69) В преисподней есть пределы за пределами – вторые, третьи, до семи. Счастливы праведники, оберегающие себя от прегрешений нечестивых и не идущие их путями, и не оскверняющие себя ими. И всякий, кто оскверняется, и умирая, отходит в мир истины, он опускается в преисподнюю, причем опускается до самого нижнего предела.
70) Два предела находятся рядом друг с другом, называемые Шеол и Авадон (буквально – ад и пропасть). Тот, кто опускается в ад (Шеол), судят его там, он получает наказание свое, а затем поднимают его в другой предел, выше этого. И так поднимается, ступень за ступенью, пока не поднимут его оттуда. Но тот, кто опускается в пропасть (Авадон), не поднимут его оттуда никогда. И потому называется пропасть (Авадон), ибо он окончательно пропадает там.
71) Праведник Ноах предупреждал свое поколение, и не слушались его, пока не навел Творец суд преисподней на них, а это огонь и снег, вода и огонь, одно холодное, другое кипящее, и все осуждаются судом преисподней и исчезают из мира.
72) Затем возрождается мир, как и подобает ему, и Ноах входит в ковчег и вводит в него все виды живущих в мире существ. Ноах был «деревом, дающим плод»503, т.е. праведной основой, и вышли из ковчега все существующие в мире виды, как и наверху – в высших Есоде и Малхут.
73) Когда это «дерево, дающее плод», Есод Зеир Анпина, соединяется с «плодовым деревом»504, с Малхут, выходят из нее все эти высшие виды, «животные малые и большие»505, множество видов, каждый по виду его. Подобно этому был Ноах в ковчеге, и все вышли из ковчега, все получили исправления со стороны пребывания в ковчеге, подобно тому, как высшие поколения получают свое исправление от Малхут. Тогда мир становится подобен тому, что находится выше. И потому зовется Ноах «мужем земли», то есть хозяином земли. И Ноах зовется мужем праведным, праведной основой (Есод), имеющейся выше506.
74) Триста лет до наступления потопа предупреждал их Ноах о деяниях их, а они не слушали его, пока не завершилось время ожидания, отведенное им Творцом. Как сказано: «Пусть будут дни жизни его сто двадцать лет»507, – и исчезнет из мира. Написано: «И было, когда стал человек умножаться на земле и дочери родились у них»508 – и ходили они в наготе своей на виду у всех, тогда сказано:«И увидели сыны сильных дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жен из тех, что выбирали»509. И это было для них основой и главным принципом, и вынуждало их продолжать грешить, пока не привело их к истреблению с лица земли. И потому тянулись они за злым началом, за стволом и корнями его, и отторгали святую веру в среде своей, и погрязли в нечистоте. И поэтому «Конец всякой плоти пришел предо Мною»510, чтобы обвинить их.