393) «Ибо Ты не божество, желающее беззакония, не водворится у Тебя зло»382. Однако всякий, кто прилепляется к злому началу и тянется за ним, становится нечистым, и оно оскверняет его.
394) «Что велико зло человека на земле»383 – означает, что они делали все нарушения, и не заканчивался их грех до тех пор, пока не пролили невинную кровь на землю. И это те, кто извратили свой путь на земле, т.е. напрасно изливали семя, и об этом сказано: «И был Эр, первенец Йегуды, неугоден в глазах Творца»384. «Неугоден» означает, что изливал семя впустую.
395) Разве «неугоден» не означает «нечестив»? Неугодным называют именно того, кто изливает семя впустую. Нечестивым называется даже, если поднял руку на товарища своего, и хотя не сделал ничего, называется нечестивым. Как сказано: «И сказал он нечестивцу: «Зачем тебе бить ближнего своего?»»385 Не сказано: «Зачем ударил ты», то есть нанес удар ему, а сказано: «Зачем тебе бить», т.е. еще не ударил его, но тем не менее, назван нечестивым.
396) Но ведь неугодным называется только тот, кто развращает путь свой, оскверняет себя и оскверняет землю, придавая силу и мощь духу нечистоты, называемому нечестивым. Как сказано: «Только неугодное весь день»383. И он не входит в чертог Творца и не видит лика Шхины, потому что вследствие этого греха Шхина уходит из мира.
397) Откуда нам известно, что Шхина устраняется вследствие этого прегрешения? От Яакова, ибо в час, когда отдалилась от него Шхина, он думал, что есть изъян в сыновьях его, т.е. вышеупомянутое прегрешение, из-за которого усилился нечистый дух в мире и привел к уменьшению света луны, Нуквы Зеир Анпина, вызвав ущерб в ней. И поэтому ушла от него Шхина. И думал он так потому, что это прегрешение оскверняет Храм. И потому отдалилась Шхина от Яакова, хотя сам он не совершал греха. И тем более тот, кто оскверняет пути свои и оскверняет себя, т.е. укрепляет дух нечистоты. И поэтому, когда он оскверняется, то называется неугодным.
398) Когда человек оскверняется вследствие вышеупомянутого прегрешения, он не будет помянут Творцом к добру. И каждый раз он поминается во зло со стороны духа нечистоты, называемого неугодным. И поэтому он приводит к удалению Шхины, ведь когда дух нечистоты вспоминает его, сразу же удаляется Шхина, как сказано: «И пребудет он сытый, не посетит его зло»386, что означает – когда он идет прямым путем и не оступается из-за вышеназванного греха, тогда «не посетит его зло».
И поэтому сказано: «Только неугодное весь день»383. И сказано: «У Тебя не водворится зло». И тогда вместо нечестивого он называется неугодным. И сказано: «Даже если иду я долиной смерти, не устрашусь зла, ибо Ты со мной»387. Однако верно также и противоположное – если Шхина находится с ним, то он не боится духа нечистоты, называемого злом. Как сказано: «Не устрашусь зла, ибо Ты со мной» – потому что Шхина избегает нечистоты, называемой злом. И также нечистота избегает Шхины.