На какую притчу это похоже? В одном доме лежат горькие ни на что не годные оливки, а в другом – ни на что не годное давильное бревно. Пришел человек и соединил их, положив бревно сверху на оливки, и стало у него большое количество масла.
И пойми, что это то, что происходит при распространении корней в ветвях в мирах ниже него, но в своих корнях оба они одновременно выглядели как человек, который вдруг пришел в давильню и видит давильное бревно, а под ним большую порцию оливок, и масло, льющееся из них широкой струей, ведь в корне всё видно одновременно, и поэтому этот называется «Ахер», а тот – «Тарфон», это «бревно», а то – «масло», тут же струящееся благодаря нему. И это называется, что он ушел в греховное поведение, ведь после того, как раскрылось желание, т.е. душа рабби Тарфона, душа Ахера осталась как греховное поведение в доме человеке. И это сочетание букв «сод» (самех-вав-далет): Самех – это первая буква самого слова «сод» (тайна) души Ахера. Далет – это первая буква «др́уша», души рабби Акивы, ибо они – действующие. Вав посередине – это рабби Тарфон.
Йегуда Лейб
75. Таким образом есть здесь три ступени, одна под другой. Первая – это кетэр Некудим, там есть уровень ВАК бины. Второй – это уровень Аба вэ-Има Некудим, имеющий уровень Зэир Анпин, и они обе – ступень рош. Третье – это ЗАТ Некудим, ХАГАТ НЕХИ, и это категория гуф Некудим.
76. И знай, что в силу подъема малхут в бину определяются эти ступени Некудим во время их выхода, которые разделились на две части, называемые паним ве ахораим. Потому что после того, как зивуг произошел в никвей эйнаим, в рош есть только две с половиной сфиры и это: ГЭ и никвей эйнаим. То есть кетер, хохма и верхняя половина бины называются келим дэ-паним. А келим дэ-АХАП, нижняя половина бины, и ЗА, и нуква (малхут), вышли из десяти сфирот дэ-рош и стали свойством ступени, которая находится ниже рош. И поэтому эти келим дэ-рош, которые вышли вне предела рош, называется келим дэ-ахораим, и таким же образом разделилась каждая ступень.
77. И получается, согласно этому, что нет ступени, в которой не было бы паним и ахораим. Потому что АХАП уровня захар, и это кетер дэ-Некудим, вышли со ступени кетера и опустились на ступень Аба вэ-Има дэ-Некудим. И это уровень некевы. А АХАП уровня некевы, и это Аба вэ-Има дэ-Некудим, опустились и упали на ступень их гуфа, то есть на ступень семи сфирот ХАГАТ НЕХИ дэ-Некудим. И получается, что Аба вэ-Има состоят из двух частей: паним и ахораим. Потому что внутри их находятся ахораим ступени кетер, то есть АХАП дэ-кетер, а на них облачаются келим дэ-паним самих Аба вэ- Има, то есть гальгальта эйнаим и никвэй эйнаим их самих. И также и ЗАТ Некудим состоят из паним и ахораим. Потому что келим дэ-ахораим Аба вэ-Има, и это их АХАП, находятся внутри ЗАТ, а келим дэ-паним ЗАТ, получается, что облачают их снаружи.
78. И разделение каждой ступени на две половины привело к тому, что на всех этих ступенях Некудим есть только нэфеш и руах, то есть ВАК, и не достает ГАР. А потому, что на каждой ступени не хватает три ступени, ступени бина и ЗОН, по этой причине, там также отсутствует ГАР светов, то есть нэшама, хая, йехида. И так прояснились десять сфирот катнута Некудим, и это три ступени, которые называются Кетэр, Аба вэ-Има, ЗАТ. И на каждой ступени есть только кетэр-хохма келим и нэфэш-руах светов, потому что бина и ЗОН каждой ступени упали на нижнюю ступень.
Подъем МАН и выход гадлут мира Некудим
79. А сейчас мы выясним 10 сфирот гадлут мира Некудим, которые вышли на МАН решимот ЗОН дэ-АК ниже его табура. И следует узнать сначала, что такое подъем МАН. Потому что до этого момента мы говорили только о подъеме экрана гуфа в пэ дэ-рош высшего, после того, как он очистился. И на решимот, которые включаются в него, там произошел зивуг дэ-акаа, который порождает уровень десяти сфирот для нижнего. Но теперь обновился подъем мэй нуквин, потому что те света, которые поднялись из-под табура дэ-АК в рош САГ, которые являются решимот ЗОН гуфа дэ-АК, называются подъемом МАН.
80. И знай, что источником подъема МАН являются ЗА и бина 10-ти сфирот прямого света, которые выяснились выше, в пятом пункте. И выяснилось там, что бина, которая является светом хасадим, когда она породила сфиру тифэрэт, называемую третьей стадией, снова объединилась с хохмой, и привлекла от нее свечение хохмы для тифэрэт, являющейся ЗА. И вышел ЗА главным образом, как свет хасадим бины, а меньшая его часть – в свечении хохма. И отсюда возникла связь между ЗА и биной. И до тех пор, пока решимот ЗА поднимаются в бину, бина соединяется с хохмой, и притягивает от нее свечение хохмы для ЗА, и этот подъем ЗА в бину, который соединяет ее с хохмой, называется всегда подъемом МАН. Потому что без подъема ЗА в бину, бина не считается нуквой по отношению к хохме, поскольку сама она является только светом хасадим, и не нуждается в свете хохма. И считается, что она всегда ахор бэ-ахор с хохмой, что означает, что она не желает получать от хохмы, и только во время подъема ЗА в нее, она снова становится нуквой для хохмы, для того, чтобы получить от неё свечение хохмы для ЗА. Подъем ЗА превращает ее в нукву, и согласно этому называется его подъем мэй нуквин, потому что подъем ЗА возвращает ее паним бэ-паним с хохмой, что означает, что она получает от него, как нуква от мужской части, захара. И выяснилось, что такое подъем МАНа, и помни это.
81. И ты уже знаешь, что парцуф АБ дэ-АК является парцуфом хохма, а парцуф САГ дэ-АК парцуфом бина, то есть они определяются по своей высшей ступени. Высшая бхина АБ – это хохма, поэтому он весь считается хохмой. А высшая бхина САГ – это бина, поэтому он весь считается биной. И поэтому, когда решимот ЗОН дэ-гуф, которые находятся под табуром АК, поднялись в рош САГ, стали там МАНом для САГ. По их причине происходит зивуг между САГ, биной с парцуфом АБ, который является хохмой. И АБ передает САГ новый свет для ЗОН, которые под табуром, которые поднялись туда. И после того, как ЗОН дэ-АК получили этот новый свет, вернулись и спустились на их место под табур дэ-АК, где находятся 10 сфирот Некудим. И посветил новый свет в 10 сфирот Некудим, и это мохин дэ-гадлут 10 сфирот дэ-Некудим. И так выяснились 10 сфирот дэ-гадлут, которые вышли на второй вид решимот, которые являются решимот ЗОН ниже табура дэ-АК. Но эти мохин дэ-гадлут привели к разбиению келим.
82. И выяснилось в 74 пункте, что есть две ступени в рош Некудим, называемые Кетер и Аба вэ-Има. И поскольку, когда посветили ЗОН дэ-АК новым светом АБ-САГ в десять сфирот дэ-Некудим, вначале посветили в Кетер дэ-Никудим через табур АК, где облачается Кетер, и дополнили ГАР светов и бина и ЗОН келим. И потом посветили Аба вэ-Има дэ-Некудим через есод дэ-АК, где облачаются Аба вэ-Има, и дополнили ГАР светов, бина и ЗОН келим, так, как это прояснилось выше.
83. Прежде всего, выясним гадлут, которому способствовало распространение нового света в десять сфирот мира Некудим. Необходимо отметить, что ступени Кетер и Аба вэ-Има мира Некудим были на уровне ВАК, потому что имели авиют бхины алеф. Но, ведь мы сказали, что за счет нисхождения Некудот САГ под табур дэ-АК, соединилась бхина далет с масахом Некудот дэ-САГ, который является биной, ведь в этом масахе есть так же решимо бхины авиют далет. И если так, то должны были выйти на экран во время его включения в рош САГ десять сфирот на уровень кетер и ор йехида, а не уровень ВАК дэ-бина в сфире кетер, и ВАК без рош в Аба вэ-Има. И ответ: потому что место обязывает, потому что бхина далет включилась в бину, в никвей эйнайм, исчез там авиют бхины далет внутри бины. И это похоже на то, что как будто ее вообще там нет. И поэтому зивуг был произведен только на решимо бхины бет дэ-итлабшут и бхины алеф дэ-авиют, и они только из экрана бины. И вышли там только эти два уровня: ВАК дэ-бина и полный ВАК.
84. И поэтому, после того, как ЗОН дэ-АК под табуром притянули новый свет за счет своего МАНа из АБ-САГ дэ-АК, он светил в рош Некудим. И из того, что у парцуфа АБ дэ-САГ нет никакой связи с этим ЦБ, который поднял бхину далет в никвэй эйнаим, поэтому, когда его свет прошёл к рош Некудим, он вернулся и отменил ЦБ, который поднял место зивуга в никвэй эйнаим и опустил обратно бхину далет на свое место в пэ, как и была она во время ЦА. То есть на место пэ де рош. И находим три кли: озен, хотем, пэ, которые по причине ЦБ выпали со ступени, а сейчас вернулись и поднялись на свое место на свою ступень, как было вначале. И тогда снова опустилось место зивуга из никвэй эйнаим к бхине далет на место пэ дэ-рош. А после того, как бхина далет уже находится на своем месте, вышли там десять сфирот на уровне кетер. И прояснилось, что с помощью нового света, который притянул ЗОН дэ-АК к рош Некудим, он обрел эти три света – нешама, хая, ехида, и три кли АХАПа – бина и ЗОH, которых не хватало ему, когда он вышел вначале.
85. И было выяснено хорошо понятие катнута и гадлута мира Некудим, когда Второе Сокращение, которое подняло нижнюю хэй, четвертую стадию в место никвэй эйнаим, и она скрылась там. Это привело к выходу катнута мира Некудим, то есть уровню ВАК или Зеир Анпин в светах нефеш-руах. И отсутствовали там бина и ЗОН дэ-келим и нэшама, хая, ехида светов. И с помощью прихода нового света АБ-САГ дэ-АК в Некудим, вернулось Первое Сокращение на свое место и вернулись бина и ЗОН дэ-келим в рош, поскольку нижняя хэй опустилась из никвэй эйнаим и вернулась на свое место в малхут, которая называется пэ. И тогда произошел зивуг на четвертую стадию, которая вернулась на свое место. И вышли десять сфирот на уровне кетэр и ехида, и восполнили НАРАНХАЙ светов и КАХАБ ЗОН келим.
И, ради краткости, отсюда и далее мы будем называть Второе Сокращение и катнут подъемом нижней хэй в никвэй эйнаим и спуском АХАП вниз. А гадлут мы будем называть входом света АБ-САГ, опускающим нижнюю хэй из никвэй эйнаим и возвращающим АХАП на свое место. А запомни все это выяснение, и так же помни всегда, что Гальгальта вэ-Эйнаим и АХАП – это названия десяти сфирот КАХАБ ЗОН дэ-рош. А десять сфирот дэ-гуф называются ХАГАТ НЭХИМ. И они тоже делятся в соответствии с Гальгальта вэ-Эйнаим и АХАП, поскольку хэсэд и гвура и верхняя треть тифэрэт до хазе – это Гальгальта вэ-Эйнаим и никвэй эйнаим, а две трети тифэрэт и НЭХИМ – это АХАП, как написано выше. И помни, что Гальгальта вэ-Эйнаим и никвэй эйнаим, или ХАГАТ до хазэ, называются келим дэ-паним. А АХАП, или две трети тиферет и НЭХИМ, которые от хазэ и ниже, называются келим дэ-ахораим. И так же помни понятие разделения ступени, которое произошло при Втором Сокращении, когда на каждой ступени остались только келим дэ-паним. И у каждого нижнего внутри есть келим ахораим высшего.
Птиха