«Вкушающие манну и подъем МАНа»

Мы с вами учимся согласно тому, как Тора рассказывает нам о подъеме человека с уровня животного на уровень человека. И мы дошли до состояния… Мы учили, что такое Египет, власть эго над человеком, когда он раскрывает это и не согласен с этим, и хочет убежать от этого в конечном итоге.

Действительно, с помощью большого крика, как сказано, «И застонали сыны Исраэля от работы», с помощью молитвы, просьбы, крика к Творцу они выходят из Египта. Во тьме убегают от своего желания получать, насколько может каждый. Это просто как стадо, которое убегает от волков, допустим.

А после выхода из Египта они находятся в состоянии, которое называется дарованием Торы, получением Торы. Они получают уже какую-то связь с высшим светом, и вся их работа после 50-ти дней – когда они приходят к получению Торы. После этого они идут по пустыне. Но, конечно, мы можем пройти этот духовный процесс не в таком темпе, как мы учим – дни, следующие друг за другом, со вчерашнего дня на сегодняшний. В духовном смысле это занимает много времени. Но мы тем не менее должны знать, какой процесс нам предстоит до Окончательного Исправления. Это то, что Тора рассказывает нам. От Сотворения мира, от начала создания желания получать и до его Окончательного Исправления, это по сути дела, – содержание Торы.

И они получают Тору и начинают работать согласно высшему свету с пока еще неисправленным желанием получать, которое находится в малхут. Они хотят поднять все части малхут до уровня бины. Они не превращают малхут в бину. Но каждое желание малхут, которое изначально ради получения, они хотят исправить его намерение, присоединить к желанию получать намерение ради отдачи, чтобы была отдача ради отдачи.

То есть поднимают желание получать к уровню бины. Исправления эти происходят с помощью молитвы, как мы учим. Всё исправляется и постигается с помощью молитвы. И это то, что они делают в течение 40 ступеней. Это называется «40 лет в пустыне», пока не входят в состояние, которое называется «земля Израиля», это уже уровень бины.

То есть при подъеме от малхут до бины постепенно, в каждом желании, которое раскрывается, они производят исправление ради отдачи. Сначала отдача ради отдачи. Самим желанием они не могут пользоваться, как оно есть, а только сокращая его и пользуясь только с намерением ради отдачи. Это называется, что они поднимают себя в бину, точнее – поднимают желание получать с уровня малхут в намерение ради отдачи. И таким образом они поднимаются. (05:16)

Это процесс, который мы немного больше должны будем изучить. Перед нами здесь есть отрывки, которые мы выбрали. После того, как мы это будем учить, нам станет еще более понятно, что вся наша работа – только в объединении между нами и в молитве, в просьбе к Творцу.

Наша правильная просьба к Творцу, когда мы поднимаем наш хисарон к Творцу, к Высшей силе, к бине, называется подъем МАН. МАН называется «мэй нуквин» (женские воды). Вода – это бина, нуква – это малхут. Подъем желания, малхут в бину, когда мы хотим, чтобы она поднялась в своем использовании, чтобы она целиком была как бина, включилась в бину, – это называется «подъем МАН». И в этом наша работа.

И это по сути дела вся наша жизнь – прийти к подъему МАН. Когда мы захотим все время только одного, – включиться в бину, включиться в отдачу, отменить себя и включиться в товарищей, и все время быть на уровне бины: отдача-отдача-отдача. Это первый этап исправления. И когда мы приходим к уровню бины, – это называется, что мы прошли 40 лет в пустыне. Число 40 – это уровень бины относительно малхут. (07:23)

И когда мы делаем это и включаемся в уровень бины, это называется, что мы обрели на все наши желания намерение ради отдачи. И тогда мы можем с этим намерением ради отдачи, которое называется биной, работать с нашим желанием получать, то есть малхут. И тогда называется, что мы исправляем наше желание получать на практике, ради отдачи.

И тогда мы уже не пользуемся МАНом, некуда поднимать МАН, как будто находимся на уровне бины, и начинаем реализовывать уровень бины с малхут, когда соединяем их вместе. И это называется, что мы уже находимся в земле Израиля. Земля – это желание, малхут, Исраэль – прямо к Творцу, направление на Творца ради отдачи, когда мы начинаем исправлять все части малхут от легкого к тяжелому, постепенно, используя ее ради отдачи. Это уже называется, что мы находимся в земле Израиля (Эрец Исраэль).

Поэтому мы едим МАН только от молитвы, только от стремления к духовному. Мы живем в этот период, когда поднимаем себя от малхут к бине. И это называется, что мы идем по пустыне, то есть нет у нас еще ничего, пока не придем к земле Израиль. Когда мы поднимемся в бину, это и означает, что поселимся в земле Израиль. Так называется уровень бины – прямо к Творцу, когда мы все направлены на это. И тогда мы уже пользуемся малхут, которая поднялась в бину.

До того, как малхут поднялась в бину, мы только наслаждаемся этими маленькими светами, которые приходят к нам от бины, исправляют нас. И мы можем с помощью этих светов оторваться от малхут и включиться в бину. Это называется, что мы «едим хлеб с небес». (10:19)

МАН – это то, что мы получаем от бины, наполняем себя биной, получаем от этого силы. Конечно, эти силы – это силы маленькие, потому что они пока ещё не соединяются с нашим желанием получать. Желание получать сокращено, поэтому называется, что мы находимся в «пустыне» и пользуемся только тем маленьким светом, который светит нам от бины.

Поэтому этот период, когда мы находимся в подъеме малхут к бине – это тоже период, который называется «пустыня». То есть нет у нас там особо ни домов, ни упорядоченной жизни, ни пищи, а только то, что мы собираем немного из того, что падает нам от бины с небес. Поэтому написано аллегорически, что «сыны Израиля выходили утром и собирали манну, ман, который падал с небес на землю в пустыне». Собирали его и ели.

Каждый ощущал в нем вкус, который хотел ощутить. Сам ман (манна) был без всякого вкуса, как света, которые приходят свыше, а каждый, согласно своему хисарону, ощущал вкус, на который он был настроен. То есть, насколько он хотел быть соединенным с товарищами, с Творцом, согласно этому он ощущал наполнение, высший свет, который его наполнял. И это период, который называется «40 лет в пустыне».

Конечно, в пути, как написано в Торе, у нас очень много событий. Вся Тора, по сути дела, пишет в особенности об этом периоде – после выхода из Египта и входе в Землю Израиля. О дальнейшем она не пишет. Потому что после этого мы уже находимся в желании получать ради отдачи «в Земле Израиля». И тогда мы должны продолжать исправления от того, что мы получили.

И поэтому Тора об этом больше не говорит, потому что дальше мы должны продолжать по тому же порядку, и нет там, по сути дела, обновлений, а то, что мы уже раскрываем в этом – это будет называться «тайны Торы». Нельзя об этом написать, а каждый, кто приходит к этому – раскрывает и видит всю высшую систему, которая приводит в действие всю реальность. И он начинает видеть от одного края мира до другого, насколько всё это организовано, идеально, кругло. И так мы продвигаемся.

А сейчас учим о периоде подъема МАНа. То есть в той мере, в которой мы поднимаем себя к Творцу, что называется «подъемом МАНа (мэй нуквин)», то есть малхут стремится быть как бина, – в этой мере мы получаем свыше света от бины внутрь малхут, в которой мы находимся. Эти света исправляют нас и поднимают всё больше и больше к уровню бины.

Эта тема очень-очень важная, потому что это на самом деле главное исправление, которое выводит нас окончательно с уровня желания получать ради получения, к желанию получать ради отдачи, из малхут в бину. Это, по сути, главный рассказ Торы. Когда входят в «землю Израиля», то там мы уже должны существовать согласно продолжению тех законов, которые мы обрели при выходе из Египта и в период получения «дарования Торы» и в период пустыни. Продолжение этого – это уже работа в «земле Израиля», что называется получением ради отдачи. (15:42)

Есть в этом, конечно, много вопросов, я готов на них ответить. И вообще на всё, что мы прошли до этого момента. Потому что о работе при входе в Землю Израиля мы сейчас не можем говорить, у нас нет еще этих ощущений. Тора тоже не рассказывает об этом, она рассказывает только о входе в Землю Израиля, то есть входе на уровень бины на практике, не более того.

Вопрос (Нью-Йорк-1): Я слышал от вас, что нет вкуса у манны, и что это зависит от малхут и бины. Как это работает?

М. Лайтман: Высший свет, который создал нас, он создал нас разными, для того чтобы мы после разбиения соединили себя в совершенном виде. То есть каждый из нас неисправен и низок, эгоист, и нет хуже этого. Но когда мы хотим соединиться между собой и ищем, как соединиться – мы видим, что мы разные и не можем соединиться. И это состояние, которое несет нам горечь, оттого что мы неспособны соединиться и сформировать из себя совершенную форму Адама – уподобленного Творцу.

И тогда мы стремимся все-таки к тому, как реализовать эту форму между собой. И согласно этому стремлению, этой тоске, мы молимся о том, что хотим быть подобными Творцу в нашем соединении. Самостоятельно каждый не способен, но в соединении, находясь в маленькой группе, мы можем действительно это сделать и привести себя к какому-то состоянию объединения, которое произойдет у нас. Конечно, это произойдет благодаря высшему свету, который будет нам светить, и тогда мы получим форму Творца в материи, в наших желаниях. Точнее говоря, в намерениях взаимных между нами – отдавать друг другу, и из взаимной отдачи друг другу – Творцу, который по сути дела является конечной целью наших усилий.

То есть мы поднимаем МАН (просьбу) к Нему, чтобы Он услышал нашу просьбу и ответил на это. Если Он отвечает на это и дает нам МАД (мэй дхурин) – ответ на молитву, силу свыше, которую мы получаем, – это признак, что наша просьба была правильной. И так мы продвигаемся: всякий раз выясняем, каковы хисароны в нашем соединении, чтобы мы были «как один человек с одним сердцем», то есть в одном желании, которое будет называться «исправленная малхут». И Творец сделает это объединение, и мы постигнем в этом работу Творца, Его работу – соединить этот наш пазл в картину системы Адама, подобного Ему во всём. В этом наша работа. (20:28)

Поэтому то, что мы раскрываем, что мы можем соединиться между собой в один пазл, это называется «40 лет в пустыне». Когда мы не противоречим друг другу, не отталкиваем друг друга, между нами действует сила бины от взаимной отдачи, нейтральной. То есть мы можем начать быть в объединении, а потом мы входим в «землю Израиля» – в желание, которое мы начинаем перерабатывать в «ради отдачи», и это уже называется работа на практике, с землей.

И поэтому «40 лет в пустыне» – это символизирует для нас, что мы только молимся, нам нечего делать, кроме этой духовной работы. Молимся, чтобы Творец послал нам силы объединения, и тогда мы как-то приближаемся друг к другу. Есть, конечно, много ссор, много проблем, мы раскрываем, насколько мы по нашей природе эгоисты, и исправляем себя выше нашей природы, и начинаем соединяться друг с другом.

Но это пока еще, как соединяют допустим части двигателя: их соединяют вместе, но еще невозможно привести их в действие, а только соединяют, чтобы все части соответствовали друг другу. И когда мы заканчиваем соединять эти все части, мы можем начать включать этот двигатель, включать связь между нами. Это уже называется работа с землей, с «землей Израиля», то есть с желанием, которое уже целиком переработано с намерением ради отдачи и готово для использования на практике. Это уже желание, которым мы можем пользоваться ради отдачи.

И в это желание мы получаем впечатление от силы отдачи, когда Творец раскрывается в нашем объединении на практике, устанавливается между нами, и мы начинаем согласно этому называться «Исраэль», «прямо к Творцу». То есть наше намерение над эгоистическими желаниями: у нас есть сокращение, экран, отраженный свет, и мы начинаем на практике реализовывать себя в «ради отдачи» взаимообразно и от нас к Творцу. Это уже называется работой в «земле Израиля». (23:47)

И, конечно, все эти вещи, это не география, не история, а то, что мы должны между собой произвести, и мы, и всё человечество. Поэтому символ работы в пустыне – это «вкушающие ман (манну)», то есть мы можем получать только помощь с небес, относительно маленькую, и это на подъем МАНа. То есть всё приходит к нам с уровня бины сверху вниз на уровень малхут. А когда мы завершаем поднимать малхут к бине, – мы можем переработать малхут правильным образом, и тогда уже не нуждаемся в пище, которая приходит к нам с небес, в манне, а уже можем обрабатывать землю и этим кормить себя. То есть мы уже подобны Творцу, и освящаем так же землю, исправляем само желание. (25:12)

Конечно, есть много вопросов в этой истории. Пока спрашивайте, а потом перейдем к выяснениям по отрывкам, которые мы подготовили.

Вопрос (Италия-4): Почему это приводится в таком виде, что это единственное, что они могли сделать, что мы можем получать только манну свыше? Почему никакая другая работа не принимаемся в расчет? Мы в наше эго не можем получить никакой силы, и в состоянии «пустыни» была только манна, чтобы мы могли продвигаться вперед – почему это так выражается?

М. Лайтман: Было желание получать на уровне бины, изначально, и это называлось, что Адам и Хава находились в Эдемском саду, в раю. Творец создал такое состояние с желанием получать, которое было на уровне бины. Но этот уровень бины они не обрели, они находились на нем в пассивном виде, неосознанно. Как допустим, маленький ребенок, который находится во чреве матери: что он понимает, что он чувствует, что он может делать? На всё, что есть у него, над всеми его системами властвует мама. Так же и мы были в состоянии, которое называется «Адам и Хава» в райском саду.

Для того, чтобы мы стали самостоятельными творениями, нам нужно оторваться от Творца, от высшей силы. И поэтому мы проходим подъем эгоистического желания получать, которое растет – это называется, что в нас входит «змей» – намерение ради получения. И его тоже создал Творец, конечно же, «нет никого кроме Него». Змей этот добавил к нашему желанию получать намерение ради получения. До того, как появился змей, эти желания были все под властью высшей силы, и это называется, что Адам и Хава находились в райском саду. Им было хорошо, – как в Торе рассказано, что они были такие беленькие, чистенькие. В общем, понятно, о чем я говорю. Аллегорически так говорится о желании получать, которое Творец создал.

А потом, для того чтобы увеличить его, расширить его, дать ему самостоятельность, желание получать начало портиться, это конечно с помощью Творца, с помощью высшего света, который подействовал на них. И тогда он проходит разбиение и падение, пока не падает с уровня бины на уровень малхут – в получение ради получения. Это называется, что Творец изгнал их из рая.

Эти вещи не очень приводятся в объяснениях каббалистов, потому что мы ощущаем их из нашей работы. Это работа с желанием получать с помощью высшего света. И мы, когда раскрываем себя в теперешней реальности – мы уже раскрываем себя после разбиения, после «греха Древа познания», что называется, после падения Адама Ришона с уровня бины на уровень малхут. (30:03)

И поскольку наше желание получать раскололось на множество частей, оно получило при этом силу Бины в обратном виде, когда мы ненавидим друг друга, не можем соединиться, не можем терпеть друг друга. Это эгоистические желания получать, в которых нет силы Бины. То есть сила Бины удерживала их в Райском саду, а сейчас желание получать выросло и поэтому сила Бины как будто ушла, и мы находимся под властью желания получать.

И тогда мы входим в процесс, о котором уже говорится подробно в Торе: мы входим в Египет, проблема с Фараоном и так далее. Потом убегаем из Египта и стараемся пользоваться желанием получать, пока не начинаем видеть, что желание получать нам во зло. Это то, что мы должны раскрыть в наше время всему человечеству, – что эгоистическое желание получать действительно нам во зло. И нужно раскрыть его до такой степени, пока не увидим в нем врага, нашего ненавистника, и захотим убежать от него, спастись от него как-то. Победить его мы не способны, а только убежать можем. И бегство это от желания получать, внутреннее отдаление каждого от него – называется выходом из Египта. (32:03)

Вопрос (Италия-1): Почему нельзя оставаться только во вкушении МАНа, а нужно перейти на землю Израиль»?

М. Лайтман: Это не зависит он нас. Есть программа творения, которая реализуется изо дня в день, от мгновения к мгновению. Мы не решаем, где мы должны быть, какими мы должны быть, а эта программа обязывает нас продвигаться. А мы, Бней Барух, те люди, которые хотят сами продвигаться к цели творения, хотим помочь этим Творцу и поэтому называемся работниками Творца.

Работник Творца – я хочу помочь Творцу, исполняя программу творения. Это не то, что Он давит и приводит в действие творения страданиями, отсутствием светов на наши желания получать, а, наоборот, мы хотим получить эти света и развиваться правильно с их помощью. Не получить их, чтобы наполнить себя этим – это невозможно, это наше естественное желание. Но мы хотим сделать на это желание сокращение и получить высший свет, для того чтобы связать себя с ним, включиться в него, принять его ради отдачи. Добавить ему еще сил от нашего желания получать эгоистического, сделать на него сокращение в этом его использовании эгоистическом и перевести его на ради отдачи. С помощью этого мы зажигаем, усиливаем силу света от тоненькой свечки, которая есть у каждого, до света Бесконечности. (35:07)

Вопрос (Алматы-1): Адам и Хава находились в Бине. Можно сказать, что ЗА и нуква находятся в Бине?

М. Лайтман: Я не отвечаю на такие вещи, потому что они – не согласно моей программе обучения. А то, что ты перескакиваешь на эти вещи, я не думаю, что ты добьешься успеха. Учи то, что мы учим. Поверь мне, что я всё время ограничиваю себя, чтобы не рассказать больше, чтобы давать каждый раз порцию, которая соответствует продвижению. Если ты будешь перескакивать, ты не будешь продвигаться с нами. Только согласно тому, что я говорю, согласно этим вещам спрашивайте.

Вопрос (Киев-1): Мы соединяемся вместе в десятке и просим друг за друга. Что значит, что мы поднимаем МАН в этой просьбе?

М. Лайтман: Просьба к силе отдачи, чтобы она была в связи между нами. Наше исправление – только просить, чтобы между нами была сила взаимной отдачи. Просить, чтобы мы могли соединиться в большем желании всякий раз, всё более-более едином, чтобы мы соединились больше. В этом вся наша просьба. Нам больше нечего делать. Насколько мы соединимся между собой, в соответствии с этим высший свет сможет воздействовать на нас и облачиться в нас. (37:09)

Ученик: Как мы приходим к этому свойству Бины между нами?

М. Лайтман: Мы хотим прийти к взаимной отдаче, поэтому мы просим силу отдачи, это Бина.

Ученик: Вы сказали, что мы в результате этой нашей работы, исправляем все наши желания и над ними приходим к свойству Бины. Что значит – над всеми нашими желаниями?

М. Лайтман: Мы сможем соединить все наши желания получать, которые невозможно по сути дела соединить, потому что они все эгоистические и отталкивают друг друга. Но мы привлекаем на них высшую силу, и свет соединяет их вместе не в желаниях, а в намерениях. В желаниях мы всегда остаемся ради получения, у нас нет никакой возможности выйти из этого. Фараон остается внутри нас, эго остается внутри нас, оно не исчезает, а мы работаем над ним, над эго, над Фараоном. Мы соединены не в желаниях, а в намерениях. И тогда мы приходим к системе, которая состоит целиком из эгоистических частей, которые мы покрываем намерением ради отдачи друг другу.

И насколько есть в каждом большее желание получать, он должен в соответствии с этим быть в большем намерении ради отдачи. Поэтому каждый, кто больше товарища в отдаче, его злое начало больше него, и желание получать его эгоистическое большое внутри. Но он сделал на него сокращение, экран, отраженный свет и тогда приходит к высоким уровням отдачи. То есть изнутри мы остаемся эгоистами, творениями, эго наше раскрывается еще и еще больше – это изнутри. А над этим мы покрываем наше эго намерением ради отдачи и так соединяемся между собой намерениями.

Мы никогда не можем войти из одного желания в другое, хотя для сокращения мы иногда пишем или говорим так, что хотим соединить желания. Желания не могут соединяться. Мы можем только соединять наши намерения. Мы соединяем наши желания – это называется, что мы соединяем наши намерения (которые над желаниями) – с Творцом. Вот так. С единой системой взаимной отдачи, из этой отдачи – с Творцом. То есть, внутри мы остаемся с Фараоном, с разными, самыми плохими желаниями, и они раскрываются в нас все больше и больше, и они используются, как ахораим каждого парцуфа. Но выше этого мы строим образ Творца. (41:04)

Ученик: Я и товарищи, как бы выходим из себя, чтобы соединиться. Что мы все-таки соединяем, что это за свойство такое (не я и не они), которое мы соединяем вместе?

М. Лайтман: Намерения ради отдачи между вами, чтобы прийти к одному намерению. Если вы соедините между собой ваши взаимные намерения, то вы придете к намерению отдавать Творцу.

Ученик: Соединение намерений и называется свойством бины?

М. Лайтман: Да! Да, объединение между вами, когда вы хотите отдавать друг другу, когда вы соединяете эти намерения – это называется свойством бины. В конечном счете, что нужно сделать? Нужно взять всё желание малхут, покрыть его всеми намерениями бины (ради отдачи) и прийти к уровню кетэра – к получению ради отдачи.

Ученик: Что значит, что мы берем все желания малхут в десятке и покрываем ее всеми намерениями бины?

М. Лайтман: Это значит, что всё, что раскрывается между нами (мы не знаем, что должно раскрыться), всё мы должны покрывать намерением объединиться между собой, для того чтобы прийти в этом объединении к состоянию, когда из этого объединения мы начинаем отдавать Творцу. Так это. (43:05)

Ученик: Я не хочу к словам придираться, но Вы сказали, что мы через объединение приходим к уровню бины. А еще вы сказали, что мы, объединяясь, приходим к исправленной малхут. В чем разница между биной и исправленной малхут?

М. Лайтман: Бина сама – это сила отдачи, малхут – это желание получать. Намерение ради отдачи бины, которое пребывает над желанием получать малхут, исправляет малхут до такой степени, что если малхут целиком исправляется, то приходит к кетэру. То есть целиком отдает. Это называется, что малхут отраженного света доходит до кетэра прямого света.

Ученик: Малхут исправленная – это как бы уже следующий этап после того, как мы приходим к уровню бины?

М. Лайтман: Конечно! Конечно, мы прежде всего заботимся о том, чтобы прийти к уровню бины, включиться в бину. И поэтому мы убегаем сначала из Египта, хотим подняться над нашим желанием получать и прийти к свойствам бины, чтобы они властвовали над нами, то есть были бы выше малхут. А потом мы начинаем перерабатывать, обрабатывать «землю» с помощью бины. Это уже не подъем МАН, как в пустыне, когда мы едим манну, когда только получаем света бины внутрь малхут и исправляем ее. Это уже когда мы входим, что называется «в землю Израиля», мы начинаем исправлять саму малхут, чтобы она была ради отдачи, что называется «Исраэль», прямо к Творцу. (45:25)

Постепенно это уложится в голове и в сердце. Нужно много думать об этом, и через путаницу, конечно, мы придем к состоянию, когда это всё сложится.

Вопрос (KabU 3): Эти 40 лет в пустыне, что значит молиться? Имеется в виду, что мы молимся только для того, чтобы получать МАН, силу бины?

М. Лайтман: Да, 40 лет пустыни, мы получаем силу бины, и она пребывает над силой малхут. Мы еще не можем действительно работать с малхут, мы только можем поднимать наши просьбы. От нас мы как бы поднимаем МАН и получаем силу бины над нами и можем находиться в отдаче ради отдачи. То есть поднять малхут в бину. Когда мы завершаем подъем малхут в бину, это называется, что мы пребывали в пустыне 40 лет, исправили малхут на ради отдачи. То есть не в получении ради отдачи, а в желании отдавать, работать с ней в отдаче. И тогда мы входим на следующий этап, когда начинаем получать ради отдачи. Это называется обрабатывать почву, уже не есть манну, хлеб с Небес, а уже хлеб с земли.

Вопрос (KabU 2): Я думаю, что Вы до этого сказали, что МАН – это мэй нуквин. Можете ли Вы сказать больше, что имеется в виду? Может, как это связано с объединением в десятке?

М. Лайтман: МАН – это молитва получить силы, чтобы объединиться в десятке. Если мы приходим к состоянию, когда есть у нас полная десятка, объединенная – это называется, что мы в десятке подобны единой силе – Творцу. И мы тогда способны работать действительно с десяткой практически, чтобы уподобиться Творцу. И когда мы приходим в десятке к отдаче ради отдачи, между нами и Творцом, это называется, что мы приходим к ступени бины. И когда мы уже выше этого начинаем даже получать ради отдачи, – это мы поднимаемся из бины в кетэр.

Это всё, что я могу сказать. Пожалуйста, спрашивайте еще.

Ученик: Здесь, если можно немножко подробнее, почему называется «мэй нуквин»? Это важно, чтобы мы это знали?

М. Лайтман: Да. «Воды нуквы, мэй нуквин» – МАН, это называется молитвой, просьбой к Творцу. Называется МАН – для того, чтобы объяснить нам, что это «маим» – воды, которые нисходят от бины, силы отдачи, для работы в малхут, которая называется нуквой. Поэтому называется «воды нуквы», мэй нуквин – МАН. Поэтому, когда идут по пустыне, а в пустыне нет воды, и тогда поднимают крик, чтобы была у нас сила бины, сила воды – это называется, что мы поднимаем МАН. И так же едим ман, вкушаем ман. То есть здесь Творец тоже облачается в нашу молитву, и тогда называется, что мы «вкушаем ман». (51:12)

Вопрос (Турция-2): Как мы можем ускорить этот процесс от малхут к бине в десятке? Какой тип объединения должен быть у нас в десятке, чтобы это произошло?

М. Лайтман: Нам нужно стать «как один человек с единым сердцем» при получении Торы, иначе мы не начинаем получать света исправления, если мы пока еще на этом уровне дарования Торы не способны объединиться вместе. Это начало объединения. А затем, когда мы приходим с помощью «получения Торы» к молитвам, к выяснениям – тогда называется, что мы «идем по пустыне», когда мы ищем, в каком виде мы можем объединиться между собой и продвигаться. (52:40)

Вопрос (Петах-Тиква-24): По поводу «они вкушали ман», то есть они получали силу свыше, чтобы прийти к просьбе? Это имеется в виду?

М. Лайтман: Подъемом МАНа называется подъем хисарона снизу вверх. Если мы способны поднять этот хисарон снизу вверх – это уже наполняет нас, когда мы можем уже обратиться к Творцу, продемонстрировать Ему наш хисарон к объединению и что мы направлены на Его раскрытие, чтобы доставить Ему наслаждение. И это еда в пустыне. Когда в наших желаниях в общем раскрывается только сила сокращения – мы сейчас можем начать объединяться с молитвой, с просьбой и получать согласно этой просьбе силу исправления, когда мы объединяемся. Когда мы начинаем с выхода из изгнания, выхода из Египта – мы как стадо. А с помощью получения Торы мы становимся «как один человек с единым сердцем», то есть объединяемся. Но это в данный момент, временно.

А затем в пустыне мы всё же объединяемся всё больше и больше, пока не приходим к состоянию, когда называемся «народ». Это другая структура той же системы Адама Ришона. И тогда мы входим в состояние с Творцом, когда это называется, что мы входим в землю Израиля. Это не география и не какие-то периоды, а внутреннее состояние в нашем объединении. (55:08)

Просто есть у тебя желание получать, оно проходит разбиение, исправление. Это желание получать, которое проходит все эти состояния, описывается в исторических, географических аспектах и так далее.

Ученик: Вы говорите, что «получение Торы» – это объединение на первой ступени. Но вчера мы учили, мы говорили, что 49 исправлений достигли уровня бины?

М. Лайтман: Это в их состояниях. В любом состоянии есть у тебя все эти уровни. Для того, чтобы быть достойными получения Торы, они должны пройти эти исправления, что и называется «отсчет Омера».

Ученик: И это на более низкой ступени? То, что происходит потом в пустыне, это как бы раскрываются более высокие ступени, более высокие желания, которые надо продолжать исправлять?

М. Лайтман: Да-да, верно.

Вопрос (Голландия-1): Все еще непонятно, почему, когда есть пробуждение снизу, когда поднимают МАН, относительно девяти первых в десятке, почему со стороны системы это не называется, как молитва от «одного человека с единым сердцем»?

М. Лайтман: Еще раз.

Ученик: Когда мы говорим о пробуждении снизу, о подъеме МАНа, – подъем МАНа в работе в десятке, всё еще непонятно. Если мы смотрим с точки зрения системы, а не со стороны материальных тел, как это работает, всё еще не понятно, почему это не считается молитвой «как один человек с единым сердцем»?

М. Лайтман: Это считается молитвой, когда мы поднимаем МАН (мэй нуквин) от малхут к бине, когда мы хотим быть объединенными и сплоченными, благодаря силам бины. И в этом и есть наша работа. И нет у нас ничего – только стремиться к этому состоянию. (57:59)

Ученик: Когда есть общая просьба, искренняя просьба, которая дается от Творца человеку, чтобы он просил действительно о помощи товарищам?

М. Лайтман: МАН – это просьба от человека к Творцу. Мэй нуквин – воды нукв, это когда мы просим у Творца и получаем на нашу просьбу «хлеб с небес». Вскоре мы будем это изучать. Лучше, если мы это будем изучать из отрывков, потому что одним предложением я не могу это выяснить. Перейдем к отрывкам. (58:53)

Чтец: Мы переходим к первому отрывку по теме «Вкушающие манну»

И сказал Творец, обращаясь к Моше: «Вот Я посылаю вам хлеб с небес…». [Тора. Глава Шмот 16:4] (59:02)

Повторное чтение отрывка (59:09-59:12)

М. Лайтман: Это значит, что приходит к нам манна – хлеб с небес, – с одной стороны. С другой стороны, мы говорим, что манна – это мэй нуквин (воды нукв), то есть хисароны, которые мы поднимаем наверх к бине. Так давайте продолжим и увидим, как это складывается всё.

Чтец: Второй отрывок.

2. «Два вида хлеба ели Исраэль. Один – когда выходили из Египта, они ели опресноки (мацу), хлеб бедности», и это хлеб от Малхут, «а другой – в пустыне» они ели «хлеб с небес», то есть хлеб Зеир Анпина, называемого небесами. «Как написано: «Вот Я посылаю вам хлеб с небес». [Зоар для всех. Глава Тецаве. Статья «Хлеб нового урожая». Пункт 72] (01:00:07)

М. Лайтман: Это пока определения. Дальше.

Чтец: Третий отрывок.

3. Рабаш. 500 «Когда будешь возжигать лампады — 2»

40 лет, которые Исраэль ходили по пустыне, они шли только к Его свету, т.е. было только пробуждение свыше, которое называется «хлеб с небес», когда высшее благо приходило к ним без действий со стороны нижних. А «хлеб из земли» называется, когда высшее благо приходит благодаря усилиям нижних. И это называется «негодный хлеб», т.е. без усилий. «И душе нашей опротивел этот негодный хлеб», – поскольку в том, что пришло без усилий, не ощущают такого вкуса, как в том, что пришло с помощью усилий. [РАБАШ. 500 «Когда будешь возжигать лампады — 2]

Повтор отрывка: (01:01:08-01:01:54)

М. Лайтман: Это пока еще подготовка, чтобы понять дальнейшие отрывки. Есть много вопросов об этом, но это выяснится вскоре. Дальше.

Чтец: Четвертый отрывок.

4. «Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима)». Сборник

4. Тора была дана только тем, кто ест манну (ман). Тора называется хлебом, как сказано: «Идите, ешьте хлеб мой», и изучение можно назвать едой. А «ман» – это сокращение слова «самопожертвование» ‘месирут нефеш’, и так следует объяснять дарование Торы только тем, кто ест ман, т.е. кто учится с самопожертвованием. [«Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима)». Сборник]

Повтор отрывка: (01:02:42-01:3:22)

М. Лайтман: Ну, еще несколько.

5. Рабаш. 695. «Чтобы они взяли тебе елея чистого»

Когда нет подготовки со стороны нижних, Творец не передает им высшее благо. Но нельзя ограничивать Его и говорить, что без этого Он не может давать им. И приводят доказательство из пустыни, где Творец светил им без пробуждения. И потому ели они хлеб с небес, т.е. без работы, и только когда они пришли в землю [Израиля], им было дано совершенство, называемое «хлеб из земли».

Повтор отрывка: (01:04:08-01:04:54)

М. Лайтман: Нам нужно постепенно включиться в эти понятия. (01:05:02)

Вопрос (Турция 3): Вопрос от десятки. Как наши желания могут помочь нашему намерению? То есть, если наше намерение – соединиться с другими, то какова роль, которую берут на себя наши желания в такой ситуации, если это можно объяснить?

М. Лайтман: Нам не нужно беспокоиться о желаниях, а только о намерениях. Желания все раскрываются вследствие наших разбитых с самого начала келим. А исправление этих желаний – это только создать над ними намерение ради отдачи через товарищей к Творцу. Вот и всё, в этом всё наше исправление. Поэтому поднимаются во мне иногда такие желания, которых я стыжусь и думаю, что для них нет места, что они не должны раскрываться. Это с одной стороны.

С другой стороны, я должен сказать, что всё это исходит от разбитого кли и здесь нечего стыдиться. Всё это с самого начала приходит из разбитого кли, которое создал Творец и разбил. И я должен только создавать правильное намерение на все желания, которые раскрываются. И если мои намерения будут во благо группе, во благо Творцу, то есть направлены на объединение, тогда нет плохих или хороших желаний. Я вдруг увижу, когда намерение обращается с ради получения на ради отдачи, насколько всё входит из материального в духовное в совершенном виде.

Так это. Поэтому, как написано: «Нет праведника на земле, который сделал бы хорошее, не прегрешив». Прежде должны раскрыться прегрешения, в соответствии с этим мы их исправляем.

Вопрос (UK 1): Обычно мы говорили, что мы должны включиться в товарищей, поднять их желания к Творцу. А сегодня услышал от Вас, что мы как бы поднимаем МАН из какого-то индивидуального ощущения всей реальности. Можно спросить, что есть общего между «поднять желания товарищей» и тем, что мы делаем сегодня?

М. Лайтман: Очень просто. На все желания, которые раскрываются во мне, я хочу получить намерение ради отдачи, и только так ими пользоваться. Это то, что я хочу выяснить. И на это я прошу и хочу получить силы свыше. И тогда уже в этих исправленных желаниях я начинаю раскрывать Творца, силу общей отдачи.

Ученик: Можно сказать, что отдача, это одобрение какое-то, или нельзя так сказать?

М. Лайтман: Намерение – это не согласие. Намерение – это работа с тем, как я хочу пользоваться своими желаниями, которые таким образом постепенно раскрываются во мне.

Вопрос (Тель-Авив 3): С одной стороны, в этом отрывке он говорит, что МАН поднимается от нижних, а с другой стороны, МАН в пустыне – это пробуждение свыше. Как это складывается?

М. Лайтман: Это сложится. Твой вопрос правильный, так это слышится, это всё уложится вскоре.

Вопрос (Петах-Тиква-18): Написано, что Тора дана тем, кто вкушает МАН. МАН – это сокращение, самопожертвование? Но ведь МАН дан всему народу, может ли быть, что весь народ был готов к самопожертвованию?

М. Лайтман: Мы не изучаем историю или географию, мы говорим о нас. Если группа находится в самопожертвовании, в том желании, которое раскрывается в них более-менее во всех, называется, что они находятся в состоянии, когда они поднимают МАН. И готовы получить эти силы свыше, которые тоже называются МАН, согласно их просьбе. Они наполняют себя с помощью их просьбы, потому что это пока уровень бины. Насколько я прошу у Творца – это то, что наполняет меня. Мне не нужно здесь ничего, только сила отдачи. И когда я поднимаю просьбу получить силу отдачи, или я наполняюсь силой отдачи, это называется, что я поднимаю МАН.

Ученик: То есть МАН – это по сути дела сама просьба для получения самопожертвования. Это подъем МАНа?

М. Лайтман: Да.

Ученик: Спасибо.

Вопрос (Италия-4): Каков процесс подготовки в пустыне?

М. Лайтман: В течении «40 лет в пустыне» группа, которая получила Тору, сплачивается с помощью подъема просьб, молитв, и приходит к объединению между ними, которое называется народом. И тогда они выходят из пустыни и входят в состояние, которое называется землей Исраэль. То есть на другую ступень малхут. Постепенно мы должны немного вместе включить в себя эти понятия, немного перемешать внутри, запутаться в них, конечно же, а затем это уже раскроется в нас в правильном виде. (01:12:51)

Вопрос (Петах-Тиква-9): Я спрошу немножко в более общем виде. Есть состояния, когда Творец дает до того, как кли достойно. Вы можете объяснить это?

М. Лайтман: Я не могу тебе объяснять, что хочет дать Творец, так или иначе. Мы здесь изучаем систему, каким образом мы приходим к исправлению. И если Творец иногда дает что-то не соответствующее нашему уровню, так мы это понимаем, что это не согласно нашему уровню, но и это мы должны получить. И тогда на самом деле человек получает какое-то пробуждение, свечение, какое-то ощущение свечения бины, которая находится вокруг него и светит ему, и он находится в этом, как в каком-то большом облаке и видит, что весь мир наполнен каким-то особым светом, какой-то особой силой, силой любви. Да? Иногда бывают такие вещи. Но мы этого не изучаем, потому что мы пока еще изучаем, как мы можем действовать, для того чтобы прийти к осознанию духовного, здравому, понятному и в соответствии с уровнями.

Ученик: В системе это меньше понятно, как изучить, что есть кли, есть стыд и так далее и как бы в этом мы видим, что получаем свыше до того, как есть распоряжение со стороны системы.

М. Лайтман: Еще раз повтори.

Ученик: Именно со стороны системы это меньше понятно, потому что мы учим, что нет света без кли, и должен быть стыд. А здесь как бы во время всего этого периода они получают свыше. Со стороны системы это неясно.

М. Лайтман: Хорошо, мы будем изучать дальше и ты поймешь, что ты спрашиваешь. Я пока не понимаю, что ты спрашиваешь. (01:15:13)

Вопрос (Петах-Тиква-13): По третьему отрывку. Каков вид непригодного хлеба, непонятно. Хлеб, который получают (МАН) без усилия? Написано, что без усилия – это называется негодный хлеб. Но у хлеба из земли – как бы у этого нет вкуса. Вы можете объяснить это немножко больше?

М. Лайтман: Хлеб из земли, у которого нет вкуса – это значит, что мы пока еще не пришли к состоянию, когда есть у нас наслаждение от усилия, и что это наполняет нас. И поэтому мы не наполняемся хлебом из земли.

Ученик: Было указание есть МАН в тот же день. Но, что это значит: есть в тот же день, и, если оставляют на следующий день, он портится?

М. Лайтман: Ты должен находиться в тех желаниях, которые пробуждаются в тебе, в соответствии с этим стремиться прийти к объединению и поднимать МАН.

Ученик: Если мы не делаем этого вовремя, то что-то портится? Что называется «портится»?

М. Лайтман: Как ты можешь жить в системах, которые не действуют, согласно желаниям и указаниям? Конечно же, только в соответствии с этим днем ты можешь находиться в этом, но не иначе. Конечно же, если ты живешь не согласно тем желаниям, которые у тебя есть сейчас, а согласно желанию, которое было вчера, – это испорчено. Мы не оставляем этой темы, вы поймете все эти вещи из всего, что вы сейчас слышите.

Это пройдет по каждому, поговорите, это возьмет еще день-два, это возьмет время, пока все мы не начнем воспринимать это и не начнем раскрывать всё. По крайней мере, всё, что написано в Торе, должно быть вам понятно, потому что Тора – это инструкция. Это буквально программа исправления, и эта программа должна быть понятна всем нам, по крайней мере, в общих определениях. (01:18:06)

Вопрос (Hebrew-10): Объяснение, которое мы получили о системе малхут-бины, бины-малхут, – схематически это понятно. Но я хотел спросить вас по поводу вкушения МАНа, манны. То есть получать наслаждение от вкладывания в объединение в десятке и в этом ощущать себя слитым с Творцом, – это называется вкушать МАН?

М. Лайтман: Правильно, очень правильно, здорово, да, наслаждение в духовном от отдачи. И поэтому, кто те, кто едят МАН? Наслаждаются отдачей, это их еда, пища. Очень хорошо сказал. Я рад, я очень доволен тобой.

Вопрос (Queens): Для получения Торы и в течение 49-ти дней были какие-то исправления в дни Омера. А в этих отрывках, которые мы сейчас читали, мы видим, что усилия – в том, чтобы получать Тору в течение 49-ти дней. Как понять это различие?

М. Лайтман: Мы это еще будем изучать. Мы это будем еще изучать. Ты прав своим вопросом, подожди, скоро будет ответ.

Вопрос (Турция-2): Вопрос по пятому отрывку. Что значит совершенство хлеба земли? Это включает две противоположности?

М. Лайтман: Правильно, правильно. Хорошо спросил, да. Хлеб с земли – то есть я делаю работу в своем желании получать ради отдачи и этим наполняю себя. Да, так. То есть моя отдача становится получением.

Вопрос (Голландии-1): Написано в статье: без работы они ели хлеб с небес, они пробуждались с помощью небес, то есть без работы. Что значит это в отношении десятки? Мы не делаем никакой работы или мы какую-то работу делаем в общем-то, чтобы быть в таком состоянии, которое называется «без работы»?

М. Лайтман: Без работы – это называется без работы над самим желанием получать, а поверх него. Мы выходим на уровень бины, когда мы хотим поднять все желания малхут в бину. И поэтому это называется «без работы». То есть, когда мы эти 40 лет идем по пустыне, по песку и получаем от этого наполнение. И это наполнение не от того, что мы обрабатываем землю и производим свой хлеб, когда мы можем в этом уподобиться Творцу. И только тем, что мы отменяем исправление, относя себя к силе бины, так мы получаем МАН с неба. Сам МАН – это и есть… То есть МАН как бы надо поднимать снизу вверх, это мэй нуквин – малхут, которая поднимается в бину. А тут наоборот, это хлеб, который является наполнением, которое приходит из бины в малхут. Но нам надо это почувствовать, как это происходит, как человек наполняется тем, что он поднимает свою молитву, и в этом уже – его наполнение. (01:22:57)

Ученик: Имеется ли в виду, что просто нужно принимать это состояние, согласиться с ним, или делать еще какую-то работу в группе? Что на практике нужно делать?

М. Лайтман: Практически нам надо стараться объединиться между собой в течение всех 40-ка лет в пустыне. То есть малхут, которая может уподобиться бине в отдаче, и это называется работой в «40 лет в пустыне». Мы должны объединиться таким образом, что от нашего объединения раскроется это состояние бины. И мы только этим и наслаждаемся, что мы можем отдавать. Это называется – вкушать МАН.

Вопрос (Киев-1): Мы говорили, что мы сокращаем свое «я», свою малхут и поднимаемся в наших намерениях, соединяясь, стремимся к бине. Потом вы сказали, что мы должны стараться найти способ, как использовать свои желания, которые потом поднимаются ради отдачи. Как это делается?

М. Лайтман: Постарайся в объединении, и ты увидишь, как это раскроется. Вы иногда задаете такие вопросы, которые я не могу объяснить или сказать в одном предложении. Но когда человек раскрывает внутри себя вот это выражение, предложение, то он уже понимает и суть его и то, как это происходит и работает. Если мы не придем к нашему правильному объединению внутри десятки, мы будем эти вещи изучать чисто теоретически, самым простейшим образом. Я не думаю, что это нас сможет удержать или мы сможем это удержать, будет путаница. Если это не раскрывается внутри желания, то это несущественно и вообще не имеет смысла. Поэтому надо как можно быстрее прийти к объединению. (01:25:50)

Ученик: Но мы стараемся, мы работаем над объединением каждый раз. Надо просто понять, что мы все-таки с желанием эгоистическим делаем, когда оно раскрывается. То есть, после того как мы стараемся объединиться и объединяемся.

М. Лайтман: Если вы уже пришли к какому-то объединению и раскрываются эгоистические желания, вам надо их присоединить к объединению. То есть превратить их в силу объединения, еще большую силу.

Ученик: А что значит, что мы присоединяем их к объединению? Мы же до этого работали всегда как бы в сокращении. То есть мы их все время сокращаем и стремимся к объединению, объединяем намерения. А теперь мы…

М. Лайтман: Еще больше сокращай себя, еще больше сокращай себя. Скажем, ты достиг какой-то определенной степени объединения с товарищем, сократил свои желания, и он тоже. И вы пришли к какому-то соединению между собой и вдруг раскрываются новые желания между вами, испорченные. И тогда у вас есть работа еще большая, еще больше сокращать эти желания, ценить товарища не так, как ты это чувствуешь, а в соответствии с тем, как ты представляешь себе, как это должно быть, как РАБАШ пишет. И так привести к еще большему, большему объединению, пока ты не переведешь все силы разобщения в силы объединения.

И это не будет мешать тебе быть соединенным с ним. И тогда ты выходишь на уровень бины. И тогда ты начинаешь работать с Творцом между вами, когда Он раскрывается. И тогда у вас есть уже работа в еще большем объединении, в принятии Творца – в получении ради отдачи. То есть вам надо начинать уже раскрывать желание получать между собой. Иначе, как вы раскроете Творца? И тогда в той мере, насколько вы сможете возбудить силу получения ради отдачи между собой, Творец раскрывается между вами. (01:28:10)

Ты понимаешь? Проблема в том, что мы произносим слова, но пока еще эти слова не несут этого смысла, потому что они еще не воплотились в действия, в практику. То есть мы проходим вещи, которые мы не можем пока еще реализовать. Но все-таки мы решаем, что нам надо это всё пройти – для того, чтобы в общем познакомиться с процессом, который проходит человек с самого начала до Гмар Тикуна.

Потом мы снова вернемся к этому и снова будем повторять. Мы все время заново повторяем чтение Торы год за годом. И каждый раз нам будет понятнее то, что мы проходим, какой процесс. И будет также понятно и начало, исходя из конца. То есть нет раньше и позже в Торе, а только из того, что понимаем весь процесс и углубляемся во все эти формы, и тогда таким вот образом мы начинаем понимать, о чем вообще идет речь. Хорошо?

Ученик: Спасибо.

Вопрос (Север-2): Что это за ощущение – быть живым в духовном? Что это за ощущение такое?

М. Лайтман: Ты хочешь, чтобы я тебе объяснил ощущения?

Ученик: Если это возможно.

М. Лайтман: Хорошо, замечательно там. Всё?

Ученик: Хорошо?

М. Лайтман: Да, хорошо.

Ученик: А что такое «хорошо»?

М. Лайтман: А я не знаю, как передать тебе, что такое – жить там. Как передать тебе? Что ты спрашиваешь? Как можно передать ощущения?

Ученик: Но мы говорим, что работа должна быть не в разуме, а почувствовать. А что значит почувствовать, что «я живой» в духовном?

М. Лайтман: Ты придешь к этому и, как написано: «Вкусите и узрите, как прекрасен Творец!». А тот, кто не вкушает, он не видит и не понимает. «Из действий Твоих мы познаем Тебя» – ты должен к этому прийти и тогда вкусишь. Поэтому называется вкусы. Вкусы Торы, это внутренний свет, который распространяется внутрь парцуфа, души. Хорошо? (01:31:00)

Вопрос (Петах-Тиква-25): Я сегодня дежурный по объединению. Я спрашиваю от имени десятки, что означает подъем МАНа. Когда мы едим манну – это что, – хисарон к отдаче?

М. Лайтман: Пока подъем МАНа – это хисарон, просьба к силам отдачи, это желание к отдаче, правильнее вообще – к объединению. То есть я прошу потребность, хисароны в объединении, желание к объединению, силы для объединения. Это всё может быть сейчас подъемом МАНа, просьбой от меня к Творцу. И этим я наполняюсь. То есть, когда у меня есть отношения к Творцу, когда я могу поднять к Нему свои просьбы, приблизиться к Нему посредством объединения в группе, когда я этим выстраиваю место для Его раскрытия, чтобы доставить Ему наслаждение – это для меня уже наполнение.

Ученик: То есть вначале – наслаждение от хисарона, а потом от самой отдачи, да?

М. Лайтман: Это похоже на человека в этом мире. Есть такие, которые работают, чтобы получить зарплату, а настоящий работник наслаждается самой работой, она его наполняет. Это называется быть мастером и художником. Ему неважно, заработает он деньги или что-то. Но от самой работы он получает наполнение. Почему называется, что духовное целиком и полностью – это наполнение? Ведь это тяжелая работа. Нет, работа становится наполнением. Понимаешь? Вот так.

К примеру, забери у женщины возможность кормить ребенка. Для нее это работа или наслаждение? То есть, когда она уже сидит и кормит ребенка, и смотрит на него, когда он кушает, – для нее это наслаждение. Хотя это связано с очень тяжелой работой, расходами и так далее.

Нет духовной работы. Ты можешь сказать: «Как это нет? Есть же сокращение, экран, отраженный свет, огромные усилия, всё – выше желания получать, всё это в поте лица». Правильно. И это наслаждение. В соответствии с этими усилиями это становится наслаждением. Когда ты весь в поту, и ты весь в этом, но это наслаждение. Сколько у тебя есть людей в мире, которые занимаются спортом и подобными вещами? Разве это не тяжелая работа? Разве они не тратят калории? Они получают от этого наслаждение. Вот так мы и придем к состоянию, когда работа над объединением в связи между нами будет нашим наслаждением. (01:34:44)

Вопрос (Петах-Тиква-6): Вы сказали, что такое хлеб из земли, а в конце мне кажется, вы поменяли слово, что отдача превращается в получение. Вы, наверное, имели в виду наоборот, что получение становится отдачей?

М. Лайтман: Силу получения я обрабатываю в отдачу. Или отдача становится для меня получением. Потому что я наслаждаюсь отдачей, я наполняюсь отдачей. И поэтому, чем больше я отдаю, тем больше я получаю.

Ученик: Большое спасибо.

М. Лайтман: То самое намерение, то самое действие, то самое отношение к кому-то, когда я ему даю. Мать и ребенок – в нашем мире нет более четкого, ясного примера, – насколько она дает маленькому ребенку, для нее это наслаждение, как будто она сама кушает, как будто она сама наполняется. Это нам понятно, так ведь? Хорошо. Но пошли дальше, давайте еще вопросы. Я вижу постепенно все-таки это как-то приближает нам эту тему.

Вопрос (KabU-3): Можно ли сказать, что МАН – это Шхина?

М. Лайтман: Я на это не отвечаю. Не привноси сюда вещи, которые мы не изучали, которые кажутся где-то там в твоих фантазиях, что ты можешь взять эти вещи. И даже если ты поймешь ответ, но другие не поймут. И поэтому я не отвечаю, я не говорю ни да, ни нет, а просто не отвечаю. Только в рамках того, что будет понятно всем. Только в рамках того, когда мы можем объединиться между собой. А ты своими такими вопросами приводишь к разобщению.

Вопрос (Италия-4): 10 минут назад примерно вы сказали, что нет другого места для этих желаний. И меня это заставило подумать о процессе, когда мы производим изменения в желаниях, мы не чувствуем их важными, мы хотим освободиться от них. Так ответ, который приходит на наши молитвы, вы можете объяснить, как приходит, как работает этот процесс, когда желание преобразуется?

М. Лайтман: Не желания сменяются, а намерения с ради получения на отдачу. Желания остаются такие, какие они есть, раскрываются постепенно в соответствии с планом творения. А мы должны стараться между собой объединиться и просить свет, возвращающий к Источнику, потому что всё постигается только силой молитвы. И тогда наше желание, – получать намерение ради отдачи. Это всё. (01:38:40)

Вопрос (Петах-Тиква-13): Вопрос. Когда нет наслаждения, наполнения от работы по объединению, что нужно делать, когда нет наполнения от этого МАНа?

М. Лайтман: От того, что я стремлюсь, каким-то образом хочу прийти к объединению, но у меня не получается и нет у меня удовлетворения?

Ученик: Когда десятка работает над объединением, мы не видим эту работу, как вознаграждение, что нужно делать в этом случае?

М. Лайтман: Надо продолжать, взаимно поддерживая, усиливая друг друга так, чтобы взаимная работа, которую мы проделываем, чтобы сблизиться между собой – она приближала нас к Творцу, который должен раскрыться между нами. И, если так, то мы должны радоваться тому, что мы приближаемся, что мы работаем день за днём, день за днём.

А то, что нет радости, – нет радости в твоем желании получать, когда ты хочешь видеть эгоистические результаты. Но если ты увидишь, как ты с каждым днем даешь товарищам и через них Творцу, тогда может быть ты будешь очень доволен своими действиями. И то, что ты стремишься к наполнению – это эгоистическая форма, и еще такая (!), что очень хорошо, что ты не получаешь это наполнение. И ты еще радуешься, что не получаешь: пусть страдает желание получать, и понимает, что должно подняться над собой.

Ученик: Чтобы получать наслаждение от самой работы, как нам превратиться в этих мастеров по объединению? Что нам нужно добавить?

М. Лайтман: В каждой детали, где мы вкладываемся в наше объединение, хотя мы не видим никакого результата, но сам вклад в объединение – это уже и есть наше наполнение. То есть Творец дает мне возможность быть в объединении, и для меня это уже награда. (01:41:41)

Вопрос (Москва-7): В третьем отрывке, который мы читали, РАБАШ пишет о хлебе с небес, когда высшее благо приходит без действий со стороны нижних. И о хлебе с земли, когда высшее благо приходит благодаря усилиям нижних. Я не понял, что же такое в итоге негодный хлеб? Это хлеб свыше или хлеб снизу? Как по ощущениям человека?

М. Лайтман: Где ты видел, что это хлеб, о котором ты говоришь? Как ты его назвал-то?

Ученик: Это написано в переводе на русский: и это называется негодный хлеб…

М. Лайтман: Третий. Я читаю. Рабаш. 500 «Когда будешь возжигать лампады — 2»

40 лет, которые Исраэль ходили по пустыне, они шли только к Его свету, то есть было только пробуждение свыше, которое называется «хлеб с небес», когда высшее благо приходило к ним без действий со стороны нижних. Это называется пробуждение свыше, – когда не сами они поднимают МАН. Они хотят исправиться, но у них нет пока еще вот этих самих хисаронов. А наполнение приходило к ним без подготовки со стороны нижних, без усилий. Почему это называется «без усилий»? Разве они не воевали между собой, разве не создавали соединение, чтобы соответствовать земле Израиля? Так это называется. Почему?

А «хлеб из земли» называется, когда высшее благо (наполнение) приходит благодаря усилиям нижних. И это называется «негодный хлеб», то есть без усилий. «И душе нашей опротивел этот негодный хлеб», – поскольку в том, что пришло без усилий, не ощущают такого вкуса, как в том, что пришло с помощью усилий. Как то, что пришло с помощью усилий.

Тогда что ты спрашиваешь? (01:43:42)

Ученик: Так в итоге нам необходимо делать усилия, или не нужно делать усилия?

М. Лайтман: Мы должны прилагать усилия всюду, во всем: или в пустыне, или когда мы находимся еще в Египте, или потом, когда попадаем в землю Израиля. До Гмар Тикуна нам необходимо производить усилия. Без усилий у нас не будет кли, где раскроется Творец, если мы не добавляем каждый день усилия в объединении. Наша связь между нами каждый день в объединении должна всё больше и больше формироваться, и тогда мы приходим каждый раз к раскрытию Творца, еще большему, по ступеням. Или в пустыне, или уже в земле Израиля, но усилия к объединению всегда должны быть. (01:45:00)

Вопрос (Петах-Тиква-29): Есть ли разница между МАНом, который является просьбой правильного хисарона, и МАНом, который является просьбой об объединении?

М. Лайтман: Нет разницы. Что значит правильный хисарон? Хисарон к объединению. Я же действую со стороны кли, я не могу сказать Творцу: «Ну-ка, раскройся во мне». Я могу попросить у Него: «Дай мне силы создать кли, место, где Ты сможешь раскрыться – чтобы доставить Тебе наслаждение». Мы не просим светов, мы просим исправлений. Это понятно? (01:46:05)

Вопрос (Турция-4): Если я во тьме и в отторжении полном, абсолютном, как я могу поднять МАН?

М. Лайтман: Ты начни стараться быть ближе к товарищам, постарайся завидовать им. Насколько они хотят объединения, для того чтобы раскрыть в объединении высшую силу. И тогда ты захочешь быть как они. И в силу зависти к ним, будешь просить у Творца, чтобы у тебя тоже было такое желание к объединению, как у них.

И тогда вы придете к состоянию, когда в объединении между собой вы сможете раскрыть высшую силу. Природа вся, она как одно целое. И, если мы между собой создадим, вопреки нашему эгоизму, тоже что-то подобное этому одному, мы раскроем Его между собой. Хорошо?

Ученик: Есть хисарон к объединению, но этот хисарон рождает отторжение и трудно оправдать Творца и обратиться к Творцу. Что я могу делать из этого состояния?

М. Лайтман: Тебе нужно как можно больше быть с товарищами. И ты начнешь завидовать им, как они между собой все-таки объединены, есть между ними понимание и ощущения. А ты совсем не такой, как они. И так ты к этому придешь. Неважно, в каком виде ты находишься, в каком состоянии, но если ты в группе, то гарантированно получишь такое ощущение, что ты не такой, как они, что они ближе друг другу, они больше продвигаются, они открыты друг другу.

Так тебе это раскроется, это наверняка. Так это всё выстроено свыше, со стороны Творца. И тогда у тебя появится зависть к тому, что они объединены, то есть они ближе к раскрытию Творца, более продвинутые. И тогда отсюда ты начнешь просить, чтобы у тебя тоже было устремление к соединению с ними. Ты увидишь, как это будет.

Вопрос (Latin-6): Какие келим должны быть у нас в десятке, чтобы мы укрепляли величие отдачи и наслаждались самой работой?

М. Лайтман: Но это уже мы должны быть в свойствах отдачи. В той мере, насколько мы находимся сами в свойстве отдачи, мы увидим отдачу, которая находится вокруг нас. И в той мере, насколько мы приближаемся к исправлениям, мы начнем ощущать, что весь мир исправлен. Вы что думаете, что мы, продвигаясь к Гмар Тикуну, будем видеть, что весь мир испорчен?

«Каждый судит по своим недостаткам» и мы увидим, что нет на самом деле испорченности, все находятся в отдаче, и всё зависело только от исправления моего зрения, личного зрения. Вообще в мире нет ни одного человека, который страдал бы, а всё это кажется в моем восприятии реальности. Мы это всё раскроем. Очень трудно сейчас это понять, и вообще, это конечно, пока еще путает. Но все-таки я должен был сказать об этом – что это нас исправляет. (01:51:59)

Вопрос (Испания-2): Почему Творец говорит: «Идите и не боритесь за этот хлеб»? Как можно есть хлеб, если не бороться за него?

М. Лайтман: Это мера соединений между биной и малхут. Есть хлеб с небес, а есть хлеб из земли. И пока еще нет келим для исправленного получения ради отдачи, тогда у нас есть отдача ради отдачи, мы получаем в них наполнение, которое называется хлеб с небес, МАН. Когда мы живем только из того, что можем поднимать наши просьбы к Творцу.

Но когда мы приходим к состоянию, что находимся уже в земле Израиля, то мы уже можем поднимать МАН иным образом. Внутри нашего МАНа есть уже части малхут, когда мы хотим уже получать ради отдачи. И поэтому это называется хлеб из земли. То есть мы уже получаем результат, приносим этот урожай: овощи, фрукты. А это может быть только в желании, которое называется «прямо к Творцу, Исраэль». Так мы продвигаемся.

Поэтому есть МАН и МАД. Если это зависит только от работы свыше, это называется МАН, манна. Если это зависит также от работы снизу, от малхут, это уже называется МАД. Вот так.

Вначале мы изучаем, что как будто бы наши просьбы от малхут к бине, называются МАН, а то, что спускается от бины в малхут, называется МАД. Но это уже по-другому. После того, как малхут получает свойства бины, тогда уже ее работа сама меняется, она уже хочет тоже приносить плоды, она сама уже хочет уподобиться Творцу. И поэтому это объяснение МАН и МАД изменяется существенным образом по сути. (01:54:50)

Вопрос (Петах-Тиква-30): Когда приходит ощущение отдачи, когда ты хоть немножко более правильно приходишь к уровню объединения, уже сразу же становится понятным, что у тебя ничего нет, только десятка и большая группа. Это чувствуется в основном после какого-то нашего действия. Так, что я могу отдать группе? Есть что-то, что я могу вообще вернуть группе, когда я каждый раз прохожу заново, – что всё это сама группа?

М. Лайтман: Не только что-то, что ты можешь вернуть в группу, ты раскрываешь, что вся группа зависит от тебя на 100%. Вся группа исправлена, и только от тебя зависит постижение цели. Поэтому, нет никаких проблем, не волнуйся, перед тобой всегда будет стоять эта задача – подъем МАНа, – до Гмар Тикуна. (01:56:21)

Вопрос (Испания-1): Непонятно, почему в третьем отрывке написано, что «хлеб земли» – это «хлеб» негодный. Что значит, что он негодный, испорченный?

М. Лайтман: Потому что нет у нас пока ещё сил работать с «землей» ради отдачи – это называется «еще до захода в землю Израиля». У нас нет ещё сил обрабатывать желание ради отдачи, чтобы это было «прямо к Творцу». Так вот это называется «испорченность» и очень огромная испорченность – это сразу ведет нас к разбиению. И поэтому запрещено заходить «в землю Израиля» прежде исправления отдающих келим полностью.

И поэтому также и при входе «в землю Израиля», то есть в работе с малхут ради отдачи у нас есть огромная борьба, где внутри малхут есть семь таких желаний, базовых, с которыми мы должны воевать, изгнать их из малхут. И тогда то, что остаётся (это малхует, которые в малхут) только с этим мы можем работать ради отдачи. То есть, когда мы исправляем малхут поступенчато, покоряя «землю Израиля». Это мы ещё будем изучать, нам это еще предстоит. (01:58:36)

Вопрос (Москва-5): Из Вашего объяснения следует, что получение ради отдачи возможно только при входе в Эрец Исраэль. Но вот в 925-ой статье РАБАШа написано, что получение Торы уже означает работу в «ради отдачи». Можно как-то объяснить этот момент?

М. Лайтман: Ты путаешься между тем, как получить Тору и как получить малхут для работы. Это совершенно разные ступени. Получить Тору – это означает войти в контакт с высшей силой, начинать получать силы исправлять малхут хотя бы до уровня бины, и это называется «сорок лет в пустыне». А потом мы входим уже в работу в самой малхут, когда исправляем её ради отдачи в практических действиях. И это уже особая работа, очень особая работа, которую мы должны делать, и она называется «вход в землю Израиля». (01:59:52)

Нужно только понять, что мы поднимаемся в сокращении над малхут и хотим включиться в бину, чтобы сила отдачи, насколько только возможно, была в нас выше силы малхут. Чтобы мы были включены в силу сокращения малхут, чтобы сократить её и подняться к бине. И тогда у нас получается две части: малхут внизу, сила бины вверху, и нет между ними соединения.

Малхут пока называется ещё «пустыней» (мидбар), потому что мы не можем превратить ее в место, где мы можем жить, а живём только биной, которая находится над малхут, и она отдаёт нам МАН – манну, еду. И в этом процессе мы только получаем небольшие света от бины – силу отдачи.

Но когда мы заканчиваем устанавливать бину над малхут и у нас уже есть подготовка, чтобы работать с самой малхут – это называется, что мы уже входим в землю Израиля. И тогда сама малхут, та же малхут, начинает уже получать намерения ради отдачи. То есть она начнет принимать бину внутрь себя, и это называется, что «мы входим в землю Израиля». И тогда мы начинаем работать с желанием получать ради отдачи. И всё. (02:01:54)

Есть ещё вопросы? Нет. Хорошо. Кто у нас остался? Как обычно, Киев.

Вопрос (Киев-1): Что значит, что мы заканчиваем как бы ставить бину над малхут. Что это за процесс, как он градуирован?

М. Лайтман: Я уже несколько раз сказал. Так – в общем, то, что мы делаем, мы отключаемся от малхут. Это называется, что «мы выходим из-под власти Фараона». Второе: мы начинаем входить в связь с биной, начинаем получать силы бины, чтобы они были над малхут – это называется «сорок лет в пустыне». После этого мы начинаем работать в связи между биной и малхут. Не то чтобы бина вверху, а малхут внизу, а, насколько я могу связать каждую часть бины с каждой частью малхут – это уже буквально исправление разбиения. И так мы продвигаемся.

Ученик: Что значит – связать каждую часть бины с каждой частью малхут?

М. Лайтман: После того, когда ты приобретаешь свойство бины. Свойства малхут у тебя есть самого начала, и ты сокращаешь их каждый раз, чтобы приобрести свойство бины. И так у тебя уже есть две части: бины и малхут. Они пока не соединены друг с другом – одна над второй. И тогда ты начинаешь преобразовывать, обрабатывать малхут с помощью бины, чтобы каждая часть в малхут приобрела намерение ради отдачи. И это называется уже работой «в земле Израиля», то есть в желании, которое направлено на Творца. (02:04:16)

Ученик: Можно сказать, что наша задача – просто держаться за объединение, за отдачу друг другу в бине, а Творец просто каждый раз будет раскрывать нам новую часть малхут, над которой нам нужно продолжать держать объединение? Или это как-то по-другому?

М. Лайтман: Это не по-другому, а именно так, как ты сказал. Если мы всё время будем заботиться только о нашем объединении, и из него к объединению с Творцом, это приведет нас к Гмар Тикуну. Без всяких премудростей. И нам ничего не нужно больше знать, кроме как идти в этом направлении – это наш путь.

Ученик: И еще последний вопрос. Он в этом отрывке, что мы читали, пишет, что этот МАН приходит к нам от зэир анпина. Получается, что это как бы Творец нам дает возможность попросить?

М. Лайтман: Так это приходит. Зэир анпин – это тот, который связывает малхут и бину, и это связующее звено так работает. То он связывает бину с малхут, а потом малхут с биной, все время находится между ними. Как мы изучали в четырех стадиях прямого света, – как была создана малхут? Бина порождает зэир анпина, чтобы прийти к малхут.

Вопрос (РТ 6): Из того, что вы сказали. МАН – это же не Тора? В чем разница между МАН и Торой?

М. Лайтман: Тора – это тот свет, который приходит, весь свет, который приходит к нам, чтобы исправить разбитое кли Адама Ришона.

Ученик: Когда мы выходим из Египта, мы получим МАН?

М. Лайтман: Если ты подготовишь себя для получения Торы, после того как поднимешься над своим эгоизмом, начнешь получать свыше высший свет. Этот высший свет будет приходить к тебе постепенно, и это называется МАН, исходя из твоего устремления к исправлению, которое тоже называется МАНом.

Ученик: А сейчас, когда мы в Египте, эти уроки и всё это мы получаем. А что мы получаем сейчас: МАН, Тору? Что мы сейчас получаем?

М. Лайтман: Сейчас мы получаем только маленькое свечение, исходя из нашего устремления, усилия к объединению, к исправлению. Насколько мы стремимся к объединению между друг другом, этим мы раскрываем, что стремимся к Торе, к свету. И в соответствии с этим каждый продвигается в личном виде. (02:07:44)

Вопрос (РТ 6): Вы говорили о том, что мастер – это тот, кто наслаждается своей работой. Мы тоже должны наслаждаться нашим путем, тем, что мы изучаем и стараемся в направлении отдачи? Тем, что мы должны пройти это, от этого получаем какое-то наслаждение. Вот этот сам путь со всеми проблемами, трудностями, процесс. Вопрос: «Как избавиться от тревоги о себе?»

М. Лайтман: На пути если ты думаешь о других, ты тогда освобождаешься от заботы о себе.

Ученик: А как быть с таким естественным беспокойством, как – что будет со мной, с моей зарплатой?

М. Лайтман: Это знак того, что ты до сих пор еще не заботишься о других. Если бы ты заботился о них, ты бы не чувствовал вообще никакой заботы о себе. В той мере, что ты пока еще не заботишься о других, тебе показывают этим, насколько ты еще не находишься в отдаче другим, тогда в тебе пробуждают все эти заботы о себе. Понятно, да? Хорошо.

Кроме этого, чем больше ты будешь продвигаться к настоящему, истинному исправлению, ты будешь стремиться так же к таким состояниям неисправленным, которые у тебя были раньше. Это для того – чтобы у тебя была возможность показать Творцу, что ты стремишься к Нему, несмотря на все трудности. То есть тот, кто ближе подходит к Гмар Тикуну, у него есть такое страдание и сожаление по тем состояниям, когда он так старался прийти к связи, не мог и очень стремился к этому. И вот это стремление из прошлого присоединяется у него перед Гмар Тикуном, то есть добавляются эти хисароны, в которых он может ощутить Гмар Тикун. Это называется, что тьма будет светить, как день, как свет. (02:10:14)

Вопрос (Азия): Мой вопрос такой. Вкус МАНа – это говорится о наслаждении от отдачи, от работы в группе на объединение?

М. Лайтман: Да, именно так. Хорошо сказал. Наслаждение от отдачи, от подъема МАНа, когда я прошу, чтобы молитва и сама работа стали моим наполнением и наслаждением. Это буквально так и есть, да, это та еда, которую мы получаем свыше, с небес.

Вопрос (Турция-1): Вы сказали, что нам нужно прикладывать усилия, чтобы поднять МАН. Так, что такое правильное усилие, чтобы поднять МАН?

М. Лайтман: Чтобы у нас был хисарон к объединению, этот хисарон мы поднимаем к Творцу, чтобы Он дал нам силу объединения. А если у нас нет хисарона к объединению, тогда этот хисарон мы должны тоже поднять к Творцу. Это называется хисарон к хисарону. Хисарон к тому, чтобы у нас был хисарон. И это тоже называется МАН. И то, что мы получаем на этот хисарон реакцию, тоже называется МАНом. Мы это еще будем изучать. (02:12:40)

Вопрос (Франция): Что значит подняться над малхут, – это сделать сокращение или что-то еще?

М. Лайтман: Подняться над малхут – это означает подняться над своими намерениями получить для себя. То есть, что я весь буду направлен на отдачу товарищам и через них к Творцу. И поэтому всё дело в том, что желание получать для себя я сокращаю, а если раскрываются желания, в которых я могу быть в отдаче Творцу, товарищам, – их должен расширять и раскрывать.

Вопрос (РТ 31): Рав, этот период в пустыне, это вообще борьба за выживание? Все время пытаемся выжить? А какое же свойство, какую способность нам необходимо развить в себе, чтобы пройти этот период успешно?

М. Лайтман: То, что ты описываешь этот период в пустыне, это когда мне ясно, что я не могу использовать свое желание получать, а я должен строить над ним намерение на отдачу. И в таком виде я могу существовать, что я наслаждаюсь от того, насколько все мы наслаждаемся в группе, когда мы все находимся во взаимной отдаче друг другу. И это мой подъем над моей личной малхут.

Я сокращаю свою личную малхут и хочу быть включенным в товарищей, состоящим из них, и только в связи с ними я хочу почувствовать, что у меня есть место и питание, и существование – только в связи с ними. Как пишет Бааль Сулам нам о Последнем поколении: это период блуждания по пустыне. Я не думаю об этом периоде в пустыне, что это нехорошее такое время, когда мы живем в сокращении, в стесненном каком-то состоянии. Это неверно.

Мы все-таки продвигаемся именно к хорошим вещам и наслаждаемся тем, что мы не должны использовать наши желания ради себя, а мы наполняемся нашими взаимоотношениями и нашими намерениями ради отдачи. Это светит на нас свет бины, это же свет бины – это уже Творец, который светит нам. Но Он раскрывается нам еще не в наших келим. То есть, или как огонь, или как свет, но не внутри наших келим, а свыше, наверху. И так мы продвигаемся. (02:17:00)

Вопрос (Тель-Авив-4): Мы говорили на уроке о будущем нашем состоянии. А сейчас в течение всего дня, о чем стоит говорить, – о будущем состоянии или о том состоянии, где мы находимся сейчас?

М. Лайтман: Вы должны читать отрывки, которые мы читали вчера и сегодня. И то, что мы будем продолжать читать и завтра даже, вы должны читать их все и даже несколько раз. И даже если вы будете путаться и вам не будет понятно, и вы почувствуете, что каждый раз вы понимаете по-другому – это неважно, нам нужно соединиться с ними, а соединение может быть только через путаницу. Так пусть будет путаница. Главное, чтобы мы вошли внутрь, в этот материал и впитали его, насколько возможно больше.

Посмотрите, как мы едим. Мы берем какие-то кусочки еды в рот, мы это всё прожевываем, потом проглатываем, потом вся наша система пищеварения принимает это питание и разделяет его на части, и разные химические процессы происходят, и мы от этого получаем питание. Сколько мы должны работать для того, чтобы выстроить в нас такую духовную систему? У нас нет выбора, мы должны вкладывать себя в это всё больше и больше.

И так читать, и читать все эти отрывки со вчерашнего дня, сегодняшний и даже те, которые подготовлены на завтра. Только не надо путаться, и не нужно задавать мне вопросы, которые не имеют отношения к этим отрывком, потому что, если вы будете этим заниматься, это вас запутает еще больше. Я хочу, чтобы путаница у вас была только та, которую можно решить быстро, и чтобы вы наслаждались пониманием правильным, и главное – чтобы было стремление к новому пониманию. (02:19:47)

Вопрос (РТ 18): Вы ответили товарищам, что продвигаемся индивидуально в это время. Это как-то немножко запутало. Когда мы пытаемся сформировать нашу работу в десятке вместе, вы могли бы объяснить, что это значит?

М. Лайтман: Мы продвигаемся в объединении между нами. Что значит индивидуальное? Нет личного продвижения, индивидуального в духовном, а только насколько каждый пытается понять свою часть работы в этом, чтобы приблизиться к другому. От начала изучения каббалы до сегодняшнего дня вы изучаете только одно: как нам вместе объединиться, чтобы привести себя в соответствие с высшим светом, чтобы он облачился в нас, чтобы он светил нам, чтобы мы понимали и чувствовали, где мы на самом деле находимся.

Ученик: Так одно не противоречит другому?

М. Лайтман: Ничего друг другу не противоречит, нет такого. Нет никаких противоречий, есть только дополнение друг друга.

Вопрос (Нью-Йорк-1): Когда есть хорошее настроение, строим ощущение отдачи. А как можно ускорить этот процесс, чтобы было хорошее настроение?

М. Лайтман: Это зависит от группы. Это зависит от группы, насколько каждый и вместе может поднимать друг другу настроение, состояние духа. И тогда нет никакой проблемы, мы это изучали очень много раз. Ты сейчас спрашиваешь об этом? Мы же говорили об этом. Человек, да поможет ближнему. Как нам поднимать настроение, дух в группе, как мы поддерживаем друг друга – РАБАШ пишет об этом в своих статьях о группе. Мы это уже прошли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *