ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
— Начнем понемногу читать.
1. /1 / В НАЧАЛЕ СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ НЕБО И ЗЕМЛЮ. /2 / ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО НОСИЛСЯ НАД
ВОДОЮ. /3 / И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВЕТ». И СТАЛ СВЕТ. /4 / И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. /5 / И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НАЗВАЛ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО
УТРО: ДЕНЬ ОДИН.
В этом отрывке говорится о каком-то свете, который вдруг разделил день и ночь.
— Еще не было светил — не было ни Луны, ни Солнца.
Так что же это было? Что такое: «И был вечер, и было
утро…»?
— Возникает много вопросов. Что за тьма над бездной? И что это за «Дух Всесильного носился»?
— Тут мы сталкиваемся уже с некоторым парадоксом. О чем говорится на самом деле? Говорится о высшем свете, о высшей силе, свойство которой — отдача
и любовь, абсолютная отдача и абсолютная любовь. Эта
сила, сама по себе, абсолютна. Её свойство — давать,
наполнять, влиять. Эта сила — как следствие своего
свойства любить, отдавать, наполнять — и создала творение. Что это — творение? Если это сила отдачи, то она создала противоположную ей силу получения, желание
получать.
— Что получать? Эту любовь?
— Да. Существуют два желания: желание отдавать —
оно называется «Творец», и желание получать — «творение». Эти два желания, из которых одно создало другое,
существуют вместе: одна сила существует в другой силе.
Сила света, Творца, создает как бы оболочку вокруг себя,
силу получения, то есть творение, желание получать, желание наслаждаться тем, что исходит от Творца. Эта конструкция, практически, и есть творение. И все, что потом
говорится, говорится о связи между ними, о том, какие
отношения существуют между Творцом и творением. Это и есть картина всего мироздания. Ничего больше нет — только эти две силы.
— Тогда получается, что на этом отрывке можно
и остановиться?
— Да. Можно было бы остановиться. Но дело в том,
что когда высшая сила создает нас, то есть желание получать, у нее есть программа — для чего она создает это.
Изначальный замысел — создание творения с целью его
насладить. Таково свойство высшей силы — свойство отдачи и любви. Но не достаточно просто создать творение,
как желающее наслаждаться, надо довести его до состояния абсолютного наслаждения, абсолютного наполнения — совершенства, как и сам Творец.
— Как это можно сделать?
— Надо дать творению, этому желанию получать, возможность развиться самому: самому захотеть быть таким как Творец и самому этого достичь. Когда первоначальное желание^ самостоятельно развившись; достигнет совершенства; тогда лишь оно сможет его и ощутить.
Вот это и является программой творения и Его окончательным замыслом. Все; что происходит затем во всех
Высших мирах и в нашем мире вместе с нами — исполнение этого замысла.
— А что во мне происходит? Мы говорили; что человек, читая эту книгу, как бы проводит работу над собой. О чем здесь говорится? Можно ли объяснить, что
такое «день и ночь» внутри человека?
— Да. Мы говорим, что «вся жизнь для меня — сплошная тьма». Может солнце светить — тысячи солнц. А мне внутри меня недостает внутреннего света, внутреннего
наполнения. Или, наоборот, «я почувствовал в своей жизни свет, луч света». То есть какое-то раскрытие, наслаждение, наполнение приходит к человеку. Вот это и имеется
в виду, конечно, а не свет и тьма в обычном понимании.
— «И был вечер, и было утро: день один». Что имеется в виду?
— Когда у человека возникает ощущение недостатка,
это вечер, ночь. Вечер — на иврите эрэв, от слова леарвэв, то есть «смешиваться». Когда в человеке смешиваются состояния: понимание — непонимание, хорошее — плохое, он не ориентируется. Из-за этой спутанности он входит во тьму, в ночь. И когда человек проходит спутанность
и тьму, в нем постепенно рождаются новые ощущения по отношению к свету. Поэтому: «И был вечер, и было утро». После вечера, после тьмы появляется озарение,
наполнение, понимание. И этим заканчивается один из циклов — день один. Таких циклов будет еще много в каждом человеке, который развивается.
Так и в нашем мире, мы всегда развиваемся от непонимания к какому-то пониманию; потом опять что-то не понимаем, стараемся разобраться и снова приходим к пониманию. Так, раз за разом, мы продвигаемся. Но в нашем
мире это происходит не так ярко, как в каббале, потому
что в каббале эти состояния спутанности, непонимания,
смущения и возмущения ты ощущаешь внутри себя. И затем, наконец-то, приходит свет, как бы озарение, раскрытие. Это намного более сильное ощущение, чем в нашем
обычном существовании.
— Когда здесь говорится: «день один», — о чем это?
— Говорится о ступеньке постижения Творца, когда
под влиянием внутренней работы в человеке произошла
смена внутренних состояний: сначала были вечер, тьма,
появилось чувство беспросветности, — возникли вопросы: «Для чего я? Зачем я? Почему я?». Именно через эти вопросы человек приходит к свету, раскрывает его, получает ответ. Только так происходит определенное познание, которое и называется «день один».
— Значит, когда говорится «день один», имеется в виду как бы первая ступенька постижения свойства любви, о котором Вы сказали, абсолютного свойства любви? Это первая ступенька?
— Да. Но это уже раскрытие света в себе.
— Я думаю, читателям становится понятно, о чем
мы говорим. Для меня это очень чувственно. Свет
и тьма — состояния, которые я прохожу, они складываются в день один, в некую ступеньку постижения, раскрытия света в себе… Красиво!
ДЕНЬ ВТОРОЙ
— Читаем дальше.
/6 / И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВОД3 ПОСРЕДИ ВОДЫ; И ДА ОТДЕЛЯЕТ ОН ВОДУ ОТ ВОДЫ». /7 / И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВОД; И ОТДЕЛИЛ ВОДУ
КОТОРАЯ ПОД СВОДОМ; ОТ ВОДЫ; КОТОРАЯ НАД СВОДОМ. И СТАЛО ТАК.
/8 / И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВОД НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР; И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ.
Пока не говорится о земле, пока говорится о небе.
Создается небо. Что это означает: пространство, небосвод, небеса, — небо? Это же говорится не о нашем небе?
— Говорится о двух силах, которые находятся друг
против друга, разделены как бы сводом, пространством,
пустотой, где не действует ни одна, ни другая сила. Эти
две силы находятся в человеке, внутри человека, и он должен их обнаружить в себе. Как Моше обнаружил в себе это состояние, так он его и описал.
— Он описывает свое состояние?
— Ну, а как же? Человек не может описать что-то, происходящее вне самого себя. В нас рисуется картина воспринимаемого нами мира. Все, что мы ощущаем, мы ощущаем внутри себя.
И когда Моше пишет о явлении высшего мира, высших сил — Творца, он пишет о том, что ощущает внутри себя.
В этом и заключается суть науки каббала — науки получения: абсорбирование в себе высших сил. Они проявляются в данный момент, и каббалист, в меру своего развития, начинает их описывать.
— С чего начинается постижение высшего мира человеком?
— С того, что человек начинает определять для себя,
что существует сила тьмы и сила света. И между этими
двумя силами: силой тьмы и силой света, — есть свободное пространство. В этом свободном пространстве он себя и ощущает. Оно пустое, еще не заполнено ничем.
И человек как бы подвешен между этими двумя силами.
Это уже второй день, то есть следующее, более глубокое определение первого дня, когда на фоне первого дня он проникает дальше в то, что ему раскрылось. Именно
это означает «день второй».
— В первый день он познал первую ступень: что такое день и ночь — эти состояния.
— Да, в грубом виде.
— А вторая ступень?
— Это уже более внутреннее, точное познание.
— Ощущение некоего пространства, затем неба, воды…
— Но он уже дает и определения: воды высшие, воды низшие. Это разные виды отдачи: свойство отдачи, которое существует наверху и существует внизу, а между
ними — небосвод, пустое пространство. Появляется небо — имеется в виду определенный свет, который состоит из двух свойств: высшего и низшего, высшей воды и низшей воды, — и представляет собой их общее
свойство.
— Вообще воде придается огромное значение…
— Вода — это та среда, в которой может развиваться
жизнь, подобно тому, как ребенок развивается в утробе
матери.
Мы все вышли из воды, из океана. И все живое состоит
в основном из воды.
Вода — это особая субстанция. О ней в каббале говорится очень много. Мы еще подойдем к этому.
ДЕН Ь Т РЕ Т И Й
— Итак, мы говорили о дне втором, то есть о второй
ступени. Давайте поговорим о третьем дне.
/9 / И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПУСТЬ СОБЕРЕТСЯ
ВОДА, КОТОРАЯ ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА
ЯВИТСЯ СУША». И СТАЛО ТАК. /10/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СКОПЛЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО
ХОРОШО.
— Это уже следующее определение, следующее, более глубокое, постижение. Оно сводится к тому, что четко концентрируется и определяется высшая сила, отдающая,
которая является водой, и низшая сила, получающая, которая называется сушей. И разделяются они перед человеком на две категории — высшая и низшая сила. Человек
находится покалишь на уровне исследователя, наблюдателя за этими двумя основными силами творения.
— Что такое суша и что такое вода?
— Желание получать называется суша. Земля на иврите — эрёц, от слова рацдн — желание. Эрец и рацон означают одно и то же — желание получать. Вода — это свойство отдачи. Поэтому дальше эти два состояния — вода и суша — определяются как разделяющиеся. Не говорится уже о том, что и наверху вода, и внизу вода, и всё вместе смешано. На третий день происходит полное разделение воды и суши, то есть силы отдачи и силы получения. Они стоят друг против друга, как бы собираются в два различных силовых полюса. И это является следующим постижением человека.
— Можно сказать, что в человеке появляется ощущение, что в нем есть эти две силы?
— Я так и сказал. Человек постигает это ощущение,
исходя из своих внутренних свойств. Непрерывно изменяя себя, он проходит первый день, второй и третий день творения. Это не дни нашего мира. Могут уйти месяцы, пока человек переходит из одного состояния в другое.
Постепенное углубление в систему творения происходит в человеке только в мере его внутреннего изменения.
— Все-таки как оживает прочитанное, когда начинаешь понимать этот принцип и в соответствии с ним стараешься читать!
— Если вместе с этим ты еще не только понимаешь, но и сам реально изменяешься, тогда внутри себя начинаешь видеть все, как огромное вселенское явление.
— Начинаешь ощущать бесконечную глубину.
— Бесконечно — это не значит неограниченно в пространстве. Потому что здесь еще говорится об отсутствии пространства. Хотя, вроде, есть и небо, и земля, и между ними что-то, но это ещё и не небо, и не земля.
Бесконечность — имеется в виду без границы, когда^постижение не имеет границ. Я постигаю абсолютно всё.
Не остаётся никакого объёма с белыми или черными пятнами — это я называю бесконечным, безграничным постижением.
/11/ И СКАЗАЛ ВСЕВЫШНИЙ: «ДА ПРОИЗРАСТИТ
ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ; СЕЮЩУЮ СЕМЯ ПО РОДУ ЕЕ,
И ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРИНОСЯЩЕЕ ПО РОДУ
СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ».
И СТАЛО ТАК. /12/ И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ; СЕЮЩУЮ СЕМЯ ПО РОДУ ЕЕ, И ДЕРЕВО, ПРИНОСЯЩЕЕ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО ПО РОДУ ЕГО.
И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.
/13/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ТРЕТИЙ.
— Мы говорим о третьей ступени?..
— Да, и обрати внимание, написано: « И увидел, что это хорошо».
— Вот это интересно. «И увидел, что это хорошо».
Что это значит?
— Это четкая ступень, которая заканчивается следующим постижением. Человек, который идет по этой ступени, независимо от того, темно ему или светло, в итоге
определяет связь каждой ступени с целью своего развития. И поэтому, как бы он себя ни чувствовал, поскольку он знает, что все эти состояния ведут его к цели, то он
определяет их, как «хорошо». В этом состоянии человек сливается с Творцом, с Его планом развития, с теми метаморфозами, которые он проходит. И так заканчивается
каждая ступень.
— Человек видит, что это хорошо?
— Конечно. А если бы Моше не видел, не чувствовал
это, он бы так не написал.
— Но он пишет: «И увидел Всесильный…» .
— Он же в себе так ощущает, потому что раскрывает
это в себе.
— Значит, когда говорится: «И увидел Всесильный,
что это хорошо», — он говорит о постижении человека?
— Говорит о том, что постигает, когда ощущает Творца. Если сливается, соединяется с Ним, он ощущает, какое
наслаждение испытывает Творец, когда видит, что человек проходит все эти состояния, приближаясь к Нему, становясь таким, как Он.
— Надеюсь, что это «хорошо» похоже на состояние
в нашем мире, когда я говорю: «Мне хорошо» ?
— Есть такое выражение, очень известное: «И познают Меня все от мала до велика». Да, так будет. И раскроется, что постижение Творца — это самое большое наслаждение. Великое наслаждение, с которым ничто не может
сравниться. Такими мы созданы в нашем желании, чтобы,
постигая Его, наполняться самим.
ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
/14/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДУТ СВЕТИЛА НА СВОДЕ НЕБЕСНОМ ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ И ДЛЯ ЗНАМЕНИЙ; И ВРЕМЕН; И ДНЕЙ; И ГОДОВ. /15/ И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛЬНИКАМИ НА
СВОДЕ НЕБЕСНОМ; ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ».
И СТАЛО ТАК.
— Есть один свет; одно желание со стороны Творца — отдать; наполнить; любить. Это желание может проявляться по-разному. Мать любит ребенка, но иногда она
бывает к нему строга, иногда балует, относится мягко или чуть-чуть жестче — по-разному. Отношение матери зависит от того, какие свойства ребенка она желает привести
в порядок: развить эти, подавить немножко те. И поэтому своей неизменной любовью она по-разному проявляется относительно него.
И высший свет, который исходит от Творца, по-разному проявляется относительно творения. Поэтому вместо одного огромного света есть «светила».
— Мать всегда остается любящей? Она по-разному проявляется по отношению к ребенку, но всегда остается любящей?
— Да. Так и Творец. Мы чувствуем на себе очень большие изменения в отношении Творца к нам. Вся наша
история — это отношение Творца к людям. История человечества, мы знаем, не была простой. Но если б мы сами поднялись до уровня Творца, то увидели бы Его абсолютно добрым и абсолютно любящим. Тогда в соответствии с этим мы и чувствовали бы себя по-другому. Его сокрытие от нас является источником всех наших проблем.
— Сегодня человечество чувствует себя страдающим все больше и больше.
— Это устроено специально для того, чтобы вынудить нас раскрыть Его.
— И Он вынудит нас?
— Обязательно.
/16/ И СОЗДАЛ ВСЕВЫШНИЙ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИЕ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НОЧЬЮ,
И ЗВЕЗДЫ. /17/ И ПОМЕСТИЛ ИХ ВСЕВЫШНИЙ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ.
— Они, как здесь написано, светят на Землю. Это значит — они светят на наше желание получать?
— Для того чтобы развить желание. Это уже не просто состояние — один против другого, а влияние на желание с помощью различных аспектов, чтобы сделать его многогранным. Творец воздействует по-разному, разными свойствами: милосердия, добра, скрытия, раскрытия и так
далее. В результате в желании постепенно вырисовываются всевозможные реакции на это воздействие, и желание начинает развиваться.
— Как?
— Как развивается ребенок? Если мы поместим его в какое-то место, где он совершенно не будет ощущать никакого влияния на себя извне, он не разовьется. Мы
даем ему картинки, рисунки, музыку, заставляем двигаться… Почему? Воздействуя на него через все возможные средства и способы, мы вызываем его многогранное
развитие.
Так же и со светилами… Каждое из них влияет по-разному, особо светит, поэтому и называется сфира — светящийся. Светил всего шесть: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах,
ход, есод…
— Это на иврите. В русском переводе: милосердие, сила, слава, вечность, великолепие, основа. Без пояснения это мало что говорит мне.
— Это шесть видов свечения, которые светят на землю — на желание получать, развивают ее, делают многогранной, многослойной, сложной конструкцией. И тогда земля, то есть желание, получая от них всевозможные воздействия, начинает поневоле меняться. Из земли появляются ростки, развивается животный мир, и затем — человек.
Мы говорим сейчас о первоначальном желании — желании получать, из которого развилось постепенно все остальное.
— Дальше говорится о светилах.
/18/ И УПРАВЛЯТЬ ДНЕМ И НОЧЬЮ, И ОТДЕЛЯТЬ
СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ ВСЕВЫШНИЙ, ЧТО ЭТО
ХОРОШО.
/19/ И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.
— Да. Уже не просто шесть источников света воздействуют на желание, а своими всевозможными свечениями, своим особым влиянием, в особой последовательности
они вызывают в этом желании определенные реакции.
Желание начинает понимать, что хорошо, а что плохо, что называется светом, а что — тьмой.
Желание надо запрограммировать, как компьютер.
Оно ничего не понимает — в него надо внести данные.
И когда светила светят на желание, они вызывают в нем всевозможные состояния, как бы заполняют память. Эти воздействия так и называются решимдт (мн. ч., окончание -от). Решимд (ед.ч.) — «запись». То есть в желании появляются записи информации, и, исходя из этого, желание начинает понимать. Так же как ребенок с помощью уже имеющейся в нем информации начинает исследовать мир.
— Таким образом, и происходит воспитание желания?
— Да. Шесть светил, шесть сфирдт (мн.ч. от «сфира» ), которые светят на желание, подстраивают, программируют желание под себя. Согласно им, их свечению, желание начинает определять, что хорошо и что плохо.
— Это и есть «день и ночь»? Управлять «днем и ночью»?
— Да. Желание уже само определяет, что такое день и что такое ночь в соответствии с тем, как светила задали ему это определение.
— Другими словами, у этого желания есть эталон — свечение? И без ощущения этого света, свечения, я не могу сказать, что значит хорошее и плохое?
— Никак. Откуда? На основании чего? Конечно, не можешь.
— Свечение — это что? Свойство любви? Та самая абсолютная любовь, о которой мы говорим?
— Это абсолютная любовь, абсолютная отдача, которая светит и программирует нас именно таким образом.
Н в этом тексте говорится о каббалисте, взрослом человеке, который находится на четвертой стадии своего развития…
— «Четвертый день творения» — это четвертая ступень?
— Как мы говорили, каждая ступень состоит из ночи и дня. После ночи, то есть непонимания того, что в нем происходит, на человека воздействуют различные светила, свойства Высшего, и после этого приходит понимание,
что такое хорошо и что такое плохо.
И на этом заканчивается четвертый день.
— Говорится о человеке: хорошо — плохо, правда —
ложь, — все относительно конечной цели его развития, подобия Творцу?
— Здесь говорится о некоем объекте, который внутри себя анализирует, определяет добро и зло, что делать,
а что — нет, куда двигаться. То есть он уже подобно растению, поварачивающемуся навстречу солнцу, устремляется к свойству отдачи — к Творцу, он уже поглощает то, что
хорошо, и выделяет, отбрасывает то, что плохо.
В нем есть определения добра и зла, и поэтому он уже сам в чем-то сознательно продолжает расти. Каббалист, когда входит в это состояние, уже приобретает свой
самостоятельный растительный путь. Но еще только растительный.
Из книги «Тайны Вечной книги». Лайтман
https://t.me/kabbalaSTUDY