168) «Давида псалом. Творцу земля и всё наполняющее ее, мир и все обитающие в нем»604. «Давида псалом» – указывает, что вознес песнь, а затем опустился на него дух святости. А если написано: «Псалом Давида» – это указывает, что сначала охватил его дух святости, а затем вознес песнь.
169) «Творцу земля и всё наполняющее ее» – сказано о земле Исраэля, о земле святости. «И всё наполняющее ее» – это Шхина. Так же как сказано: «Ибо наполнила слава Творца дом Творца»605, и сказано: «И слава Творца наполнила Скинию»606. Как здесь говорится о Шхине, так же «и всё наполняющее ее»604 сказано о Шхине. Почему сказано «наполнила», а не «наполняла», т.е. почему не сказано: «Наполняла Скинию»? Но, конечно же, она наполнена, т.е. наполнилась всем – наполнилась солнцем. Луна, т.е. Шхина, полна благодаря всем праведникам, наполнена всеми благами свыше, как сокровищница, наполненная всеми драгоценностями мира. «Мир и все обитающие в нем» – говорится обо всех остальных странах вне земли Исраэля.
170) Другое объяснение. «Творцу земля и всё наполняющее ее» – это высшая земля святости, Нуква, которую страстно желает Творец. «Всё наполняющее ее» – это души праведников, которыми Нуква наполняется, благодаря одной основе, Есоду Зеир Анпина, на которой установлен мир. То есть всё, что есть в мире, т.е. Нукве, получено от Есода Зеир Анпина, и поэтому считается, что мир установлен на нем.
171) На одном столбе стоит. Сказано: «Ибо Он на морях основал ее (землю)»607. «Он» – указывает на Творца.
172) «Ибо Он на морях основал ее и на реках утвердил ее»607. Это семь основ, на которых стоит Нуква, и они наполняют ее, а она наполняется ими. И это семь сфирот ХАГАТ НЕХИМ Зеир Анпина. И наполняется им в час, когда праведники умножаются в мире, тогда эта земля (нуква) дает плоды и полна всем.
173) О том времени, когда грешники умножаются в мире, написано: «Как воды уходят из моря, и река иссякает и высыхает»608. «Как воды уходят из моря» – это святая земля, Нуква, орошаемая высшей влагой. А теперь: «Как воды уходят» – и их нет. «И река иссякает и высыхает» – это та самая основа, на которой она стоит, т.е. Есод, который сейчас «иссяк и высох». Это все равно, что сказать: «Исчез праведник»609 – это Есод (основа), называемый праведником.